21:01 15.01.2009 | Все новости раздела "КПРФ"
Неуклонно снижается Российская боеспособность
Реформа военного образования вместо того, чтобы улучшать военную систему, напротив, её уничтожает. Пытаясь перевести российское образование на американские рельсы, реформаторы как обычно «забывают» соотнести свои нововведения с Российской действительностью.
В «Советской России» от 9.12.2008 было опубликовано письмо преподавателей Военно-воздушной инженерной академии им. проф. Н.Е.Жуковского, в котором они предупреждают о возможности развала академии и всей системы военного образования РФ. Как мне кажется, это письмо не в полной мере охватывает затронутую тему. Действительность намного страшнее.
Самой логичной целью военной реформы должно быть повышение боеготовности и боеспособности. От безысходности государственной нищеты целью реформ может стать сохранение хотя бы минимальной боеспособности ради экономии тощего бюджета, как это было в 90-е годы. В нынешних реформах нет ни того, ни другого. Зато независимо от того, что проповедуют реформаторы, четко просматривается их истинная цель: снижение боеспособности при максимальных экономических затратах. Поэтому в войсках этим реформам уже дали хлесткое наименование – «Смердюковщина».
Официальной целью реформы военного образования является сокращение числа военно-учебных заведений с одновременным их укрупнением ради приближения к американским стандартам. Я ни секунды не сомневаюсь в мудрости богоподобных американцев. Поэтому у меня встречный вопрос. Сколько высших военно-учебных заведений уничтожили американцы за последние 200 лет ради укрупнения оставшихся? Ни одного! Американцы богатые не потому, что у них все есть, а потому, что они умеют считать деньги!
Если наши реформаторы и экономят деньги, то это деньги американских налогоплательщиков. Рассмотрим такой пример. Сейчас существуют четыре высших военных авиационных инженерных училища (ВВАИУ): в Воронеже, Тамбове, Ставрополе и Иркутске. По планам реформаторов при том же суммарном количестве курсантов, что и ранее, в будущем должно остаться только Воронежское училище. Остальные ликвидируются. Американские налогоплательщики могут аплодировать: вместо четырех стратегических целей остается только одна и три ядерные боеголовки из четырех можно сэкономить. Например, для удара по Москве. Так что по завершении военных реформ москвичи будут спать спокойнее!
На американском примере реформаторы пытаются обосновать то, что чем крупнее вуз, тем выше в нем качество образования. Комментарии профессионала к этой точке зрения очень сложно выразить, оставаясь в рамках нормативной лексики. Поэтому «политкорректно» скажу, что данное утверждение не является истинным. В отличие от реформаторов любому педагогу известно, что качество образования зависит только от уровня преподавания, а уровень преподавания определяется квалификацией преподавательского коллектива и материальной базой вуза. Рассмотрим эти составляющие.
Главным звеном любого вуза является кафедра. Высокую преподавательскую квалификацию кафедра будет иметь только в том случае, если она сама способна готовить для себя новые преподавательские кадры. Преподаватели кафедры могут приходить и уходить, они могут в чем-то быть на передовых позициях научной мысли, в чем-то отставать и даже заблуждаться, но если коллектив спаян единой идеей, называемой научной школой, то кафедра без проблем готовит для себя преемников и обеспечивает высокое качество образования, получаемого в стенах данного вуза. Научная школа не возникает мгновенно, она вырастает медленно, как кристалл. Ее невозможно создать по приказу. Поэтому престижность вуза и качество образования в нем определяются прежде всего возрастом его самого и его научной школы.
Объединенный воронежский вуз по планируемому количеству курсантов (до 6000 тыс. чел.) смело обойдет Военную академию США (4400 чел.), известную также как Вест-Пойнт. Однако Вест-Пойнт был основан в 1802 году, а потому славится вовсе не 4400 кадетами, а 200-летней научной школой. Объединенный воронежский вуз, выражаясь языком нумизматов, – это новодел, то есть подделка. Его еще только планируют создать с нуля. Его основа – нынешний воронежский вуз, не профильный для ВВС; он готовит метеорологов, психологов и др., а должен будет готовить специалистов инженерно-авиационной службы (ИАС) по специальностям, ранее для него не известным. Преподавателей для кафедр по этим новым специальностям придется собирать с миру по сосенке. Учитывая реалии наших дней, туда прибудет молодняк, который по-хорошему нужно еще немало лет обкатывать на кафедрах для обеспечения приемлемого уровня педагогического мастерства. Воронежское училище готовит специалистов тыла, поэтому в отличие от Иркутского ВВАИУ в Воронежском диссертационном совете отсутствует специальность 20.02.14 – «Вооружение и военная техника ВВС».
Исходя из этого, организаторы перевода в Воронеж уже порадовали иркутских адъюнктов и соискателей тем, что они не смогут защититься в Воронеже, а потому должны самостоятельно искать диссертационные советы на стороне. Зато «добренькие дяденьки» пообещали нашим адъюнктам без проблем изменить приказом научных руководителей. Это не только подло по отношению к научным руководителям, уже вложившим в учеников свои научные идеи и свой труд, это просто смешно! Можно подумать, что в Воронеже есть научные руководители по требуемым специальностям! Все вышесказанное означает одно: иркутская научная школа будет уничтожена, тогда как воронежский «Вест-Пойнт» с гордым названием Военный университет в ближайшие как минимум 15–20 лет не будет иметь научной школы по подготовке специалистов ИАС. И это очень оптимистичный прогноз. Если же быть реалистом, то, по замыслу реформаторов, Воронежскому военному университету гарантировано отставание от Вест-Пойнта на 200 лет.
Вест-Пойнт занимает около 65 км и является одним из самых больших кампусов в мире. Сейчас в Воронеже для подготовки специалистов ИАС нет ничего. Поэтому предполагается обеспечить его материальную базу самовывозом из уничтожаемых вузов. Поясню, как это будет выглядеть на практике. Мы были свидетелями закрытия Рижского ВВАИУ, Пермского и Ачинского ВАТУ и других родственных нам училищ. По плану закрытия данных учебных заведений их учебно-материальная база передавалась ИВВАИУ. Такие решения хорошо выглядят только на бумаге, так как во всех случаях вместо стендов и ценного оборудования мы получали только лом черного и цветного металлов. Дело в том, что оборудование и лабораторные установки инженерных вузов достаточно громоздкие и хрупкие. Зачастую они просто не подлежат разборке и перевозке. Без малейшего преувеличения – все полученное нами имущество из уничтоженных училищ прямым ходом пошло на списание как полностью непригодное для учебного процесса. На прибывшее в Иркутск оборудование было невозможно смотреть без слез. Достаточно один раз увидеть кучу металлолома из стендов, блоков и агрегатов, увенчанную сверху разбитым монитором от персонального компьютера, чтобы понять, что подобные реформы задуманы исключительно для процветания охотников за цветными металлами и жуликов всех мастей.
Нет оснований полагать, что перевод училища из Иркутска в Воронеж будет происходить по другому сценарию. Помимо стендов и агрегатов, которые можно забросить в вагон или самолет, в Иркутском училище имеется моторно-испытательная станция (МИС), построенная еще в эпоху СССР. Перевезти это циклопическое сооружение невозможно по определению, значит, Воронежскую МИС нужно будет строить с нуля. Столь же неподъемны иркутские аэродинамические трубы, авиационный тренажер с подвижной кабиной и два-три десятка самолетов и вертолетов на учебном аэродроме. Следовательно, для создания учебно-лабораторной базы в Воронеже потребуются фантастические по нынешним временам затраты. Однако благодаря реформаторам предыдущей волны многие заводы, создававшие материальную базу старых училищ, уже не существуют. Поэтому даже в самой отдаленной перспективе воронежские преподаватели вместо практического показа будут рассказывать о былом величии инженерных вузов России по фотографиям.
Главным доводом реформаторов в пользу расширения Воронежского училища является необходимость экономии средств на зарплату начальников училища, тогда как очевидно, что затраты на строительство и создание в Воронеже одной только МИС превышают суммарную заработную плату всех четырех начальников училищ и их замов на протяжении по меньшей мере 1000 лет.
В эпоху СССР, когда военная опасность для страны была даже ниже, чем в наши дни, военные училища были рассредоточены по всей стране для обеспечения живучести системы военного образования. Такой подход вполне себя оправдал в форс-мажорных условиях развала страны. В 90-е годы началось уничтожение дублированных военных вузов, но система военного образования смогла сдержать и этот удар. Так, например, Иркутское ВВАИУ приняло и доучило курсантов ликвидированных Рижского ВВАИУ и Ачинского ВАТУ. Для нас и для курсантов это не стало проблемой, так как ликвидированные училища имели аналогичные с нами специальности и учебные программы. Хотя мы и не смогли пополнить учебно-лабораторную базу за счет ликвидированных вузов, но мы имели свою, не менее развитую, учебно-лабораторную базу и подготовленный преподавательский состав, а потому прибывшие к нам курсанты были незамедлительно включены в учебный процесс. Отличительной чертой нынешней реформы является то, что система военного образования уже исчерпала былой запас прочности. Поэтому эти с позволения сказать реформы выглядят как попытка усовершенствовать часовой механизм ударами лома. Действительно. Флагман отечественной авиационной мысли Военно-воздушная инженерная академия (ВВИА) им. проф. Н.Е.Жуковского сломана и ныне влачит жалкое существование после перевода из Москвы в Монино. Коломенское высшее командное артиллерийское училище уничтожено переводом в Казань. Ставропольское, Иркутское и Тамбовское ВВАИУ уничтожаются переводом в Воронеж. Санкт-Петербургское высшее командное артиллерийское училище уничтожается переводом в Ставрополь, на бывшее место Ставропольского ВВАИУ. И т.д., и т.п. по всей стране. Эти перетасовки закономерно дают два результата:
1. Перевод подготовки курсантов во вновь создаваемые вузы гарантирует резкое снижение квалификации специалистов всех без исключения военных специальностей на ближайшие 15–20 лет. Вполне возможно, что эта перспектива окажется гораздо более долгосрочной.
2. Система военного образования лишается наиболее заслуженной и наиболее подготовленной части профессорско-преподавательского состава, не способного перемещаться на новое место жительства по капризам московского начальства.
Что же получит Российская армия в результате реформы военного образования: училища-новоделы, являющиеся жалкой пародией на Вест-Пойнт, без научной школы и без материальной базы.
Если же говорить о подготовке специалистов ИАС, то ситуация здесь просто катастрофическая. ВВИА им. проф. Н.Е.Жуковского в наборе курсантов отказано, и подготовкой инженеров ИАС должен будет заниматься только Воронеж. Однако воронежский «Вест-Пойнт» не имеет лицензии и аккредитации на подготовку инженеров ИАС. По закону при наличии лицензии Воронеж может получить аккредитацию не ранее 2014 года, т.е. при выпуске из училища курсантов набора 2009 года. До получения аккредитации Воронеж не имеет права выдавать дипломы по новым специальностям. Поэтому если следовать букве закона, то курсанты всех пяти курсов из Ставрополя, Иркутска и Тамбова, переведенные в Воронеж, должны получить вместо дипломов «волчьи билеты». Таким образом, Россия гарантирована от поступления в войска специалистов ИАС на ближайшие пять лет. В настоящее время Воронежское училище является тыловым, оно никогда не готовило специалистов ИАС и лицензии на их подготовку не имеет. Тем не менее, несмотря на отсутствие общежитий, учебно-лабораторной базы, учебной литературы, учебно-методических материалов, инженерно-технического состава и преподавателей, командование Воронежского училища уже в январе планирует получить лицензию на подготовку специалистов ИАС. Если это произойдет, то это будет полнейшей профанацией самой идеи лицензирования вузов в России.
Несколько слов о том, как реализуется реформа военного образования. Прежде всего обращает на себя внимание то, что составление плана работ хотя бы на пару месяцев вперед представляется реформаторам непосильным интеллектуальным трудом. Еще в сентябре-октябре этого года шел разговор о ликвидации института прапорщиков. Спустя месяц уже новые веяния – институт прапорщиков будут расширять за счет сокращения офицерских должностей ИАС. В конце ноября 2008 года в Иркутское училище пришел приказ о расширении и даже (о чудо!) впервые за много лет были перечислены деньги на капитальный ремонт. Не прошло и двух недель, как в училище приходит план по уничтожению, хотя формально это называется переводом в Воронеж. Согласно этому плану, иркутские курсанты должны прибыть в Воронеж 1 января 2009 года. Курсанты Тамбова и Ставрополя, соответственно, ко 2 января. К 15 января в Воронеже уже должны быть сформированы расписания и начаты занятия, правда, непонятно кем, по каким методическим материалам и на какой лабораторной базе. Преподаватели и инженерно-технический состав Иркутского ВВАИУ должны быть уволены в марте 2009 года, как раз тогда, когда у выпускников начинается дипломное проектирование. Кто будет его вести в Воронеже, является загадкой.
Планы реформаторов столь абсурдны, что создается впечатление, будто грузинские войска уже охватывают Иркутск с севера и всем нужно успеть на последний эшелон. Тут же по поступлении плана выяснилось, что деньги на перевоз курсантов в Воронеж не запланированы и что в Воронеже для них нет места в казарменных помещениях и общежитии. Поэтому Министерство обороны предложило им добираться за свой счет, прихватив с собой постельные принадлежности, полагая, что курсанты будут снимать жилье в Воронеже. Оказалось, что и эта рекомендация невыполнима, так как перед Новым годом все билеты проданы. А выдача постельных принадлежностей не предусмотрена ни одним финансовым документом. Последний хит сезона – это обещание Министерства обороны перевезти курсантов самолетами военно-транспортной авиации. Мне искренно жаль наших курсантов – пацанов, мечтавших о военной карьере и военном образовании! Более скотского отношения к людям просто невозможно представить!
Несчастьем России являются ее природные богатства, которые слишком многим мозолят глаза. Русская пословица гласит: «Чем богаче двор, тем злее должна быть собака». В соответствии с этой пословицей Российская армия выглядит как тощая облезлая шавка, которую нерадивый хозяин, вместо того чтобы кормить, норовит пнуть по любому поводу. Поэтому страшно представить, как будет выглядеть Российская армия спустя всего 10–15 лет и вообще будем ли мы еще к тому времени суверенным государством?
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме