19:00 04.06.2013 | Все новости раздела "КПРФ"
Независимый экономист Владислав Жуковский: Россию сталкивают в долговую яму
2013-06-04 17:29
Независимый экономист Владислав Жуковский для KPRF.RU
Судя по всему, в Правительстве и Минфине чиновникам стало совершенно нечем заняться и они разрываются между откровенными глупостями и целенаправленным вредительством. На днях стало известно, что Министерство финансов подписало соглашение с американским банком JP Morgan Chase об оказании финансовой организацией консультационных услуг российскому ведомству. Согласно появившейся в СМИ информации, замминистра финансов Сергей Сторчак уже успел прояснить позицию Минфина и обязанности банка: крупнейший не только в США, но и в мире коммерческий банк будет отвечать за взаимодействие Минфина с рейтинговыми агентствами и способствовать повышению суверенного кредитного рейтинга России.
В интервью изданию «Ведомости» Сторчак подчеркнул, что JPMorgan адаптирует для рейтинговых агентств документы Минфина, будет разъяснять непонятные места, налаживать постоянную связь: «Детали еще не известны, это первый опыт — пока остается только гадать». «Мы договорились с JP Morgan, что он будет нашим официальным партнером в том, что касается взаимодействия с рейтинговыми агентствами», — пояснил Сторчак.
Другими словами, даже в самом Минфине нет четкого понимания того, с какой целью и для решения каких задач привлекается американский банк. Всё делается наугад, на ощупь – такое ощущение, что чиновники действуют по принципу «ткнуть пальцем в небо и может что-нибудь получится». Стоящие во главе финансово-экономического блока либералы продолжают ставить опыты над Россией, выдумывая всё новые и более изощрённые способы втягивания России в орбиту влияния транснационального капитала и международных финансовых спекулянтов.
Неудивительно, что иностранные банки так высоко ценят «способности» и «таланты» российских бюрократов – британские банкиры трижды признавали Алексея Кудрина лучшим министром финансов развивающихся стран, Европы и мира. Такая щедрость вполне объяснима – благодаря Кудрину была построена система по искусственному изъятию денег из российской экономики и хроническому недофинансированию отечественной промышленности, инфраструктуры и социальной сферы под надуманные рассуждения о необходимости борьбы с инфляцией, недопущения укрепления рубля и накопления «подушки безопасности», которая в условиях отказа от модернизации превращается в гробовые деньги.
Складывается такое ощущение, что в Минфине приняли решение пустить пыль в глаза и навести тень на плетень – вместо того, чтобы заниматься серьёзной работой по оздоровлению отечественной финансовой системы, модернизации экономики, стимулированию отраслевой диверсификации промышленности и восстановлению утраченного финансово-экономического суверенитета, в правительстве занимаются приукрашиванием действительности и построением воздушных замков. Вместо того, чтобы бороться с процессами гниения и разложения отечественной экономики (именно таким образом в медицинских терминах следует охарактеризовать наблюдающиеся процессы примитивизации производства и структурно-отраслевой деградации экономики), высокопоставленные чиновники занимаются косметическими процедурами и укладкой волос. Чем лишь обостряют технологическую отсталость и усиливают сырьевую зависимость отечественной экономики, загоняя проблемы на качественно более высокий, системный уровень.
Судя по последним действиям и заявлениям руководства Минфина, в ведомстве заняты поиском инвесторов, т.е. принца на белом коне для тяжело больной российской экономики. Ставить диагноз и заниматься лечением в финансово-экономическом блоке правительства, придерживающемся псевдонаучной ультралиберальной доктрине «Вашингтонского консенсуса» и «шоковой терапии», не хотят и не готовы.
Тогда как перед Россией как никогда остро стоит проблема разрастающегося ненефтегазового дефицита федерального бюджета (10,6% ВВП в 2012г. и 13,7-12,5% ВВП в 2009-2010гг.), сокращения зависимости от внешних займов (внешний долг России подскочил на 150 млрд. долл. за последние неполные полтора года и достиг отметки в 684,3 млрд. долл.), повышения уровня собираемости налогов (с сегодняшних 70% до средних по Европе 85-90%), сокращения доли нефтегазового комплекса и продукции низких переделов в товарном экспорте (65 и 92% соответственно), отраслевой диверсификации экономики (половина прибылей экономики оседает в добыче сырья и оптово-розничной торговле) и т.д.
Проблем и вызовов – великое множество: по большому счёту, нет ни одной беспроблемной зоны. Однако складывается такое ощущение, что чиновники в Правительстве не хотят исполнять свои служебные обязанности и с гораздо большим удовольствием посещают разного рода пафосные конференции и пустые по содержанию форумы, привлекая иностранных спекулянтов и банкиров для «улучшения инвестиционного климата».
Вполне очевидно, что американский банк JP Morgan Chase не будет заниматься решением задач и преодолением структурных дисбалансов не будет. Во-первых, он это и не должен делать – для этого есть правительство и многомиллионная армия чиновников, которым граждане России и предприниматели платят заработные платы и обеспечивают безбедное существование через уплату налогов и сборов. А во-вторых, у него нет для этого полномочий и инструментов – его привлекли для ведения неформальных и во многом закулисных переговоров с руководством крупнейших международных агентств, чтобы последние повысили свои оценки кредитоспособности и платёжеспособности России как суверенного заёмщика.
Совершенно не понятно, зачем России вообще нужно бороться за улучшение своих кредитных рейтингов. И уж тем более привлекать с этой целью в качестве консультанта и лоббиста российских интересов представителя финансовой олигархии с Уолл-Стрит, который помимо прочего является одним из крупнейших акционеров Федерально Резервной Системы США – частной финансовой корпорации, исполняющей функции Центрального банка в США.
Во-первых, в настоящий момент суверенный кредитный рейтинг России находится на весьма неплохом уровне - отметка ВВВ по шкале S&P и Fitch и Ваа по шкале агентства Moody’s. Да, это не рейтинг США, Франции, Германии, Великобритании, Японии, Бельгии, Канады или других экономически развитых стран. Однако это нисколько не мешает Минфину и Правительству России втягивать российскую экономику в долговую петлю внешних займов. Согласно официальным оценкам Банка России, совокупный внешний долг России за период 2001-2013гг. вырос более чем в 22 раза - с 31 до 684 млрд. долл. Это на 20-22% превышает не только размер международных резервов России (535 млрд. долл.), но и совокупную внешнюю долговую нагрузку российской экономики осенью 2008г. накануне острой фазы кризиса.
Притом что внешний долг российского правительства в расширенном определении (так называемый квазигосударственный долг с учётом внешних заимствований принадлежащих государству компаний и банков) только за период 2006-2013гг. подскочил с 150 до 273,4 млрд. долл. Одновременно с этим задолженность всех российских компаний и банков (как государственных, так и не принадлежащих органам государственной власти) за период с 29,2 до 618 млрд. долл.
Несколько ранее в СМИ появилась информация о том, что в Минфине планируют к 2016г. поднять долгосрочный кредитный рейтинг России до уровня «А» по шкале Fitch и S&P и уровня «А3» — по шкале Moody’s. Судя по всему, чиновники Минфина поняли спущенные им «сверху» указы буквально, взяли «под козырёк» и теперь изо всех сил работают над «улучшением инвестиционного имиджа» России. Как и положено либералам, работают «на бумаге» - проводят конференции и совещания, участвуют в форумах и симпозиумах, а теперь ещё и привлекают американские банки для того, чтобы те помогли им «договориться» с международными рейтинговыми агентствами о пересмотре суверенного кредитного рейтинга России.
Весьма показательно, что зам главы Минфина Сергей Сторчак в конце мая сообщил СМИ, что одно из международных рейтинговых агентств на этой неделе начнет работу по подтверждению или пересмотру рейтинга России. Притом что профильный вице-премьер Игорь Шувалов заявлял, что не видит оснований для пересмотра рейтинга. В таком случае аргументы и тезисы Минфина становятся в принципе не понятны – если руководство России не видит причин для повышений рейтинга, то какие причины должен найти банк JP Morgan?
Во-вторых, совершенно не понятно, зачем правительственным чиновникам понадобилось бороться за повышение суверенного кредитного рейтинга России крупнейшими международными рейтинговыми компаниями. Глобальный финансово-экономический кризис 2008-2009гг. наглядно продемонстрировал всю степень необъективности, предвзятости, коммерческой мотивированности и непрофессионализма трёх крупнейших американских рейтинговых агентств, искусственная недооценка которыми рисков по производным финансовым инструментам (т.е. деривативам: MBS, ABS, CDS и т.д.) стала стимулом для надувания пузырей на финансовых рынках в 2002-2007гг. (прежде всего, на рынке жилья и обеспеченных ипотечными закладными ценных бумаг) и спусковым крючком для их обвала финансовых рынков в 2007г.
Кредитные рейтинги, которые присваиваются «большой тройкой» рейтинговых агентств США (S&P, Fitch, Moody’s), это большая фикция и инструмент манипулирования общественным сознанием – никакого отношения к оценке кредитоспособности и платёжеспособности эмитентов ценных бумаг и заёмщиков они практически не имеют. Рейтинговые агентства играют принципиально важную роль в рамках существующей международной валютно-финансовой системы и реализуемого процесса финансовой глобализации. Они выступают в качестве регулировщиков международного движения капитала – прямых инвестиций, «горячего» спекулятивного капитала, иностранных кредитов и займов, депозитов и т.д.
Они определяют направления трансграничного движения финансового капитала – указывают, куда и в какие активы можно инвестировать, кого кредитовать и под какую ставку процента, на каких условиях предоставлять финансирование, в каких ценных бумагах и в какой валюте хранить международные резервы и т.д. По сути дела, рейтинговые агентства определяют, кто и на каких условиях в рамках мировой экономики получит финансирование, а кто нет.
Это принципиально значимая функция в условиях финансовой глобализации и реализуемого транснациональным капиталом и международными финансовыми спекулянтами проекта финансового капитализма. Если центральные банки выступают в качестве «печатных станков» и осуществляют эмиссию «резервных валют» (т.е. формируют первичное денежное предложение в мировой экономики, создавая денежную базу или деньги «повышенной эффективности»), крупнейшие транснациональные банки занимаются кредитно-депозитными операциями, хеджевые фонды, инвестиционные банки и прочие финансовые институты занимаются финансовыми спекуляциями и инвестициями, консалтинговые компании и аудиторские фирмы обеспечивают поддержание на плаву этой системы и придают ей налёт респектабельности, то рейтинговые агентства выступают в качестве регулировщиков, определяющих направление движение капитала.
В-третьих, имеет смысл напомнить, что после глобального финансово-экономического кризиса 2008-2009гг. репутация трёх крупнейших американских рейтинговых агентств, по сути дела монополизировавших этот рынок, оказалась сильно «подмочена». Получая плату от эмитентов ценных бумаг, размер которой был напрямую увязан с оценкой степени кредитоспособности и финансовой надёжности заёмщика или эмитента деривативов, «большая тройка» рейтинговых агентств умышленно вводила в заблуждение участников финансового рынка и, прежде всего, наименее просвещённую категорию инвесторов и спекулянтов – рядовых граждан, именуемых розничными инвесторами.
Неудивительно, что в самих США в без малого двух десятках штатов генеральными прокурорами уже возбуждены уголовные дела в отношении рейтинговых агентств (а также инвестиционных банков) за искажение рыночной информации, введение в заблуждение клиентов и инвесторов и игры на финансовых рынках против своих клиентов. Рейтинговые агентства, акции которых принадлежат всё тем же финансовым спекулянтам и крупнейшим коммерческим банкам, инвестиционным компаниям, хеджевым и пенсионным фондам и т.д., благодаря привилегированному положению пока что умудряются спускать «на тормозах» эти иски. Однако масштабы махинаций, лжи, дезинформации и манипулирования общественным мнением стали понятны и очевидны большинству рядовых граждан, правоохранительным органам и государственным служащим в США. Тем не менее, российское Правительство, как всегда, идёт своим «особенным путём» и наступает на те же самые грабли, на которые уже успели наступить в США, Европе и Японии.
К США уже присоединился целый ряд стран Еврозоны, Канада, Великобритания, Япония и даже Австралия. А Европейская комиссия и руководство ЕЦБ и вовсе обвинили S&P, Fitch и Moody’s в целенаправленной дезинформации и введении в заблуждение инвесторов, в результате которых произошло надувание финансовых пузырей, а затем их схлопывание и, как результат, обвал на финансовых рынках и колоссальные убытки.
На поклон именно к таким рейтинговым агентствам, выхолостившим саму сущность объективной и непредвзятой оценки финансовых рисков, идёт российский Минфин и Правительство. Мнение подобного рода «экспертов» и «оценщиков» вызывает трепет у российских чиновников, ради которого они готовы пойти на любые шаги и даже нанять крупнейший в мире американский банк, чтобы тот на неформальном уровне и «по понятиям» договорился с «большой тройкой» агентств о повышении рейтинга России.
Двойные стандарты прослеживаются и в оценке кредитоспособности суверенных заёмщиков – подавляющее большинство крупных экономически развитых стран с запретительно высоким уровнем государственного долга (от 98% в Еврозоне и 115% ВВП в США до 245% ВВП в Японии) удостоены наивысшего рейтинга надёжности. Тогда как многие динамично развивающиеся страны (в том числе Россия, Индия, Китая, Бразилия, Малайзия и т.д.) с гораздо меньшим долговым бременем удостаиваются весьма «средних» оценок кредитоспособности. Финансово-экономический и долговой кризис в периферийных странах Еврозоны наглядно продемонстрировал качество и цену этим высоким рейтингам.
В-четвёртых, если уж и заниматься вопросом повышения суверенного кредитного рейтинга России всерьёз, а не пустой болтовнёй и распилом бюджетных ресурсов, то гораздо правильней было бы начать с другого конца – не нанимать крупнейшие американские банки в качестве переговорщиков и лоббистов интересов России за рубежом, которые пользуясь своим авторитетом, административным ресурсом и финансовой мощью могут на неформальном уровне надавить на рейтинговые агентства и тем самым повысить рейтинг России. Следовало бы начать с построения отечественной системы оценки финансовых рисков и определения степени кредитоспособности заёмщиков, создав российское рейтинговое агентство.
Именно по такому пути пошли в Китае, руководство которого в отличие от российских коллег прекрасно осознаёт национальные интересы страны и коммерческие интересы отечественного капитала и вместо того, чтобы клясться в любви иностранным инвесторам и ползать на коленях перед иностранными рейтинговыми агентствами, создало своё собственное независимое от интересов финансовой олигархии с Уолл-Стрит и геоэкономических интересов США рейтинговое агентство Dagong. Да, безусловно, выходя на международные рынки ссудного или акционерного капитала Правительство Китая, а также китайские компании и банки ориентируются на рейтинги американских рейтинговых агентств.
Однако в Китае ещё 35-40 лет назад был взят курс на построение мощной и самодостаточной инвестиционно-банковской системы и конкурентоспособной финансовой системы, способной финансировать экономический рост и модернизацию производства и предоставлять долгосрочные инвестиционные ресурсы под сравнительно низкую ставку процента (4-6% годовых в отличие от 16-20% в России). И благодаря наличию национально ориентированной мощной финансовой системы, нацеленной не только и не столько на финансовые спекуляции, сколько на кредитование реального сектора экономики и населения, а также расширение инвестиционной активности и обеспечение расширенного воспроизводства, Китай всё в меньшей степени зависит от иностранных инвестиций и международных рынков капитала.
Тогда как экономика России (и прежде все, нефинансовые организации и банки) всё плотнее садятся не только на «нефтяную иглу», но и на иглу внешних займов. Если в России объём выданных банковских кредитов частному сектору не превышает 39,5% ВВП, то в странах Восточной Европы этот показатель достигает 85-100%, в Еврозоне – 153,5%, а в динамично развивающихся странах АТЭС порядка 200% ВВП. В подобного рода ситуация, когда Минфин искуссвтенно изымает деньги из экономики, Центральный Банк России ограничивает рост денежной базы приростом международных резервов (т.е. сводит денежно-кредитную политику к операциям валютного обменника), а единственным источник долгосрочных финансовых ресурсов становятся внешние кредиты и займы, для России действительно становится критически значимым восприятие «экономики трубы» международным кредиторами и транснациональными банками. Однако это изначально порочная и губительная ситуация, в которую Россию загнали идейные наследники Гайдара и Чубайса, стоящие у руля финансово-экономическим блоком в Правительстве.
В-пятых, налицо теневой и скрытый от глаз рядовых граждан механизм управления международной валютно-финансовой системой – решение принимаются не по закону, а по понятиям и негласным договорённостям. Достаточно вспомнить скандальную отставку осенью 2011г. практически всего руководства американского рейтингового агентства S&P под давлением Белого Дома и Минфина США после того, как оно решилось впервые за все годы своего существования понизить суверенный кредитный рейтинг США с уровня ААА до АА+. Налицо негласные договорённости и определённые «правила игры», которые не рекомендуется нарушать даже крупнейшим рейтинговым агентствам и финансовым институтам.
Насколько можно судить, по этим же правилам игры хочет играть и российское Правительство, которое, практически не имея реальных достижений (если таковыми не считать формально низкий государственный долг и разбухшие ценой деиндустриализации международные резервы), тем не менее хочет добиться повышения своих рейтингов и войти в «клуб избранных».
В-шестых, и это, пожалуй, самое главное – согласно имеющейся в СМИ информации и заявлениям представителей Минфина, крупнейший в США и мире коммерческий банк JP Morgan Chase, чьи балансовые активы (т.е. без учёта забалансовых операций и деривативов) превышают отметку в 2,5 трлн. долларов (размер ВВП России по обменному курсу составляет порядка 63 трлн. рублей или 2,1 трлн. долл., а совокупный размер банковских активов не превышает 50 трлн. рублей – менее 1,65 трлн. долл.), будет консультировать Минфин на безвозмездной основе! Напомним, что в 2012г. размер выручки банка составил 97 млрд. долл., операционная прибыль достигла 28,9 млрд., а чистая прибыль превысила 21,3 млрд. долл. За балансом в виде производных ценных бумаг и поручительств у JP Morgan находится, по разным оценкам, от 18 до 25 трлн. долл. – практически 1,5 ВВП США.
Другими словами, один самых влиятельных и могущественный финансовых спекулянтов и коммерческих банков с Уолл-Стрит, выражающий коммерческие интересы финансовой олигархии США, якобы будет совершенно бесплатно и буквально «за спасибо» бороться за повышение суверенного кредитного рейтинга России и улучшение инвестиционного климата в стране. За спасибо в России не работают даже сами чиновники, которые помимо официальной заработной платы, на долю которой приходится мизерная часть их реального дохода, получают бонусы в виде коррупционных доходов и доли при «эффективном осваивании» (т.е. разворовывании) бюджетных ресурсов.
Как выразились в Минфине, для инвестиционных банков это большая честь, выступать в качестве консультанта у правительств крупных стран и за оказание консультационных услуг они даже готовы не брать деньги. Сложно представить себе ситуацию и те причины, которые могли бы побудить одного из крупнейших финансовых институтов в мировой экономике тратить свои силы, время, административные и финансовые ресурсы, лоббируя интересы России в Европе и США, стимулируя крупнейшие американские рейтинговые агентства повысить суверенный кредитный рейтинг России.
Американских банкиров, которых в США американские граждане и бизнес уже успели прозвать «жирными котами» и «банкстерами» из-за их алчности и способности влиять на политическое руководство страны, можно обвинить в чём угодно, но только не в бескорыстии, щедрости и готовности служить высоким идеалам. Крупнейшему в мире банку есть, чем заняться для укрепления своих позиций в мировой финансовой системе, кроме как на безвозмездной основе консультировать российское Правительство и тратить силы и время на уговоры американских рейтинговых агентств поднять оценку кредитоспособности России как суверенного заёмщика.
Однако не всё так однозначно и просто – официальная версия Минфина и активно распространяемые в ряде уважаемых СМИ мотивы выглядят откровенной глупостью. Совершенно очевидно, что наряду с так называемой официальной аргументацией и риторикой, предназначенной для внешнего пользования и создания определённого позитивного имиджа в глазах общественности, существует скрытая система мотивации, которую стараются не озвучивать вслух в неподготовленной аудитории и не предавать широкой огласке.
Судя по всему, у банка JP Morgan есть гораздо более серьёзные мотивы и цели, которые он преследует, нежели выслужиться перед российскими чиновниками, которые мало что представляют из себя как в плане умственных способностей, так и влияния на мировую экономику и финансовую систему.
Весьма показательно, что Минфин пошёл по этой дороге далеко не первым – пару месяцев назад стало известно, что Правительство Дмитрия Медведева, в котором практически на всех ключевых финансово-экономических постах заседают идейные ученики Гайдара, Кудрина и Чубайса, подписало соглашение с ещё одними тяжеловесом с Уолл-Стрит (инвестиционным банком Goldman Sachs) согласно которому, один из самых влиятельных финансовых институтов США и по совместительству один из крупнейший акционеров Федеральной Резервной Системы США (американского частного Центрального банка) будет бороться за улучшение инвестиционного имиджа России среди иностранных инвесторов.
Не менее примечателен тот факт, что глава Goldman Sachs (кузницы кадров для центральных банков и министров финансов по всему миру) Ллойд Бланкфейн возглавляет иностранный совет по созданию в России международного финансового центра. Другими словами, глава крупнейшего и неприкасаемого американского инвестиционного банка выступает в качестве «смотрящего» и координатора действий российского Правительства, который должен создать максимально благоприятные условия для извлечения сверхприбылей международными финансовыми спекулянтами и транснациональным капиталом в России. И дальнейшего беспрепятственного вывоза (т.е. репатриации) капитала за рубеж.
Скорее всего, и JP Morgan Chase, и Goldman Sachs преследуют сразу несколько целей, прикрываясь лозунгами о благотворительности. Прежде всего, они готовят Россию к масштабному расширению внешних заимствований и выходу на международные рынки ссудного капитала. Этот план чётко прописан как в Законе о федеральном бюджете на 2013г. и плановый период на 2014-2015гг., так и в Основных направлениях долговой политики государства до 2020г. Оба документа предполагают стремительный рост как внутренних, так и внешних заимствований Правительством России в перспективе 5-7 лет. А американские финансовые институты, насколько можно судить, призваны обеспечить втягивание России как суверенного заёмщика в орбиту влияния американской финансовой системы через навязывание заимствований в США.
Расширяя заимствования за рубежом, Россия будет создавать спрос на продукцию печатного станка США – эмитируемые ФРС США доллары, что позволит финансово-политическим элитам США избавиться от избыточной денежной массы, созданной за последние 5 лет безудержной эмиссии и политики «количественного смягчения». А также гарантировать себе стабильный доход от обслуживания Россией займов на долгие десятилетия.
Кроме того, оба транснациональных банка намереваются поучаствовать в запланированной в Правительстве и уже начавшейся масштабной приватизации государственного имущества. Как показывает практика, распродажа крупнейших и наиболее лакомых кусков государственной собственности осуществляется в интересах транснационального капитала и международных банках, обладающих доступом к практически неограниченным и крайне дешёвым по стоимости обслуживания финансовым ресурсам. Ни рядовые граждане России, душевые доходы 75% которых не дотягивают до среднего уровня по России (24 тыс. рублей), ни малый и средний бизнес не имеют доступа к долгосрочным финансовым ресурсам под приемлемую ставку процента. Российские промышленные предприятия не могут позволить себе привлечь кредиты даже для финансирования оборотного капитала и пополнение МТЗ, не говоря уже о финансировании капитальных вложений в основные фонды и участие в приватизации.
Понимая это, американские банки пытаются создать максимально благоприятные для себя условия и обеспечить привилегированный доступ к подлежащим приватизации наиболее высокорентабельным и привлекательным с инвестиционной точки зрения государственным компаниям и банкам. Тем более, что именно эти же самые американские банки и их коллеги из стран Еврозоны и Великобритании выступают в качестве консультантов и оценщиков российского государственного имущества. Конфликт интересов налицо. Однако в Правительстве подобного рода «мелочам» много внимания не уделяют – в деле привлечения столь вожделенных иностранных инвесторов (а 92% всех иностранных инвестиций в экономику России приходится на предоставленные иностранными банками кредиты и займы) Правительство готово идти на любые жертвы.
Опыт приватизации 7,58% обыкновенных акций Сбербанка и 10% ВТБ (с 21% скидкой к текущей цене) наглядно продемонстрировал, что основными инвесторами в стратегически значимые предприятия выступают именно иностранные финансовые учреждения и международные банки. Судя по всему, именно для того, чтобы создать максимально благоприятные условия для проникновения в российскую экономику и снизить цены на попавшие в программу приватизации государственного имущества компании и банки американские банки столь активно соглашаются выступать в качестве консультантов Правительства и Минфина.
Игра однозначно стоит свеч – начинается беспрецедентная со времён криминальной «ваучерной приватизации» и фиктивных кредитно-залоговых аукционов 1990-х. «раздача слонов» и перераспределение наиболее лакомых кусков госсобственности. Ради такой цели можно согласиться поработать консультантом и за бесплатно – потенциальные прибыли и сверхдоходы, а также перспективы установить контроль над крупнейшими российскими компаниями и банками по льготным ценам, перевешивают все сиюминутные издержки.
Тем более в ситуации, когда деньги не стоят по сути дела ничего, процентные ставки по кредитам в США и Еврозоне находятся на абсолютных исторических минимумах (в отрицательной зоне с учётом даже официальной инфляции), а ключевые Центробанки продолжают бесконтрольно эмитировать резервные валюты и наводнять мировую экономику «горячим» спекулятивным капиталом. В таком случае приватизация, как правильно указывает академик РАН Сергей Глазьев, и вовсе приобретает характер сдачи командных высот в экономике в обмен на ничего не стоящую бумагу и кредитные деньги, что сопряжено с утратой финансово-экономического суверенитета.
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме