13:15 09.10.2013 | Все новости раздела "КПРФ"
О.Н. Смолин: «Киевскую Русь погубила разобщённость князей, давайте не будем повторять исторических ошибок и объединим усилия для сохранения интеллектуального и человеческого потенциала нашей страны»
2013-10-09 12:42
Пресс-служба фракции КПРФ в Госдуме
9 октября на пленарном заседании Госдумы от имени фракции КПРФ выступил депутат О.Н. Смолин.
- Уважаемые коллеги, уважаемый Сергей Евгеньевич!
Сегодня в Думе большой день образования, и на "правительственном часе" каждая фракция, я думаю, выскажет министру свои претензии и предложения.
А сейчас я хочу привлечь ваше внимание к вопросу не партийно-политическому, но общенациональному, причём чрезвычайно острому. На мой взгляд, этот вопрос должен стать предметом внимания всех фракций. И я просил бы послушать то, что я скажу, лидеров фракций и тех, кто во фракциях отвечает за образовательную политику.
Недавно Дмитрий Ливанов предсказал российским вузам большие потрясения и связал это, в частности, с цифровой революцией и обострением международной конкуренции в этой области. Это чистая правда, хотя и не вся. А недавно на большом совещании в Петербурге я услышал: Россия находится под угрозой очередного нашествия, на сей раз электронного по средствам информационных образовательных технологий.
Я не принадлежу к сторонникам конспирологии, но в этом заявлении есть лишь небольшая доля преувеличения, а остальное правда. Наряду с колоссальными возможностями интеллектуального развития новые информационные технологии становятся вызовом национальным образовательным суверенитетам, в том числе и нашей любимой России.
Я имею в виду развитие в странах-конкурентах нашей страны, массовых открытых он-лайн курсов, сокращённо MUX, которые имеют стремительный, взрывной, я бы сказал лавинообразный характер.
Напомню вам данные. Только на сайте курсера в конце прошлого года учились 3 миллиона человек, в июне этого года 4, сейчас 5, среди них в 2012 году получили сертификаты 50 тысяч граждан России, в сентябре этого года обучались уже 200 тысяч, среди всех стран мира граждане России по этому показателю занимают шестое место. Курсера ставит задачу: создать университет на миллиард человек, такую же задачу ставит Google, по преимуществу, это ресурсы американские.
Спрашивается, почему государства всё больше поддерживают, а люди всё чаще выбирают электронное образование?
Первое. Эти курсы совершенно бесплатны пока вы не хотите получить сертификат.
Второе. Курсы читаются талантливыми профессорами, как правило, сопровождаются мультимедиа и подаются в популярной форме.
Третье. В развитых странах принцип образования на всю жизнь давно заменился принципом образования через всю жизнь. Согласно оценкам Дмитрия Медведева, в развитых странах ежегодно повышают квалификации 60-70 процентов граждан ежегодно. В России - 5-10 процентов. Если исходить из 60-70 процентов, то обычными технологиями повысить квалификацию невозможно.
Пятое. Курсы активно переводятся с иностранных языков, с английского языка на другие, в том числе на русский.
Далее. Во всём мире дорожает формальное традиционное человеческое образование, а курсы очень дёшевы, обычно их цена составляет порядка 30-80 долларов, а с помощью преподавателя - 150-250 долларов, гораздо дешевле, чем обычное образование.
Итак, человечество получило новые колоссальные возможности, но и новые колоссальные проблемы. Обращаю ваше внимание, не только развивающиеся страны, но и 11 государств Евросоюза под эгидой Европейской комиссии в альтернативу Соединённым Штатам создают собственный проект массовых открытых он-лайн курсов. Только что эта позиция была подтверждена в Брюсселе.
Причём в этом проекте участвуют не только Германия и Франция, иногда фрондирующие Соединённым Штатам, но и Великобритания, обычно им верная.
Дело в том, что эти он-лайн курсы рассматриваются как стратегия в борьбе за человеческие ресурсы. Вот лишь некоторые последствия и ожидаемые результаты применения этой стратегии.
Результат первый. Это ориентация населения страны-конкурента на обучение в вузах страны, представляющей MUX бесплатные или по очень низким ценам.
Каковы последствия? Потеря национального образовательного рынка, платить будут не своим вузам, а другим. Массовый отток капитала, он и так у нас очень высокий. Стремительное нарастание утечки умов, качественный рост интеллектуального потенциала в странах, куда перетекают человеческие ресурсы.
Цитируя Дмитрия Медведева, директора направления "Молодые профессионалы" в Агентстве стратегических инициатив, как известно, близком к президенту, цитирую: "Сегодня ведущие it-компании с огромным удовольствием закупают 14-летнего программиста заранее". То есть он ещё не поступил ни в какой вуз, а они его уже выкупили, он на них уже работает. И он непосредственно из Индии в 15 лет уезжает в Стэнфорд и работает там.
Коллеги, а чем отличается наша Россия? По данным Сергея Степашина, за последние три года уехали 1 миллион 250 тысяч молодых продвинутых людей.
По данным "Левада-центра", за последние три года количество граждан, которые хотели бы покинуть нашу страну, увеличилось с 13-ти до 22 процентов, среди студентов до 45 процентов.
Конечно, большинство не уедут, но, всё равно, это угроза реальной катастрофы.
Второй результат. Ослабление интеллектуального потенциала или его торможение в развитии в стране, которая теряет человеческие ресурсы. Последствия - ослабление национальной системы образования, которая является основным генератором интеллектуальных ресурсов.
Знаю, во властных структурах есть люди, которые думают сэкономить на развитии отечественного образования, пусть, дескать, все пользуются курсера и другими иностранными ресурсами. Но это мы уже проходили.
Вспомните судьбу отечественной телевизионной и радиопромышленности, была плохонькая, но своя. Теперь по производству телевизоров мы находимся на уровне 1957 года, радиоприёмников - на уровне 1947 года.
Третий результат. Погружение студента иностранного электронного университета в культуру другой страны. Последствия: переориентация на её ценности, размывание национальной идентичности и даже превращение части таких студентов в потенциальных агентов влияния.
Какие возможны пути? Три сценария.
Первый. Использовать исключительно иностранные онлайн-ресурсы. Это может себе позволить развивающаяся страна, но не Россия, претендующая быть одним из мировых лидеров.
Второй сценарий. Не делать ничего, пусть как идёт, так и идёт. Последствия примерно те же: утрата конкурентных преимуществ и крах модернизации.
И третий, единственно возможный сценарий, - это создание отечественных открытых онлайн-курсов, которые позволяют сохранить конкурентоспособность нашего образования и не потерпеть сокрушительного поражения в борьбе за человеческие ресурсы.
По уровню развития электронного обучения большинство российских университетов отстают от зарубежных конкурентов на 15-20 лет.
Больше того, недавно Минобрнауки провело мониторинг, который показал, что к электронному обучению плохо подготовлены федеральные университеты, на которые возлагалось столько надежд. Они оказались в нижней половине таблицы.
Но дело не в том, что наши университеты и профессора плохие, у них просто нет такой государственной поддержки и такого законодательства как у конкурентов.
От коллег из Министерства образования и науки я много раз слышал, что электронные курсы - это дело не министерства, а университетов. При этом ссылаются на западный опыт, но забывают, что бюджет одного Гарварда сравним с бюджетом всей Российской академии наук. И нашим вузам соревноваться с конкурентами как людоедке Эллочке с известной миллионершей.
Я уж не говорю о том, что если бы западные университеты имели такие же условия лицензирования и мониторинга как наши, они просто закрылись. Ну, вот Анатолийский университет в Турции, где я был, миллион 300 тысяч студентов, по 13 квадратных метров на студента как у нас - нужно 17 миллионов квадратных метров, столько во всей Турции нет.
В декабре, коллеги, Комитет Государственной Думы по образованию проводит специальный "круглый стол" по электронному обучению. Мы призываем вас принять в нём участие.
Первое. Необходимо оказать государственную поддержку университетам, которые заняли лидирующие позиции в министерском рейтинге электронного обучения, причём независимо от того, имеют они формальный статус национальных университетов или не имеют. Если не имеют, может быть, создать новые национальные исследовательские университеты электронного обучения.
Во-вторых, как можно быстрее реализовать положения Федерального закона "Об образовании", а именно, с одной стороны, во избежание халтуры университеты должны создать электронную информационно-образовательную среду, с другой стороны, их следует немедленно освободить от колоссальных бюрократических ограничений, которые тормозят развитие электронного обучения и делают нас неконкурентоспособными.
Возвращаясь к теме интеллектуального нашествия, уважаемые коллеги, я вам напомню. Во времена Хана Батыя Киевскую Русь погубила разобщённость князей, их бездействие и надежда выжить в одиночку. Давайте не будем повторять исторических ошибок и объединим усилия для сохранения нашего образования, интеллектуального и человеческого потенциала нашей страны.
Спасибо за внимание.
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме