13:30 09.04.2014 | Все новости раздела "КПРФ"

Независимый экономист Владислав Жуковский: «Украина осталась без российского газа и погрязла в долгах»

2014-04-09 12:02
Владислав Жуковский, независимый экономист

Украина осталась без российского газа и погрязла в долгах – никакая сланцевая революция и реверс газа не спасут Незалежность от бунта и очередного госпереворота.

Социально-экономическая ситуация на Украине стремительно ухудшается – мало того, что страна охвачена гражданской войной и расколота по культурно-историческому принципу (для части населения Бандера и Шушкевич национальные герои и символы Незалежности, для другой – враги Отечества и пособники гитлеризма), так ещё и как никогда близка к финансовой катастрофе и распаду.

Дополнительной ложкой дёгтя, усугубляющей кризис на Украине и рискующей окончательно разорвать отношения Киева и Москвы, стал вопрос по газу. Украина не просто наотрез отказывается платить России за поставленный газ и закупать топливо без предоставленной в декабре 2013г. 30% скидки, но и, по большому счёту, в принципе не способна этого сделать даже при всём желании.

Согласно официальным данным Статистического комитета Украины и Нафтогаза, по итогам 2013г. Украина сократила объем потребления газа без малого на 8,1% до 50,4 млрд. кубометров голубого топлива. Это вполне ожидаемо - экономика Украины находится в коматозном состоянии и потребление энергоносители вполне закономерно сокращается вслед за разрастанием кризисных тенденций в экономике и промышленности – как и в России, потребности в газе и электроэнергии сокращаются не в силу роста энергоэффективности производства, внедрения передовых ресурсосберегающих технологий и технического перевооружения производств на основе передовых достижений науки и техники (этого не наблюдается в обеих странах без малого четверть века разрушительных псевдорыночных реформ и олигархической «шоковой терапии»), а в силу самого банального разрушения индустриальной базы и производительного капитала.

Так, по официальным оценкам государственного комитета статистки Украины,  ВВП Незалежной падает на 1,5-2%, промышленное производство сжимается на 5,5%, в целом ряде наукоемких отраслей обрабатывающей промышленности спад производства превышает 15-20%, капиталы стремительно утекают из страны, капитальные вложения в экономику падают на 15%, пассажирский поток на фоне обнищания населения упал на 6,7%, производство строительных материалов сжалось на 10%, армия безработных выросла до 7,7% экономически активного населения, а численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума (т.е. нищего населения) подскочила до 26,5% украинского населения. 

При всем при этом федеральный бюджет Украины сводится с дефицитом в 4,5%, а иностранная валюта в беспрецедентных масштабах вымывается из экономики и финансовой системы - дефицит счета текущих операций платежного баланса превысил отметку в 5,5% ВВП. Только в 2014г. Киев должен найти свыше 8 млрд. долл. на обслуживание внешних займов государства, не говоря уже о погашении тела кредита. И еще не менее 2,2-2,3 млрд. долл. на оплату задолженности Нафтогаза перед Газпромом за поставленный газ. А в целом по итогам всего календарного года все хозяйствующие субъекты Украины должны изыскать порядка 36 млрд. долл. для обслуживания своих обязательств перед иностранным кредиторами.

Долги Украины за газ – неоплатные долги украинцев

Немаловажно то, что практически целиком и полностью задолженность Нафтогаза перед Газпромом, оцениваемая в 2,2 млрд. долл., обусловлена тем, что любая цена на голубое топливо выше планки в 150 долл. является неподъёмной ношей для экономики, промышленности, населения и бюджета. Экономика Украины является миниатюрной копией российской деиндустриализированной сырьевой экспортноориентированной экономики низких переделов с доминирующим компрадорским сырьевым капиталом, деиндустриализированным народнохозяйственным комплексом, дезинтегрированной промышленностью и критической зависимостью от иностранных кредитов и импортных товаров и услуг потребительского и инвестиционного назначения.

По оценкам кабинета министров Украины, суммарная задолженность регионов и областей перед Нафтогазом за поставленный газ приблизилась к отметке в 3 млрд. долл., что вынудило Нафтогаз сократить поставки газа в 11 областей до технически необходимого минимума, при котором температура в жилом помещении не опускается ниже 18С, температура холодной воды не ниже 40С, а ГТС Украины находится под давлением.

Это социальный минимум, который обеспечивает минимально необходимые физиологические потребности человека в тепле. Украинским властям повезло – отопительный сезон закончился, впереди 4-5 месяцев относительно тёплой погода, в Европе была теплая зима, запасы газа в подземных хранилищах на многолетних максимумах. С этой точки зрения, время для конфликта с Газпромом выбрано вполне удачно – можно смело не платить за газ, наращивать долги, шантажировать реверсными поставками энергоносителей из стран Восточной Европы и не сталкиваться с бунтом замёрзшего населения.

Важно понимать, что любая неосторожная и непродуманная попытка киевских властей ужесточить расчёты с областями и залезть в карман и без того полунищему населению рискует обернуться социальным протестом и бунтом – уровень нищеты на Украины и до событий на Майдане превышал планку в 24% экономически населения страны. Реальный уровень нищеты превышает 50-55% - пока населению Украины не платили зарплаты, пособия и пенсии не более 3 месяцев и они готовы терпеть.

Когда задержки превысят полгода, а населению будет не только негде работать и радикально упадут доходы украинцев, но и будет элементарно нечего есть (Россия проходила все эти «прелести» социального геноцида и «демшизы» во времена гайдаровско-чубайсовской политики «макроэкономической стабилизации»), вот тогда начнутся реальные голодные бунты и социальные протесты против ставленником МВФ, Всемирного Банка и Госдепа. На их фоне олигархическая «семья» Януковича, погрязшая в коррупции, кумовстве и распиле бюджетных потоков, покажется вполне себе социально ориентированным режимом.

Кроме того, подливают в масла огонь «вашингтонские советники», умудрившиеся окунуть в нищету Россию, а теперь добравшиеся до Украины: удушающие предписания МВФ, навязанные Киеву (практически двукратное повышение цен на газ, отопление и ЖКХ, снижение пенсий и зарплат, отказ от ряда направлений соцподдержки населения, тотальный секвестр бюджета и т.д.), и без того загонят граждан в беспробудную нищету и люмпенизацию. Попытка достать из кармана рядовых украинцев последние крохи, заставляя расплатиться за услуги естественных монополий и поставки газа, рискует привести к тому, что даже Западная часть Украины выйдет на Майдан, поднимет бунт и потребует проведения очередного государственного переворота и избавления от антинародных «агентов Госдепа». К слову сказать, именно это сегодня происходит с самой радикальной фракцией евромайдана – вооруженные бандформирования и, прежде всего, «Правый сектор», уже заявили, что не признают новую власть Яцениюка-Турчинова, считают их агентами Вашингтона, предателями национальной идеи Великой Незалежной Украины и готовы бороться до конца, организовав очередной государственный переворот.

Долги Украины за газ неуклонно растут

Показательно, что даже в Киеве признают, что объем задолженности за голубое топливо уже к концу текущего года может вырасти до рекордных 5,5-6 млрд. долл. Киев наотрез отказывается платить за российский газ по пересмотренным ценам - Газпром по указке Кремля не только отказался от предоставленной Януковичу в декабре 2013г. скидки в размере 30% (тогда на первый квартал 2014г. цену снизили с 400 до 268,5 долл.), но и в связи с неисполнением пресловутых "харьковских" соглашений поднял цену на газ для Киева на 44% аж до 485 долл. за тыс. кубометров. Это стала самая высокая цена на газ среди всех европейских потребителей – даже Польша с её русофобски настроенным руководством, вынудившим Газпром строить «Северный поток» в обход политически ангажированных транзитных территорий, не удостоилась такой чести.

Власти Украины категорически отказались платить за российский газ по новой цене – Киев согласен покупать газ по цене в 268 долл. за тыс. кубометров. Однако вся трудность в том, что даже по этой цене газ для Украины становится непозволительной роскошью, за которую ее власти наотрез отказываются платить. Как заявляют в Правительстве Яценюка, Киев в крайнем случае готов согласиться платить за газ не более 400 долл., т.е. вернуться к цене, которая имела место до декабрьских соглашений Путина с Януковичем. Эта цена рассчитывается согласно формуле рыночного ценообразования и включает в себя скидку за базирование Черноморского флота в Крыму. Однако после присоединения Крыма к России в Кремле логично предположили, что им не имеет смысла делать скидку Киеву за 25-летнюю пролонгацию базирования флота в Крыму, так как теперь это территория России.

Весьма предсказуема реакция кабинета министров Яценюка – власти Украины наотрез отказываются не только покупать газ по новой цене, но и признают свою неспособность выплачивать накопленный долг перед Газпромом. И предлагают решение – либо Газпром снижает цены до ранее имевших место 268 долл. и Украина гасит задолженность перед Газпромом за счёт новых кредитов со стороны России, либо Киев обращается в Стокгольмский арбитраж с требованием признать действия Газпрома незаконными.

С формальной точки зрения, Газпром прав – Киев не только не оплатил задолженность за поставленный газ в 2013г. (порядка 1,8 млрд. долл.), но и не оплачивает поставки газа за 2014г. (порядка 480 млн. долл.). Показательно, что за мартовские поставки газа Газпром до сих пор не получил вообще никаких платежей – на Нафтогазе висит чистый долг. Однако в силу искусственно нагнетаемой США и ЕС истерии вокруг ситуации с Крымом, стремления «просвещённого» Запада проучить руководство России и сформировавшегося вокруг РФ образа агрессора велика вероятность того, что решение Стокгольмского арбитража будет предвзятым, политически ангажированным и отнюдь не в пользу России.

Другое дело, что практически наверняка Газпром и политическое руководство России решение Стокгольма особенно сильно интересовать не будет – в условиях развязанной США и ЕС холодной экономической войны (пускай и на уровне лозунгов и адресной заморозки активов приближенных к президенту Путину чиновников и бизнесменов) Кремль может позволить себе закрыть глаза на решения международных судов и относиться к ним снисходительно. Рассматривая их не как предписание к действиям и решение, носящее обязательный характер, а как некую политически ангажированную рекомендацию, которую можно принять во внимание. А можно и не принять. Кроме того, сам Киев в таком случае рискует столкнуться с крайне жёсткой реакцией Москвы – Газпром наотрез откажется идти на встречу украинским властям и Киев будет вынужден покупать газ по самым высоким в Европе ценам.

Украина на грани финансового Апокалипсиса

Власти Украины оказались прижаты к стенке – у них нет ни финансовых, ни политических ресурсов оказать давление на Москву и получить хоть какие-то преференции: экономика в кризисе, реальный сектор в коме, инвестиционная деятельность парализована, валюта вымывается из страны. К слову сказать, на этом фоне Украина все стремительней теряет свою платежеспособность, соскальзывая к краю финансовой пропасти: размер ЗВР страны сжался с 36 до 14 млрд. долл. с 2011 по март 2014г., тогда как размер одного лишь внешнего государственного долга превысил планку в 37 млрд. долл. и продолжает расти. Тогда как совокупные внешние долги всего государства (с учётом компаний и банков) составляют более 133 млрд. долл. - со времен кризиса 2008г. они выросли практически на 70% и продолжают обновлять исторические максимумы, сводя кредитоспособность и платежеспособность Украины практически на нет. 

Даже украинские олигархи, обеспечивавшие львиную долю поступлений иностранных инвестиций, не видят будущего у по-гайдаровски разрушительного и упаднического кабинета министров Яценюка, с дрожащими коленками и трясущимися руками судорожно выпрашивающего финансовую помощь у МВФ и стран Запада в обмен на разрушительные реформы и удушающую шоковую терапию. Показательно, что поток иностранных инвестиций из оффшорных юрисдикций обвалился на 40-60% - движение капиталов из Кипра, Джерси, Нидерландов, Британских-Виргинских островов и других налоговых гаваней обвалился до рекордных минимумов. Правящая оффшорная аристократия, профинансировавшая госпереворот и оседлавшая праведный народный протест против произвола "семейных" олигархов Януковича, выводит капиталы из Незалежной.

Весьма показательно, что объем импорта российского газа сократился еще сильнее - Украина не на словах, а на деле всеми силами и весьма последовательно на протяжении последних лет стремится сократить свою углеводородную зависимость от России. По оценкам Нафтогаза, в 2013г. импорт газа из России сократился аж на 16% - до 27 млрд. кубометров голубого топлива. Более того, по итогам первого квартала 2014г. Киев сократил закупки российского газа еще на 13%, одновременно увеличив реверсный импорт российского газа из стран Центральной и Восточной Европы. Прежде всего, из Польши, Венгрии, Румынии и Словакии. В отдельные дни февраля и марта фиксировался спад закупок газа аж в 5-7 и даже 10 раз - до 15-20 млн. кубометров в сутки! 

Однако нужно понимать, что реверс газа находится под большим вопросом. Во-первых, Газпром вполне резонно намерен обратиться в международный суд в Стокгольме по вопросу незаконности данной схемы – пока газ находится на территории Украины и не достиг газораспределительных станций (точек отпуска) в той же Польше или Словакии, этот газ принадлежит Газпрому. И Киев при всё желании не имеет права покупать его у стран ЦВЕ до тех пор, пока он не будет физически поставлен им. Сегодня же складывается ситуация, при которой законтрактованный для Польши газ перепродаётся Украине, не покидая ГТС Украины, по более высокой цене, чем его поставляет Газпром конечному потребителю. Это схема реэкспорта российского топлива за спиной у поставщика голубого топлива. Либо Газпром будет вынужден сократить поставки газа в Польшу, Венгрию, Румынию и Словакию, наиболее активно готовых сотрудничать с Киевом в деле реверсных поставок. Либо введёт штрафные санкции. Либо обратится в международный арбитраж.

Во-вторых, та же самая Словакия, которая теоретически могла бы поставлять на Украину до 5-7 млрд. кубометров газа в год через реверсную схему, прекрасно отдаёт себе отчёт в том, что это не бизнес, а благотворительность – Киев не способен был оплачивать России газ по цене в 268 долл. за тыс. кубометров. И уж точно не сможет покупать его у Словакии (или Польши) по цене в 400-430 долл. за тыс. кубометров. Это продажа в долг, причём принципиально невозвратный – создание плохой дебиторской задолженности, которую практически наверняка вообще не удастся истребовать от властей Украины.

В-третьих, для поставок газа требуется газотранспортная инфраструктура, на строительство которой уйдут годы и миллиарды долларов, которых у Киева и Нафтогаза нет.  Кроме того, Газпром уже проплатил авансом транзит своего топлива через территорию Украины и других стран и терять эти деньги для реверсных поставок топлива на Украину эти страны практически наверняка не захотят.

Шумиха вокруг реверса российского газа – это пропагандистская кампания, нацеленная на дезинформацию, дезориентацию и шантаж России. Это показательная мера, призванная продемонстрировать намерение Киева дистанцироваться от Москвы и слезть с углеводородной иглы. Сокращение импорта российского газа стало возможным лишь благодаря тому, что Киев начал забор газа из подземных хранилищ. Именно незаконным забор газа в 2006-2010гг. стал причиной газового скандала между Москвой и Киевом.

По данным Нафтогаза, объем отбора топлива из ПХГ подскочил с 55-60 млн. кубометров в январе до без малого 100-110 млн. Судя по тому, как развиваются события, можно смело говорить о том, что это только самое начало - в марте и апреле, в разгар геополитического напряжения с Россией по вопросу присоединения Крыма и повышения цен на голубое топливо до без малого 500 долл. за тыс. кубометров реальный забор газа из ПХГ может подскочить до 130-150 млн кубометров. При одновременном снижении официального импорта у Газпрома с 145-160 млн. в среднем в конце 2013г. до 15-20 млн. Согласно оценкам Минэнерго Украины, в настоящий момент в подземных хранилищах находится порядка 7 млрд. кубометров – его вполне бы хватило на 3 месяца автономной работы.

Однако в Газпроме уже заявили, что не позволят повторения ситуации 2006-2010гг. с незаконным забором газа из ПХГ – в середине апреля состоится встреча Газпрома и Нафтогаза, на котором Кремль намерен потребовать гарантий о неприкосновенности газа, предназначенного для поставок в ЕС. Это вполне ожидаемо – Газпром несёт ответственность за поставку газа через транзитные территории конечным потребителям в Европе. В том числе, через территорию Украины – возможный дефицит газа в ПХГ и перебои с поставками топлива в ЕС ляжет ответственностью на плечи Газпрома, а не Нафтогаза.

Нафтогаз решил нанести ответный удар и повысил тариф за транзит газа через свою территорию на 10%, что приведёт к дополнительным потерям 300 млн. долл. для Газпрома. Это абсолютно некритичная величина – в 2014г. Газпром будет вынужден заплатить порядка 2 млрд. долл. за прокачку газа в страны ЕС. Порядка 5 млрд. долл. Нафтогаз собирается получить с населения, энергетиков и объектов промышленности после повышения тарифов на газ с 1 апреля: на 29,1% для промышленных предприятий, на 64,2% для госпредприятий и организаций бюджетной сферы и т.д. Цены подняты практически до 400 долл. за тыс. кубометров газа – скидки и субсидии убрали как для промышленных предприятий, так и для населения.

Однако даже этих денег не хватит Нафтогазу, чтобы рассчитаться с Газпромом – в условиях масштабного обнищания населения и упадка промышленности на Украине рискует в полном объёме проявиться кризис неплатежей, а реальная собираемость платежей упадёт с сегодняшних 50-60% до 15-20%. Что целиком и полностью нивелирует эффект от навязанного МВФ повышения тарифов на газ, электроэнергию, отопление и прочие услуги естественных монополий. И спровоцирует не только веерное отключение потребителей от газа и отопления, но также всплеск социального протеста и недовольства.

Украина последовательно сокращает импорт газа из России – сланцевый пузырь Незалежной

В целом же Украина взяла последовательный курс на минимизацию своей зависимости от России - поставки газа из РФ упали практически на треть за период с 2010 по 2013г. И в ближайшие годы эта тенденция лишь продолжить усугубляться. Только в 2012г., еще при Януковиче, закупки газа из России упали на 26,5% до 32,9 млрд. кубометров. Вектор весьма показателен - при поддержке ЕС, реверсных поставках российского же газа из стран Восточной Европы, а также обещаниях США помочь в освоении сланцевых запасов газа и заместить российский газ своим СПГ, Киев все активней двигается в сторону Европы.

Да, Россия по-прежнему остается крупнейшим поставщиком газа в Украину - на нее приходится 27 из 51 млрд кубометров внутреннего потребления. Однако Украина делает все возможное, чтобы ослабить свою углеводородную зависимость от Газпрома. И успехи в данном направлении, безусловно, имеются - в 2013г. Украина нарастила объем внутреннего производства газа без малого на 4% до 21 млн. кубометров. Что эквивалентно практически 40% внутреннего потребления. Судя по всему, Киев продолжит реализацию кура по наращиванию добычи газа – уже три крупнейшие американские нефтегазовые корпорации (Exxon Mobil, Chevron Texaco, Conoco Phillips) были привлечены к разработке сланцевых месторождений ещё во времена Януковича.

В последние месяцы они лишь упрочили свои позиции в регионе. Напомним, что ещё в 2010г. были предоставлены лицензии ExxonMobil и RoyalDutch/Shell на геологоразведку и бурение скважин. А в 2012г. RoyalDutch/Shell l и Chevron победили в конкурсе по разработке Юзовской (Донецкая Область) и Олесской (Львовская область) газовых площадей соответственно. Потенциал добычи на первом участке составляет порядка 8-10 млрд. кубометров газа в год, что эквивалентно не менее 20% потребностей Украины в голубом топливе. На Юзовском месторождении суммарные запасы газа оцениваются властями Украины в 1,8-2 трлн. кубометров. Промышленная добыча на этих участках начнётся 2018-2019гг. В октябре 2012г. RoyalDutch/Shell начала бурение первой поисковой скважины газа уплотнённых песчаников в Харьковской области.

Даже предыдущее Правительство Азарова излучало редкий оптимизм по поводу перспектив добычи сланцевого газа – Николай Азаров предрекал, что за период 2014-2017гг. в геологоразведочные работы газовых месторождений будет вложено не менее 3 млрд. долл., а к 2020-2022гг. Украина сможет выйти на уровень добычи сланцевого газа в 30 млрд. кубометров, что в 1,5 раза превышает суммарный объём добычи газа в настоящий момент.

Однако сланцевая революция на Украине рискует если и не захлебнуться, то столкнуться с колоссальными и даже непреодолимыми трудностями. Во-первых, Украина находится на грани финансовой катастрофы, дефолта и социально-экономического коллапса – денег нет даже на выплату пенсий и зарплат, не говоря уже о разработке сланцевых месторождений. Во-вторых, в отличие от США, у Украины нет колоссальной свободной, не заселённой населением территории, на которой можно было бы разрабатывать сланцевые месторождения газа – гидроразрыв пластов при горизонтальном бурении сопряжен колоссальными и плохо управляемыми в случае с Украиной рисками для населения и окружающей среды: велика вероятность заражения водных горизонтов токсичными химикатами.

Неудивительно, что в целом ряде стран (Франция, Швейцария, Нидерланды, Люксембург, Чехия, Румыния, Болгария и т.д.) на законодательном уровне введён запрет на гидроразрыв пластов (т.е. фрекинг). Даже в ряде густонаселённых штатов США (Нью.-Йорк, Нью-Джерси и т.д.) конгрессом запрещено применение технологии гидроразрыва пластов в связи с повышенными рисками для населения, экологии и окружающей среды. Американские корпорации, работающие у себя в стране по внутренним, крайне жёстким регламентам и стандартам в вопросе защиты окружающей среды, практически наверняка не будут соблюдать эти же самые стандарты и требования при работе на Украине, которую они воспринимают второсортной страной третьего мира.

В-третьих, первые реальные поставки сланцевого газа с украинских месторождений ожидаются не раньше 2017-2018г. И даже тогда они смогут покрыть не более 15% внутреннего спроса. А до тех пор необходимо отапливать жилые помещения, поставлять газ коммунальным службам и энергетикам, поставлять его промышленным предприятиям и при этом расплачиваться за него как перед Россией, так и перед странами Запада. В-четвёртых, даже при цене на газ в 268 долл. (не говоря уже о цене при реверсе газа, которая составляет 400-410 долл.) украинская экономика становится нерентабельной, промышленность оказывается неконкурентоспособной, тарифы на газ и отопление для населения и производителей растут по экспоненте, а у Нафтогаза нет средств для оплаты этих поставок. Это растянутый на несколько лет дефолт. 

В-пятых, и это касается поставок сжиженного сланцевого газа из США – первые промышленные поставки газа начнутся не раньше 2016г., когда произойдёт переориентация портовых мощностей с импорта на экспорт СПГ (2 из 14 портовых терминалов), а с верфей в Корее сойдут новые газовозы. И даже в этом случае США первым делом уже пообещали поставки сжиженного газа не в Европу, а в Японию и Китай. Так что до Украины очередь дойдёт ещё весьма нескоро.

В-шестых, сланцевые залежи газа на Украине находятся на крайне большой глубине – 2000-3000 метров. Тогда как в США глубина залежей не превышает 150-300 метров. И даже в этом случае себестоимость добычи газа в США составляет не менее 150-170 долл. за тыс. кубометров. Что в 3 раза превышает себестоимость добычи природного газа в России. В той же самой Польше со схожими сейсмическими и геодезическими характеристиками себестоимость добычи газа составляет от 350 до 400 долл. за тыс. кубометров. Что практически сопоставимо с ценой поставки газа Газпромом. Для Украины себестоимость добычи сланцевого газа также вряд ли опустится ниже 350 долл. Что сделает все разработку месторождений сланцевого газа абсолютно нерентабельными и убыточными.

В-седьмых, нигде за пределами США реального развития сланцевых месторождений газа не наблюдается. В Канаде после десятков разведочных бурений власти отказались от идеи разработки сланцевого газа – ажиотаж и феерия сдулись так же быстро, как появились. В той же самой Польше, в которой США дали самые высокие оценки сланцевого газа, за два года разработки сланцевых месторождений не произошло чуда – практически все скважины оказались пустыми. В результате чего власти признали провал своих планов – крупнейшее месторождение в ЕС оказалось нерентабельным и убыточным. В 2012г. даже ExxonMobil отказалась от планов добычи сланцевого газа в Польше, признав проекты нерентабельными. А в 2013г. из проекта вышли сразу три крупные нефтегазовые корпорации: Lotos, Talisman Energy и Marathon Oil. Провалом закончились разговоры о добыче сланцевого газа в Латвии – несмотря на обещанные запасы в 120 млрд. кубометров, все скважины оказались пустыми.

В-восьмых, добыча сланцевого газа субсидируется даже в США – в стране, которые в силу развития научно-технического потенциала и производственных технологий стали родоначальниками так называемой «сланцевой революции». Да, уже сегодня практически треть всего природного газа добывается США из так называемых трудно извлекаемых источников, львиная доля которых приходится на месторождения сланцевого газа (свыше 170 млрд. кубометров в год).

Однако даже в США сланцевый газ является убыточным и нерентабельным, поддерживаемым на плаву исключительно благодаря поддержке властей. Для добычи сланцевого газа характерна высокая капиталоёмкость – необходимо бурить сотни и тысячи скважин на одном месторождении, так как подавляющая часть скважин оказывается пустыми, дебет газа со скважины крайне низкий и стремительно падает, а после извлечения трети запасов добыча оставшихся двух третей становится избыточно капиталоёмкой и нерентабельной.

Показательно, что свыше 60% всех затрат нефтегазовых компаний, разрабатывающих сланцевые месторождения газа, приходится на амортизацию, ремонт и поддержание в приемлемом техническом состоянии ранее построенных скважин, что радикально снижает отдачу от инвестиций в данную отрасль. Притом что свыше 63% всех установленных в мире нефтяных скважин приходится на США и Канаду, которые обеспечивают менее 18-20% суммарной мировой добычи энергоносителей.

Тогда как сами США и Канада продолжают оставаться нетто-импортёрами топлива. Неудивительно, что разработка сланцевых месторождений газа оказывается нерентабельной, а компании отчитываются о росте убытков: в 2012г. на бурение 7 тысяч скважин в США было потрачено свыше 42 млрд. долл. Тогда как отдача от них не превысила 32,5 млрд. долл. Та же самая британская нефтегазовая корпорация BP заявила об убытках в 5 млрд. долларов при разработке сланцевых месторождений, английская BG Group потеряла 1,3 млрд., а бывший лидер индустрии — Chesapeake Energy – и вовсе оказался на грани банкротства.

В-девятых, разработка сланцевых месторождений является крайне энергозатратной и отличается низкой удельной энергоэффективностью. Так называемый показатель EROEI (Energy returned on energy invested), отражающий отдачу энергии при разработке месторождения в расчёте на затраченные энергоресурсы, для сланцевого газа находится на крайне низком уровне. Если для месторождений нефти в США на один баррель энергозатрат получают 18 баррелей новой нефти, а при добыче природного газа порядка 10 быррелей в нефтяном эквиваленте, то при разработке месторождений сланцевой нефти этот показатель опускается до 5 баррелей, а при разработке сланцевого газа и вовсе не превышает 2,5-3 баррелей.

Это делает разработке сланцевых месторождений газа крайне низко привлекательными – сланцевый газ является так называемым «недоделанным» газом, который ещё не успел сформироваться в привычные месторождения (для этого осуществляется горизонтальное бурение и гидроразрыв пластов при помощи крайне токсичных химикаторв (т.е. фрекинг)), а удельный вес содержаний метана в нём в разы превосходит показатели природного газа и достигает 30-70% метана. Это «грязный» газ, содержащий огромное количество примесей, что существенно повышает затраты на его обработке и переработку: сжатие, сжижение и т.д. Всё это делает «сланцевую революцию» на Украине очередной параноидальной байкой и несбыточной мечтой. По крайней мере, в перспективе ближайших 5-7 лет.

Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме