17:16 24.03.2017 | Все новости раздела "КПРФ"
Н.В. Коломейцев: Минюст плохо представляет, как функционирует власть на местах и какой ущерб стране могут нанести сити-менеджеры местного самоуправления
2017-03-24 17:52
Пресс-служба Н.В. Коломейцева
Выступление заместителя Руководителя фракции КПРФ в Государственной Думе, первого заместителя Председателя Комитета ГД по труду, социальной политике и делам ветеранов Н.В. Коломейцева на пленарном заседании Государственной Думы 22 марта 2017 года.
Тема выступления: о проекте федерального закона №58972-7 «О внесении изменения в статью 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (по вопросу уточнения порядка формирования представительного органа муниципального района) и о проекте федерального закона №43726-7 «О внесении изменения в статью 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (по вопросу уточнения состава представительного органа муниципального района).
На самом деле два рассматриваемых законопроекта не являются альтернативными, они об одном и том же. Только, с моей точки зрения, законопроект Минюста написан юридически грамотно, но он так же точно, как и законопроект Тюменской областной думы, предлагает: глава поселения не входит в состав представительного органа муниципального района, если избран представительным органом поселения из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Вместо него в состав представительного органа муниципального района делегируется депутат представительного органа поселения.
Но я хочу вернуться к выступлению Веры Анатольевны Ганзи в сегодняшнем «часе заявлений фракций», где она обратила внимание на проблему возросших долгов субъектов Федерации, а это дальше проецируется на неблагоприятное финансовое состояние муниципальных образований.
У нас какая проблема: Минюст плохо представляет, как функционирует власть на местах в России. В стране много надуманных видов образований муниципальной власти (например, в Ростовской области существует 61 муниципальное образование), и у большинства из них огромные долги.
Это приводит к тому, что 64 полномочия, из делегированных 120, не имеют финансового мандата. Любой Нобелевский лауреат по экономике вряд ли что сделал бы в такой ситуации в муниципальном образовании.
Но в настоящее время есть и другая проблема: узкая группа лиц монополизировала право на власть и без выборов рисует нужных депутатов, потом формирует депутатов районного собрания. Над этой группой есть еще группа, которая утверждает сити-менеджеров. И сегодня, к сожалению, никто не анализирует, какой ущерб стране нанесли сити-менеджеры местного самоуправления.
Я вам напомню, что первый сити-менеджер из Перми, предварительно уведя ресурсы, убежал за рубеж, и его до сих пор не нашли, а нанесенный ущерб составил несколько миллиардов рублей.
Приведу последний пример из Ростовской области. Я был на приёме избирателей в городе Волгодонске. Ко мне пришли 12 местных предпринимателей, из малого бизнеса, которые пытались в школы, в том числе и для своих детей, поставлять качественные продукты питания. Но назначили сити-менеджера из Ростова. Он привёл с собой бывшего начальника управления образования из Ростова, а она привела еще предпринимателей со стороны, за 250 километров. И что они сделали? Упростили систему тендера, и стал один поставщик продуктов питания для школ. В результате тендер обошёлся для школ повышением цены на продукты питания на треть. Но это было в первом квартале года. Мы же с вами знаем, как это происходит. К четвертому кварталу года, фактически, не на что будет финансировать обеды в школах.
Но проблема ведь в чём? Сити-менеджер, здесь правильно было сказано, является грузом для представительного органа власти, так как он никаким образом не зависит от этого органа власти. И, я считаю, что если мы захотели централизовать власть, давайте тогда не выдумывать верблюда и не делать у него двух глав. Потому что есть на местах порядок, когда одни более опытные главы, которым уже за 60 и которые были избраны главами районов, и там у них не забалуешь, утверждают бюджеты. Но у нас-то таких единицы. А в основном, начинается пикировка: есть глава, которого избрала местная дума и который предварительно избрался депутатом, и есть сити-менеджер, назначенный со стороны.
Во многих муниципальных образованиях, я обратил внимание, сити-менеджерами назначены люди, которые ни дня там не жили. Этим самым закладываем на будущее отставание на десятилетия развития муниципальных образований. Потому что любому человеку, даже с квадратной головой, наполненной мозгами, надо там хотя бы два года пожить, чтобы понять, какие у них финансы и проблемы, и за счёт чего можно их решать. А у сити-менеджера, который назначен на 3 или 4 года, задача, как освоить деньги, и ему проблемы людей до барабана.
Поэтому господа из Минюста, надо возвращаться к закону! Если мы провозгласили главным в вопросе о местной власти 131-й закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», то в него следует внести одно положение – о финансировании местного самоуправления. Если будут деньги у мэра, у главы поселения, тогда ничего выдумывать не надо. А сейчас получается, что все проблемы сбросили на самый низ, на главу самоуправления, где он и мать, и отец, и похоронщик, а денег у него нет.
И есть «великие» специалисты в Минюсте, которые пишут законы, корректируют поправки в них вместе с Конституционным Судом, но эти законы в действительности приводят к анархии власти на местах. Здесь коллеги правильно говорили. Сегодня даже у "Единой России" есть колоссальная проблема: подобрать кандидатов для глав местного самоуправления нижнего уровня, туда никто не хочет идти. Потому что там ноль возможностей: вопросы тебе, как депутату, задают все соседи, а ты решить ничего не можешь. В результате никто на эту должность идти не хочет. Во многих случаях принуждают бюджетников, учителей, библиотекарей, они идут, но от этого местному самоуправлению никакого проку не будет. И я думаю, что это тоже является одним из колоссальных ограничителей в России, который толкает нас в далекое прошлое. Потому что местное самоуправление у нас испокон веков было, но только избираемо на кругу или еще где-то на собрании. А сегодня идут выборы ограниченного круга лиц, своих товарищей и друзей по бизнесу.
Фракция КПРФ поддержит этот закон, но он не решает проблем. Ещё раз подчеркиваю, у нас идет колоссальное нарастание проблем на самом нижнем уровне местного самоуправления. У нас есть опытнейшие главы районов и мэры, но они, к сожалению, в условиях такой демократии молчат. Если бы им разрешили, они могли бы рассказать много полезного, и, может быть, молодому Председателю Комитета ГД по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления надо собрать в закрытом режиме этих глав, чтобы они немножко нас поучили и рассказали, что действительно надо делать.
Я думаю, что на основании этого можно было бы предложить более совершенный закон, который решал бы проблемы, а не увеличивал статистику законотворчества.
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме