14:45 13.06.2013 | Все новости раздела "КПРФ"
Никотиновая война против России. Ответ Министра здравоохранения РФ на запрос С.П. Обухова
2013-06-13 14:08
Пресс-служба фракции КПРФ в Госдуме
На имя депутата Госдумы фракции КПРФ С.П. Обухова пришел ответ от Министра здравоохранения РФ В.И. Скворцовой на депутатский запрос в связи с законопроектом «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».
Уважаемый Сергей Павлович!
Министерство здравоохранения Российской Федерации в соответствии с письмом Аппарата Правительства Российской Федерации от 01.02.2013 № П12-4365 рассмотрело Ваш запрос от 30.01.2013 № CO-VI/2-1019, в связи с поступившим в Ваш адрес обращением координатора «Коалиции киоскеров» по Краснодарскому краю Л.Е. Плетнева, по вопросу внесения изменений в проект федерального закона № 163560-6 «Об охране здоровья фаждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» в части запрета на торговлю табаком в киосках, и сообщает следующее.
Вышеуказанный законопроект разработан в целях реализации Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010-2015 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 1563-р (далее - Концепция), и Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака (далее - РКБТ), к которой Российская Федерация присоединилась в 2008 году (Федеральный закон от 24.04.2008 № 51-ФЗ).
Согласно глобальному опросу взрослого населения о потреблении табака (GATS), проведенному ИИЦ «Статистика России» Федеральной службы государственной статистики (Росстат) и НИИ пульмонологии ФМБА России совместно с Минздравсоцразвития России, распространенность потребления табака среди взрослого населения Российской Федерации составляет в целом, 39,1% (43,9 миллиона человек), из них мужчин - 60,2% (30,6 миллиона), женщин - 21,7 % (13,3 миллиона).
РКБТ является основным документом, устанавливающим самые важные направления борьбы против табака в мире. Вступив в силу в 2005 году, этот международный договор стал одним из наиболее быстро увеличивающихся по количеству стран - участниц и присоединившихся стран (далее - Стороны) в истории Организации Объединенных Наций (в настоящий момент насчитывает 175 Сторон). Как и любой другой договор, РКБТ налагает на Стороны определенные правовые обязательства, среди которых следует отметить: принятие ценовых и налоговых мер по сокращению спроса на табак; обеспечение защиты людей от воздействия табачного дыма; регулирование состава, упаковки и маркировки табачных изделий; предупреждение людей об опасности табака; запрещение рекламы, стимулирования продажи и спонсорства табачных изделий; установление контроля за незаконной торговлей табачными изделиями; установление запрета на продажу табачных изделий несовершеннолетним и несовершеннолетними и другие меры.
Одним из целевых ориентиров Концепции является снижение распространенности потребления табака среди населения Российской Федерации на 10-15 процентов, недопущение его потребления детьми, подростками и беременными женщинами.
В соответствии с этим Федеральным законом «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», принятым 12 февраля 2013 г. депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, предусмотрены меры, в том числе и по ограничению торговли табачной продукцией и табачными изделиями.
Так, частями 1 и 2 статьи 19 указанного Федерального закона определено, что розничная торговля табачной продукцией осуществляется в магазинах и павильонах, а в случае отсутствия в населенном пункте магазинов и павильонов допускается торговля табачной продукцией в других торговых объектах или развозная торговля табачной продукцией.
Шаговая доступность табачных изделий в России и соседних странах, входивших ранее в состав СССР, беспрецедентна благодаря легальности торговли табаком в киосках. Ни в странах Запада, ни в странах третьего мира не наблюдается такого огромного количества торговых точек, торгующих табачной продукцией.
Согласно данным Роспотребнадзора, на киоски и ларьки приходится большая часть нарушений правил торговли. Так, согласно результатам проведенных за 2007-2009 годы (более 70 тысяч проверок), основная доля нарушений (90 %) приходится на индивидуальных предпринимателей, из них 70 % составляют нарушения, выявленные при осуществлении ими торговой деятельности через предприятия мелкой розницы (киоски, ларьки). В настоящее время деятельность по продаже сигарет не подлежит лицензированию, а административная ответственность за продажу сигарет детям минимальна. Осуществлять контрольные мероприятия в таком количестве точек продаж не представляется возможным, в результате чего Российская Федерация является лидером в мире по курению среди подростов, для которых покупка сигарет в киоске не представляет труда.
Требования Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» к осуществлению розничной продажи табачной продукции аналогичны тем, которые предъявляются к торговым предприятиям, осуществляющим розничную торговлю алкогольной продукцией, согласно требованиям Федерального закона от 19.08.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».
Реализация перечисленных положений Федерального закона снизит шаговую доступность табачных изделий, что, безусловно, приведет к существенному снижению незаконной реализации табачных изделий несовершеннолетним.
Запрет торговли табаком в киосках позволит перепрофилироваться данным торговым предприятиям и даст возможность реализовывать другие виды продукции - молочные, мясные продукты, фрукты и овощи, печатную продукцию и т. д. В настоящий момент такие торговые предприятия не могут выдержать конкуренции на аукционах за место с продавцами табака, которые зачастую более прибыльны в связи с высокой распространенностью табакокурения в России. В целом, нет сомнений, что практически все места, отведенные под нестационарную торговлю, будут заполнены, и массового ущерба для малого предпринимательства рассматриваемый Федеральный закон не принесет.
Кроме того, у субъектов малого предпринимательства появится стимул для расширения своего бизнеса и строительства магазинов и павильонов, что является приоритетом в масштабе государства.
Укрупнение торговых точек само по себе является фактором роста производительности труда в торговом секторе. По оценкам аналитического агентства McKinsey, производительность труда в современных российских торговых форматах почти в три раза выше, чем в традиционных - киосках, гастрономах, рынках и т. д. При этом преимущество современных форматов обусловлено более удачным расположением, широким ассортиментом и низкими трудозатратами.
Учитывая перспективы повышения акцизов на табачную продукцию, запрет торговли табака в киосках представляется важным. В связи с этим особенно актуальным становится вопрос о мерах по недопущению роста доли теневого рынка табачной продукции. Опираясь на данные Роспотребнадзора, а также в связи с установленными фактами продажи табака несовершеннолетним и административной невозможностью контролировать такое количество ларьков и киосков требуется укрупнение розничной сети с тем, чтобы улучшить качество государственного контроля над розничной продажей табака.
Министр здравоохранения РФ В.И. Скворцова.
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме