18:00 26.04.2013 | Все новости раздела "КПРФ"
Н.В. Коломейцев: «Арктика и Севморпуть: проблемы для России»
2013-04-26 17:27
Заместитель Руководителя Фракции КПРФ в Государственной Думе Н.В. Коломейцев
Попытки «перезагрузить» российско-американские отношения закономерно окончились провалом, поскольку в глобальном плане национальные интересы обеих сторон диаметрально противоположны.
Примером может служить ситуация вокруг Арктической зоны, примыкающей к границам России. Прошедший 2012-й год у нас был объявлен годом Арктики. Это не случайно. В результате таяния арктических льдов – а их площадь, по наблюдениям из космоса, сократилась на 40% - перед рядом государств открываются уникальные возможности по освоению энергетических ресурсов морского шельфа. А также по развитию глобальных коммуникаций в северных широтах, имея в виду Северный морской путь.
Приарктические государства США, Канада, Норвегия и Дания – к ним Вашингтон по непонятному принципу причисляет еще Исландию, Финляндию и Швецию – активно готовятся осваивать ресурсы Северного Ледовитого океана, стремясь навязать России свои правила игры. С 1996 года действует Арктический совет, в котором состоят представители 8 государств. Он призван направлять весь процесс дальнейшего освоения Арктической зоны. Претензии на свободный доступ в зону предъявляют Китай, Южная Корея, Индия, Сингапур и др.
В целом Арктика сегодня напоминает Дикий Запад середины 19 века. Как заявил премьер-министр Канады Стивен Харпер: "Кто не знает, что делать с Арктикой, у того ее отберут".
18 сентября 2008 г. президент Медведев утвердил "Основы государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу". В феврале этого года президент Путин подписал "Стратегию развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года".
Вступил в силу закон № 132-ФЗ, работает Администрация Севморпути, проводятся Арктические форумы. Не далее как 26 марта в Совете Федерации состоялось заседание Экспертного совета по Арктике и Антарктике. Готовится к принятию новый закон "Об арктической зоне Российской Федерации", который вскоре должен поступить на рассмотрение в Государственной Думе.
Предусматривается, что правительство РФ ежегодно должно направлять президенту доклад о ходе реализации задач, обозначенных в стратегии. Спрашивается: а почему не в Госдуму? В Америке, наоборот, президент докладывает конгрессу, с докладами из конгрессменов к нему никто не ездит.
Из содержания рукводящих документов следует, что Арктика для России является стратегической ресурсной базой, в пределах которой должны быть защищены суверенитет и национальные интересы страны. Имеются в виду внутренние и территориальные воды, исключительная экономическая зона и континентальный шельф.
Между тем начинать нам придется все фактически как бы с чистого листа. Сегодня здесь мы имеем разрушенную инфраструктуру, практически необорудованную границу, заброшенные военные городки и ноль полярной авиации. Не ведется постоянный космический мониторинг территорий и акваторий, сохраняется глубокая зависимость от иностранных источников информации, необходимой для обеспечения всех видов деятельности в высоких широтах.
Преступной можно назвать программу переселения жителей Севера, за которую не ответили ни авторы, ни исполнители. Так же как никто не ответил за уничтожение т.н. неперспективных деревень. Преступная безответственность, убивающая страну и народ.
Россия выразила намерение развивать международное сотрудничество в Арктике. Однако наши подходы к организации такого сотрудничества не находят понимания у других претендентов на ее ресурсы. Еще предстоит юридически доказать, обосновать внешние границы нашей Арктической зоны, права на континентальный шельф и его ресурсы.
Особо стоит вопрос о международном использовании Северного морского пути. По мере освобождения Арктики ото льда эта тема буквально за несколько лет стала предметом серьезных разногласий между Россией и рядом других стран, прежде всего США, относительно условий его эксплуатации.
Позиция России: Севморпуть, являясь единой национальной транспортной магистралью, должен использоваться для международного судоходства в рамках юрисдикции Российской Федерации.
Полной ясности в вопросе нет. Как заявил президент Путин, Северный морской путь должен стать "международной транспортной артерией". Вопрос не из простых, если учесть, что он проходит по акваториям с различным правовым статусом: внутренним водам, территориальному морю и прилегающим водным районам, отнесенным к исключительной экономической зоне РФ, и открытому морю.
Запад добивается интернационализации, полной свободы плавания, открытости российских арктических проливов для всех судов, включая военные корабли. США не согласны с тем, что ключевые части Севморпути представляют собой территориальные воды России. Вообще, пока нет формального разделения международной и национальной компетенций в полярных секторах и экономических зонах приарктических государств.
Это Советский Союз, даже на излете своего существования, в 1991 году мог ввести в действие "Правила плавания по трассам Северного морского пути", обязательные для всех. Сегодня Россия вынуждена договариваться, идти на всякого рода компромиссы.
На встрече с Сергеем Лавровым в Мюнхене вице-президент США Джозеф Байден высказался таким образом: "Мы по-прежнему видим возможности для США и России развивать партнерство таким образом, чтобы продвигать наши взаимные интересы безопасности и интересы международного сообщества, будь то сохранение и сокращение ядерных арсеналов, расширение торговли и увеличение инвестиций...или совместная работа по продвижению свободы судоходства в Арктике, сохраняя при этом доступ к природным ресурсам".
Как это понимать? Может быть, следует пригласить на эту трибуну уважаемого Сергея Викторовича, чтобы он разъяснил нам и суть этой фразы, и вообще перспективы российского суверенитета над Арктикой и Северным морским путем. А заодно и предложений по ядерному разоружению, которые привез в Москву советник американского президента Том Донилон. И еще о позиции США по Арктике, высказанной госсекретарем Джоном Керри на последнем заседании Совета Россия-НАТО.
В своей северной политике США исходят из того, что ключом к овладению арктическими ресурсами являются морские пути. Именно поэтому Вашингтон, несмотря на упорное сопротивление Канады, добивается от нее признания международного статуса т.н. Северо-Западного прохода – морского пути, соединяющего Атлантический и Тихий океаны через проливы Канадского архипелага. Характерно, что как раз в этой части Арктики обнаружены значительные запасы нефти и газа.
Говорить о возможности вооруженного конфликта в Арктике преждевременно, однако все пять стран, включая Россию, тем не менее наращивают здесь свое военное присутствие. Канада усиливает военную составляющую. Дания, выходящая на Арктику через свою автономную территорию Гренландию, уже создала специальное военное командование. Провели ревизию своих вооруженных сил Соединенные Штаты.
Американские силы и средства размещаются на континентальной части США и на Аляске, в Канаде, Гренландии и Великобритании. Для России наибольшую опасность может представлять размещение в российском полярном секторе корабельных систем ПРО и атомных ракетных подводных лодок с крылатыми ракетами на борту.
Прошла информация, что Пентагон намеревается развернуть в Северном Ледовитом океане подводные необитаемые хранилища (логистические центры) для скрытого снабжения подводных лодок без всплытия на поверхность.
Политика США в Арктике строится на основе известных директив по национальной безопасности № 66 и № 25 от 9 января 2009 года. Национальные интересы в указанных директивах определяются следующим образом: "У Соединенных Штатов Америки имеются широкие и фундаментальные интересы национальной безопасности в Арктическом регионе, и они готовы отстаивать эти интересы как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими государствами. Среди этих интересов такие, как противоракетная оборона и дальнее обнаружение; развертывание морских и авиационных систем в интересах стратегических морских перевозок; стратегическое сдерживание; морское присутствие; морские операции по обеспечению безопасности; обеспечение свободы судоходства и полетов авиации".
Сегодня перед Россией стоит задача отстоять свои законные права в Арктической зоне, закрепить за собой ресурсы морского шельфа, не допустить перевода Северного морского пути в международный статус. В ближайшем будущем основную угрозу будет, по-видимому, представлять "мирная" экспансия других стран в зону российских интересов, и для сохранения статуса-кво одних дипломатических мер может оказаться недостаточно.
Утрата национального контроля над Северным морским путем подорвала бы стратегические позиции России в Арктике, существенно ослабила тылы государства.
В современном состоянии Государственная Дума фактически отстранена и от формирования внешней политики в целом, и от реального участия в принятии текущих решений. На сегодняшний день мы не знаем, на какие уступки готова пойти исполнительная власть на переговорах с другими приарктическими государствами. Имеется ввиду конкретное наполнение уже принятых законов.
Любые решения, затрагивающие территориальную целостность страны, не могут быть исключительно прерогативой исполнительной власти. Никогда, ни при каких обстоятельствах российские земли и морские пространства не должны единоличным решением, по-барски, отчуждаться в пользу других государств на основе тайных личных договоренностей.
Как это произошло с участками Берингова и Баренцева морей, островами на реках Амур и Аргунь, плодородными землями в устье реки Туманная на дальневосточной границе.
Решающая роль здесь должна принадлежать ответственному парламенту.
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме