11:16 28.09.2011 | Все новости раздела "КПРФ"
Н.И. Васильев: «Саморегулируемый» рынок – причина упадка системы образования
Какие достижения образования можно было бы представить на суд общественности в День учителя? Ответом на этот риторический вопрос о выживании российской школы могли бы стать такие образцы либерального законотворчества как ФЗ-83, законопроект «Об образовании», благодаря которым происходит резкое урезание финансирования образовательной сферы, коммерциализация жизни школы и растущий дефицит преподавательских кадров. Если во время СССР одной из наиболее авторитетных и влиятельных специальностей являлась профессия учителя, то сегодня быть педагогом в глазах молодежи быть непрестижно, неперспективно и немодно. Своими размышлениями о доле учителя в пореформенной России делится руководитель парламентской фракции КПРФ в МОД, первый секретарь МК КПРФ Николай Иванович Васильев.
- От имени своих товарищей по партии поздравляю всех российских педагогов, наставников, воспитателей с их профессиональным праздником — Днем учителя. Хотелось бы выразить всему педагогическому сообществу большую благодарность за самоотверженный труд по воспитанию достойных граждан нашей Родины.
С кадрами ничего не решается…
Глядя на руины отечественного образования, переживающего либеральный эксперимент, невольно хочется задать реформаторам ряд неудобных вопросов. — Почему вместо заявленных целей по совершенствованию школы, демократизации учебного процесса, улучшению жизни учителя — в России целенаправленно разрушается образовательная сфера, ограничивается получение качественного образования, школа все больше становится элитарной, а профессия учителя, теряя социальную привлекательность, становится в рамках идейных установок государства бесперспективной и невостребованной?
Разрушительная машина антинародных реформ, целенаправленно устраняя государство из сферы образования, навязывает «саморегулиремый» рынок, который не только не поднимает качество образования, а приводит весь институт образования в упадок. И в связи с этим, образовательная отрасль испытывает настоящий кадровый голод. Очень мало молодых педагогов сейчас выбирает профессию школьного учителя. По оценкам социологов, только 5 процентов студентов педвузов планируют остаться работать в школах. Вот и получается: на 60-70 процентов педагогические коллективы держатся за счет "старой гвардии", а на смену ей, увы, никто не идет...
Чудовищные масштабы дефицита школьных кадров будут особо ощутимы в ближайшие годы. Как говорят социологи, для поддержания стабильности образовательной системы, к 2015 году систему образования необходимо пополнить не менее чем 1,35 миллионов новых учителей начальных школ. Уже сегодня в некоторых субъектах РФ дефицит «предметников» — около 40 процентов.
На эту катастрофическую ситуацию начала реагировать и Кремль. Сверху уже спущена директива чиновникам срочно — к 2013 году — изобрести программу модернизации системы педагогического образования, благодаря которой можно будет с помощью выпускников профильных вузов готовить кадровый резерв руководителей и высококлассных педагогов общеобразовательной системы. Региональные власти, выполняя команду, изо всех сил стараются «закрыть» кадровую проблему с кадрами образования. В частности, руководство Московской области решило финансами стимулировать приток специалистов в школы. На эти цели из подмосковного бюджета в 2012 году выделяется порядка 20 млн. рублей.
Давая зарплату учительскому электорату …
Если в 2010 году — Году учителя — чиновникам запросто удавалось игнорировать проблему надбавок и индексации зарплат школьным учителям, то в год выборов такой «номер» исполнять весьма рискованно.
Региональные чиновники реализуют спущенную в начале 2011 года директиву Кремля о необходимости подтянуть зарплаты педагогов до среднего по экономике уровня. Деньги на это почему-то сразу нашлись. В бюджете 2011-2013 годов заложено повышение зарплаты учителям на 6,5 процентов. С 1 сентября 2011 преподавателям, школьным психологам и воспитателям групп продленного дня муниципальных школ добавили к окладу 15,5 процентов, на 10 процентов увеличили выплаты всем руководящим работникам учреждений начального и среднего профобразования. В половине российских регионов зарплата педагогов в пожарном порядке удалось подтянуть зарплату под средние показатели по экономике. В Подмосковье такая «усредненка» учителя, по официальным заявлениям, — 27 тысяч рублей; а через год чиновники Подмосковья обещали поднять это показатель — до 33 тысяч. Благодаря таким нехитрым приемам избирателю пытаются внушить, что «стабильное финансирование» школ и улучшение состояние учителей достигнуто в результате реформ и деятельности партии власти.
Обогатит ли учителя новая система оплаты?
Реформирование системы образования кардинально изменило структуру оплаты труда. В основе этой «школьной бухгалтерии» вместо единой тарифной сетки, которая раньше позволяла учитывать стаж, опыт, профессионализм преподавателя, так называемый подушевой принцип учета рабочего времени, когда суммируются человеко-часы, и за каждого присутствовавшего на уроке учащегося учителю начисляют, примерно, 10 рублей.
На деле оказалось, что новая система оплаты не улучшила благосостояние преподавателей. Более того, из-за кризиса и прогрессирующей инфляции реальный доход учителя падает. Вот и получается, что «перевоспитание» школы «саморегулируемым» рынком никак не мотивировало учителей, зато негативно сказалось на качестве образования. И Учителю с большой буквы не нашлось места в реформируемой системе образования, от него осталась только тень ностальгических воспоминаний...
…праздновать День учителя
Заручившись народной поддержкой, коммунисты прилагают огромные усилия для формирования гражданского общества и победы сил прогресса. Среди ключевых положений комплексной антикризисной программы КПРФ особо отмечается важность поддержки государством учителей, содействие бесплатному образованию и выделение на это не менее 7 процентов ВВП. В заключение хочется привести слова Председателя ЦК Г.А. Зюганова на XIV съезде КПРФ о приоритетах политики правительства народного доверия: «Труд преподавателя и учителя станет достойно оплачиваться, его престиж – укрепляться».
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме