16:00 13.09.2012 | Все новости раздела "КПРФ"

На Азиатско-Тихоокеанский регион нечего надеяться, если собственная экономика продолжает оставаться сырьевой. Мнение экономиста

На минувших днях в центре внимания практически всех средств массовой информации находился саммит государств Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), проходивший во Владивостоке. Оно и понятно: встреча лидеров трёх ведущих экономик мира — США, Китайской Народной Республики и Японии, входящих в АТЭС, уже привлекает интерес всей мировой общественности.

А если учесть, что всего в эту уникальную межконтинентальную организацию экономического сотрудничества входит 21 страна с обоих берегов Тихого океана, то абсолютно естествен тот информационный ажиотаж вокруг владивостокского саммита, который царил на экранах, в том числе и российского телевидения.

Помимо самого президента В. Путина, выступавшего в роли хозяина саммита, особую активность проявлял первый вице-премьер правительства И. Шувалов. Собственно говоря, именно он все три последних года отвечал за подготовку форума АТЭС во Владивостоке. Понятно, что его интервью, главного организатора, постоянно звучали с экранов телевизоров и печатались на страницах газет, но среди них привлекло внимание несколько раз произнесённое им заявление, можно сказать, стратегического характера. Смысл его в том, что будущий «ускоренный рост российской экономики» должен ориентироваться не только на Запад (прежде всего страны ЕС), но в не меньшей степени — и на Восток. Как заявил Шувалов, опираться «на две крепкие ноги — европейскую и азиатскую».

И вот тут появляются большие сомнения. Конечно, само по себе то, что российское руководство наконец-таки осознало не просто ущербность, но и прямую опасность односторонней экономической ориентации на Запад, не может не приветствоваться не только сторонниками Компартии, но и вообще здравомыслящими гражданами нашей страны. Свидетельством такого осознания является хотя бы тот факт, что вот уже третий год главным торговым партнёром России является социалистический Китай, потеснивший столь любимую ельцинистами и их политическими последышами Германию. Напомним, что по итогам прошлого года российско-китайский товарооборот составил 83,5 миллиарда долларов, а в нынешнем — ожидается на уровне 100 миллиардов долларов. Так что здесь с точки зрения стратегических интересов нашей страны вопросов нет. Зато они сразу же появляются при рассмотрении других аспектов проблемы.

Начнём с того, что сама российская экономика благодаря 20 с лишним годам политики ельцинизма и «строительства демократии» даже в количественном отношении устойчиво откатилась в ряды второстепенных по сравнению с гигантами, входящими в АТЭС. Продолжим рассмотрение примера с Китаем. Телевизионные дикторы, взахлёб рассказывавшие нам об «успехах» России на тихоокеанском направлении, ни разу не напомнили зрителям, что вообще-то наша экономика уже почти в пять раз уступает китайской. Это в полной мере отражается и на торговле. Да, для России Китай — торговый партнёр № 1, но вот для КНР, занимающей первое место в мире по объёму своего экспорта, Россия в числе первостепенных партнёров не числится в силу её весьма ограниченных возможностей. Возьмём для сравнения тот же Евросоюз. По итогам прошлого года товарооборот Китая с Объединённой Европой составил порядка 535 миллиардов долларов, то есть в шесть с половиной раз превысил товарооборот с Россией! При этом Китай старается закупать в Западной Европе передовые технологии, а продаёт практически весь спектр товаров обрабатывающей промышленности — от пищевой и текстильной до теперь уже автомобильной.

Несравним с Россией и товарооборот Китая с США и Японией и даже с Южной Кореей. Но даже не это самое страшное. Качество, состав российского экспорта — что на Запад, что на Восток — продолжают оставаться устойчиво отсталым, сырьевым. И вот в этом — главная беда.

Телевидение не раз повторило преисполненные гордости слова В. Путина о том, что переброска грузов по Транссибу превысила советские объёмы и потому, мол, транспортная система Дальнего Востока нуждается в кардинальном расширении и совершенствовании. Очень жаль, что президент не уточнил при этом, какие и чьи грузы следуют по Транссибу и в каком направлении. А заодно — какие грузы планируется переправлять в будущем. Одновременно сразу по нескольким телеканалам прошла информация, что в ближайшее время предстоит увеличить пропускную способность Транссиба и БАМа в пять раз, но лишь единственный раз телекомментаторы «выдали» «страшную тайну»: оказывается, потребуется-то это в основном из-за… колоссального увеличения китайского экспорта! Да-да, именно в эту сторону — из КНР в Россию и через неё, дальше, в Европу планируется гигантское увеличение грузопотоков.

А какой, в свою очередь, импорт из России планирует получить Китай, тоже хорошо известно. Помимо нефти и газа, это кузбасский уголь. Уже сегодня экспорт России в КНР на 90 с лишним процентов состоит из углеводородного и другого сырья, леса и полуфабрикатов той же лесной и металлургической промышленности. Экспорт из Китая в Россию, наоборот, более чем на 90 процентов состоит из готовой продукции, причём свыше 50 процентов приходится на машины и оборудование. И китайские товарищи совсем не скрывают, что их растущая экономика ориентируется на расширение поставок того же кузбасского угля. Китайские заводы, постоянно модернизирующиеся и совершенствующие свою продукцию, ждут ещё больше сырья из России. Остальное, к сожалению для нас, они намерены получить в других местах.

Таким образом, рассчитывать на автоматическое «крепкое вставание на обе ноги» российской экономике не приходится до тех пор, пока обе эти ноги — глиняные, то есть сырьевые, а власть по-прежнему ничего не делает, чтобы это положение исправить.

Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме