12:33 13.05.2011 | Все новости раздела "КПРФ"
Н.А. Останина на «круглом столе» в Госдуме: Это ненормально, когда благополучие ребенка зависит от того, на территории какого субъекта он проживает
12 мая фракция КПРФ провела в Государственной Думе «круглый стол»на тему: «Об организации летнего отдыха детей в 2011 году. С основным докладом о современном состоянии системы оздоровления детей выступила депутат Нина Александровна Останина.
Начать я вынуждена с констатации очевидного для большинства присутствующих в этом зале факта отсутствия единой государственной системы детского отдыха и оздоровления в современной России.
Во всяком случае, те, кто непосредственно занимаются организацией детского отдыха, (я имею в виду руководителей детских учреждений и организации) и те, на кого направлена оздоровительная политика, ощутили это на себе. И если из 4000 загородных оздоровительных лагерей, существовавших в 1992 году, сегодня осталось еще 2100, то произошло это не благодаря политике власти, а вопреки ей.
Во всяком случае нездоровая тенденция закрытия и перепрофилирования детских загородных учреждений не остановлена. Только за полугодие (с ноября 2010 года по апрель 2011 года) перепрофилировано еще 69 детских лагерей. Об этом проинформировал Президента Д.А.Медведева вице-премьер А.Д.Жуков на последнем совещании в Сочи, состоявшемся 3 мая.
А какого-либо нормативного документа, запрещающего подобного рода практику, Правительство до сих пор не разработало. К сожалению, детская тема для современной российской власти не стала «надпартийной» в первую очередь, потому что предложение нашей фракции о необходимости введения моратория на перепрофилирование детских загородных учреждений, всякий раз наталкивались на аргумент о том, что это нарушит право собственника.
В итоге столь трепетное отношение к правам этих самых собственников обернулось наступлением на права детей в части не отмененного пока еще положения Конституции о бесплатном отдыхе и оздоровлении.
Можно привести много примеров, свидетельствующих о том, что даже после заявления Президента и соответствующих поручений Правительству процесс распродажи и перепрофилирования детских лагерей не остановился.
Называю конкретные адреса: Ленинградская область: лагерь «Юнга». Сегодня там находится клуб с рестораном и стриптизом.
Детский лагерь «Маяк» в этом же регионе стал элитной базой отдыха.
Воронежская область: детский лагерь «Строитель» превратился в сауну. Лагерь «Голубой экран» стал большим бассейном для взрослых. Выставлены на продажу в Подмосковье: оздоровительный лагерь на Егорьевском шоссе (сосновый лес на участке 2 га, стоимость 16 млн. рублей);
бывший пионерский лагерь на Ленинградском шоссе (с шикарным лесным участком на берегу озера, стоимость 96 млн. рублей);
бывший пионерский лагерь в районе Симферопольского шоссе (территория 8 га). При этом никаких оговорок про сохранение профиля в объявлениях по продаже перечисленных мною бывших детских лагерей не содержится.
В этом зале присутствуют руководители детского оздоровительного лагеря «Исток», находившегося в собственности оборонного завода «Исток». Банкротство предприятия привело к продаже лагеря ООО «СоюзКапиталНедвижимость» (Подмосковье).
Мы держим на депутатском контроле вопрос сохранения профиля этого детского учреждения и надеемся, что заверение новых собственников о том, что этот лагерь не станет очередным казино или развлекательным центром, будет выдержано.
Быть может, многих из вас удивит названная мною в начале выступления цифра 2100. Таково сегодня количество детских загородных учреждений. Ее называет в справке заместитель Генерального прокурора РФ Александр Эммануилович Буксман. Иная статистика звучит из уст руководителя Роспотребнадзора Г.Г.Онищенко. Третью цифру называет Минздрав, своя статистика у Минобраза.
Все это свидетельствует о двух серьезных проблемах:
1. отсутствии государственного реестра детских учреждений оздоровления и отдыха;
2. отсутствии единой структуры, которая координировала бы вопросы организации отдыха и оздоровления детей.
Признаюсь, при организации сегодняшнего «круглого стола» мы столкнулись с определенной трудностью. Межведомственная разобщенность привела к тому, что сегодня проблемой организации отдыха детей занимаются как минимум 34 института власти самого разного уровня - от федерального до муниципального.
При этом головного министерства или Координационного Совета, отвечающего за обеспечение гарантированного детям права на отдых и за безопасность детей - просто нет.
На слайде вы видите перечень органов власти, в той или иной степени ответственных за организацию отдыха детей. Но при этом каждый из них очертил для себя узкий круг полномочий и обязательств, выйти за который ему мешают межведомственные барьеры.
Вот и получается, как в известной повести Николая Гоголя «Женитьба»: «Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Болтазара Болтазаровича, да, пожалуй, прибавить к этому еще дородности Ивана Павловича, я тотчас бы решилась» доверить ребенка тому учреждению.
Примерно так думает сегодня ответственная мать или отец, прежде чем направить своего ребенка в детский лагерь.
Начало этой институциональной неразберихи было положено в 2009 году, когда, вопреки мнению депутатов от оппозиции, Правительство продавило через Государственную Думу закон об изменении порядка организации механизма проведения финансирования детской оздоровительной кампании, передав данное полномочие субъектам РФ.
Поспешный вывод Министерства здравоохранения и социального развития о том, что регионы с этим решением согласны, а финансовые источники в виде транспортного налога и акциза на алкоголь заменят поступления из Фонда социального страхования, привел к печальным последствиям. В виде сокращения численности полноценно отдохнувших детей и заменой загородного отдыха неравноценным пребыванием в городских пришкольных лагерях.
Если верить представленной к сегодняшнему «круглому столу» информации Роспотребнадзора, предстоящее лето повторит эту практику.
Самый многочисленный формой отдыха детей станет их пребывание в городских лагерях, они составляют 83 % от общего числа учреждений детского отдыха. Только 1,5 млн. детей смогут выехать за пределы городов. Немногим более 147 тысяч отдохнут в палаточных лагерях, и чуть более 150 тысяч в лагерях труда и отдыха. Всего же, по данным Роспотребнадзора, организованным отдыхом будут охвачены нынешним летом 5 млн. 800 тысяч детей, это составляет 38 % от потребности.
Много вопросов вызывает и правовой статус детских учреждений по типу лагерей. Сегодня можно насчитать 14 видов учреждений отдыха и оздоровления по организационно-правовым формам: времени действия, содержанию деятельности. Это некоммерческие организации, коммерческие организации, ведомственные, муниципальные. Далее - по видам деятельности: санаторные, оборонно-спортивные, туристические, лагеря труда и отдыха. Наконец, по времени действия: загородные стационарные, круглогодичные, стационарные летние, и лагеря дневного пребывания.
Регулируется это примерно десятком нормативно-правовых актов разного уровня. Разобраться в такого рода деятельности практически невозможно. Какой из этого следует вывод? Никакой единой России во всяком случае, в сфере организации отдыха детей у нас нет.
Каковы последствия в отсутствии этого единства? Весьма опасные и с социальной, и с политической точки зрения. Это ненормально, когда благополучие ребенка зависит от того, на территории какого субъекта он проживает. Если это благополучный Ямало-Ненецкий автономный округ, Тюменская область или Москва, а также Белгородская область, Краснодарский край, или Республика Башкортостан, Чувашская Республика или Алтайский край, то детям повезло.
Хуже, если родители несчастных ребятишек проживают в Магаданской области, в Еврейской автономной области, в Забайкалье, в Мурманской, Астраханской, Костромской, Калужской областях, где щедрость региональной власти на детей не распространяется.
Заверения Министра здравсоцразвития Татьяны Алексеевны Голиковой, подкрепленные цифровыми выкладками Алексея Леонидовича Кудрина о том, что изменение порядка финансирования не скажется на суммах, выделяемых региональными бюджетами на летний отдых детей, поскольку губернаторы имеют право обратиться к федеральной власти за недостающими трансфертами наталкивается на сухие статистические данные о том, что такие регионы, как Мордовия, Кемеровская область и Забайкальский край предусмотрели в своих бюджетах на текущий летний сезон средства ниже объема финансирования 2010 года.
И таких регионов – 25.
Возможно, причина тому - согласие Президента с предложением, прозвучавшим на парламентских слушаниях в Госдуме о том, чтобы критерием оценки руководителей должны быть показатели численности оздоровленных детей и количество соответствующих детских учреждений.
Поэтому многие губернаторы попросту не отваживаются лишний раз признаться перед федеральным центром в том, что с проблемой организации детского отдыха и оздоровления они не справляются.
Накануне проведения сегодняшнего «круглого стола» мы обратились к региональным властям с просьбой предоставить информацию о стоимости путевки нынешним летом.
Привожу имеющиеся в нашем распоряжении цифры. В Кировской области цена путевки в загородные учреждения составит 12 тысяч руб. В Новгородской - от 11 до 14,5 тысяч рублей. В Московской – от 21 до 23 тысяч. Совершенно очевидно, что далеко не каждой российской семье эти суммы не по карману.
Согласно опросу ВЦИОМ, проведенному накануне летней оздоровительной кампании, примерно 60% всех семей не смогут направить своих детей отдыхать в загородные лагеря.
А по данным ФНПР, 12,5% семей, ранее подавших заявки на путевки, вынуждены отказаться от них по причине отсутствия средств.
В этой связи мы бы хотели вынести на ваше обсуждение предложение, адресованное Правительству, о возможности льготного кредитования семей через создание специальной федеральной целевой программы «Детский отдых». Тем более, что средства в федеральном бюджете есть. Буквально завтра, 13 мая, министр финансов А.Л.Кудрин в Госдуме выступит с предложениями о распределении дополнительных доходов в сумме более 1,5 трлн. рублей. Наша фракция будет настаивать на направлении части этих средств на финансирование текущей оздоровительной кампании детей.
Мы уверены, что другое конструктивное предложение организаторов детского отдыха, прозвучавшее во время встречи с лидером нашей фракции Г.А.Зюгановым 2 апреля, о том, чтобы детские учреждения получали льготное кредитование в период подготовки к летнему сезону должно получить адекватную реакцию со стороны Правительств.
Согласитесь, хороший хозяин еще зимой начинает готовиться к приему детей. Иначе, чем привлечь распорядителей муниципальных бюджетов, отвечающих за организацию оздоровления детей?
В этой связи еще один юридический барьер, обойти который организаторы летнего отдыха самостоятельно не могут. Речь идет о пресловутом 94 Федеральном законе, в соответствии с которым происходит выбор детских учреждений по конкурсу. Приоритет один: чем дешевле путевка, тем предпочтительнее учреждение. Вот и получается, что иногда муниципальная власть, не задумываясь, направляет детей в такой лагерь, из которого дети попросту сбегают, как это случилось в прошлом году в Саратовской области в лагере «Чистые ключи».
Экономия на детях чревата необратимыми последствиями, как в вопросах состояния их здоровья, так и с точки зрения их способности самим стать в дальнейшем полноценными родителями. Ведь демографическая политика - это не только число вновь рожденных детей, но и состояние здоровья 10-15 летних подростков.
А если в текущем году их питание в городских лагерях будет составлять 89 рублей в день, как в Новгородской области, то вряд ли мы получим здоровое поколение. Простите за невыгодное сравнение, но 130 рублей выделяемых на содержание собак в захудалых Московских приютах для наших четвероногих братьев, заставит наших детей задать неудобные вопросы власти, когда они станут взрослыми. И далеко не всегда механизмы решения этих вопросов будут вписываться в формат российской Конституции.
Еще одна больная тема для детских учреждений, которая отражается на стоимости путевок – оплата за коммунальные услуги.
Конечно, это ненормально, когда плата за услуги ЖКХ в детских лагерях равна плате промышленных предприятий и коммерческих организаций. Безусловно, без вмешательства законодателей данная проблема решиться не может.
А разве не заслуживает достойной оплаты труд воспитателя в детском лагере, или вожатого? Если кто-то считает, что 3200 рублей, это нормальная оплата, то профессиональные педагоги и даже студенты-практиканты вряд ли, при всей своей любви к детям и профессии, смогут просуществовать на эти смешные деньги. Поэтому статус воспитателя, вожатого должен быть приравнен к статусу педагога и эти люди должны получать заработную плату не менее среднепромышленной в том регионе, где они работают.
Чрезвычайно болезненная тема - безопасность детей. Отсутствие элементарного нормативного документа, который позволял бы вести статистику травм и увечий, полученных детьми, заставляет нас включить в рекомендации сегодняшнего «круглого стола» обращение к Правительству о необходимости разработки такого рода акта
Он должен устанавливать процедуру учета и расследования всех несчастных случаев, произошедших с детьми. Быть может тогда удастся избежать постыдной словесной рокировки, как это случилось на упомянутом совещании в Сочи, 3 мая, когда ответственный за организацию оздоровительной кампании детей вице-премьер А.Д.Жуков назвал цифру 16 погибших прошлым летом детей, Уполномоченный по правам ребенка П.Астахов – 26, а по сведениям Генеральной прокуратуры, погиб 21 ребенок.
Все сказанное мною приводит к одному совершенно объективному выводу: без единой системы государственной политики в вопросах организации отдыха и оздоровления детей нам просто не обойтись. А система эта должна найти свое законодательное оформление в виде общефедерального закона о государственной политике в организации отдыха и оздоровления детей.
И никакие аргументы о том, что 131 Закон о разграничении полномочий относит на уровень субъектов все вопросы семейно-детской молодежной политики, никакие заверения, что регионы справятся самостоятельно с решением этой проблемы, не убедят нас, что можно без этого закона обойтись.
Именно закон должен учредить недостающий сегодня федеральный координирующий орган власти, который не только занимался бы мониторингом, как это сейчас делает Минздравсоцразвития, или издавал далекие от жизни документы, как это делает Минобраз, или, что еще хуже, имитировал бы заботу о детях и молодежи высокозатратными селигерскими элитными тусовками, как это делает ведомство г-на Якименко. Это должно быть самостоятельное ведомство, наделенное соответствующими полномочиями и отвечающее за единую государственную политику в сфере отдыха и оздоровления детей.
И тогда весь комплекс проблем, обозначенных мною в сегодняшнем выступлении, получит законодательный способ решения, который станет обязательным для органов всех уровней власти, обязанных заботиться о здоровье наших детей.
В заключение я хочу попросить всех, кто пожелает принять участие в обсуждении проблем летнего отдыха, выказать свое отношение к предложенному вам проекту рекомендаций, потому что отдельные его позиции могут быть реализованы буквально завтра, на заседании Государственной Думы нашей фракцией.
Тем более, что представлять нашу позицию будет ведущий нашего «круглого стола», заместитель Председателя Госдумы, И.И.Мельников, который занимается вопросами защиты детства, не только в силу своего высокого статуса зампреда Госдумы, но и в силу своего профессионального призвания педагога.
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме
23 декабря 2024
« | Декабрь 2024 |
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 |