17:00 21.10.2009 | Все новости раздела "КПРФ"

Н.А. Останина: Мы поддерживаем любые шаги, направленные на урегулирование вопросов юридической защиты детей, которые оказались за пределами Российской Федерации

Выступление депутата фракции КПРФ Н.А. Останиной на пленарном заседании Государственной Думы 21 октября 2009 г. по вопросу ратификации договора между Российской Федерацией и Итальянской Республикой о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей.

- Уважаемые коллеги, я напомню, что это будет уже седьмое по счёту обращение к правительству, начиная с сентября 1997 года. Шесть из них подписали вы, Борис Вячеславович (обращение к спикеру парламента Грызлову). Поэтому становятся совершенно очевидными два вывода.

Первый. Договор, который мы сегодня рассматриваем, это не просто актуальный документ, это жизненно-важный документ для наших детей, который даёт им, хоть какую-то юридическую защиту, когда они оказываются за пределами Российской Федерации.

И второе. Юрий Петрович (обращение к докладчику заместителю министра образования и науки РФ Ю.П. Сентюрину), невзирая на всё позитивное отношение к этому Договору, я бы хотела упрекнуть правительство в том, что оно опоздало примерно на полтора десятка лет с вынесением этого Договора на ратификацию.

Если считать точкой отсчёта 1992 год, когда усыновление российских детей было поставлено на поток, то совершенно очевидно, что за эти годы для многих детей жизнь обернулась трагедией, потому что из России за эти годы было вывезено более 50-ти тысяч ребятишек. Они остались без юридической защиты на территории иностранных государств.

Я хочу сказать, что особенно показательна в этом смысле статистика за 2003 год. Именно тогда иностранное усыновление превысило российское усыновление. И я разделяю логику депутата Селезнёва, который сказал, что государство не заслуживает уважения, если оно не может защитить своих детей.

Я также не буду останавливаться на причинах, которые побуждают сегодня Россию передавать своих детей на иностранное усыновление, но сегодня мир чётко поделён на две стороны: на отдающую своих детей и принимающую. И, к сожалению, Юрий Петрович сегодня тоже это признал, Россия относится к разряду стран отдающих своих детей.

Хотя договор и называется двухсторонним, я хочу обратить ваше внимание, что там даже не прописаны полномочные органы с российской стороны, потому что до сегодняшнего дня ни одного итальянского ребёнка итальянцы не отдали в Россию.

При общности интересов задачи той и другой стороны, которые подписали этот договор, обеспечить детям-сиротам семьи. Многие проблемы у нас, конечно, разные. Они требовали урегулирования на международном уровне. И две проблемы самые острые с моей точки зрения получили отражение в этом договоре. Первая - это сам процесс усыновления. И вторая - это контроль над дальнейшей жизнью ребёнка после его усыновления.

Мне хочется отметить, что договор упраздняет независимое усыновление, о чём так часто и много мы говорили в этом зале, оставляя только один канал - агентства, уполномоченные центральным органом. Но, Юрий Петрович, хочу обратить ваше внимание, вы назвали, что в числе 10-ти таких агентств только одно государственное агентство. И мне бы очень хотелось, чтобы и наша страна тоже пошла по пути того, чтобы дети находились под защитой государственных структур, а не частных.

Когда будет решаться вопрос о наделении полномочиями структур, то очень хотелось бы, чтобы ваше министерство нашло возможность передать эти полномочия всё-таки структурам государственным.

Что касается механизма контроля, то действительно до подписания этого договора контроль заканчивался тогда, когда ребёнок пересекал границу Российской Федерации. Сегодня в этом договоре механизм контроля прописан.

Обращает на себя внимание статья 15, где говорится о возможности ребёнка возвратиться в Россию. И при этом ещё речь идёт о том, что ребёнок сохраняет всё-таки российское гражданство.

Несомненным достоинством Договора является и приоритет национального усыновления, который прописан в статье 3, что, впрочем, соответствует, конечно, нормам международных договоров, в том числе Конвенции о правах ребёнка, которую Россия ратифицировала в 1990 году. Хотя могу отметить, что Договор, конечно, не лишён недостатков. И первый недостаток, который уже в вопросе прозвучал, он заключается в том, что в Договоре не прописан уполномоченный орган Российской Федерации. Ещё раз повторюсь, что хотелось бы, чтобы это не были коммерческие структуры, какие работают на территории Российской Федерации со стороны иностранных государств сегодня.

Вот этим Договором не решается вопрос о возможности отмены усыновления ребёнка в России и возвращения его родителям. То, что прописано в нашем, российском Семейном кодексе, принятом в 1996 году.

Конечно, принятие этого Договора - несомненный шаг на пути урегулирования вопросов юридической защиты детей, которые оказались за пределами Российской Федерации, быть может, даже маленькая победа со стороны той части депутатского корпуса, которая настойчиво с 1997 года обращалась к правительству с требованием подписать такого рода договоры.

Теперь на очереди Испания, Франция и Израиль. Но почему в этом списке нет США? Сегодня первое место занимают Соединённые Штаты по количеству усыновленных (удочеренных) российских детей. И наибольшую тревогу вызывает тот факт, что именно в этой стране от рук усыновителей погибли 15 российских детей. Насколько мне известно, двухсторонний договор с Соединёнными Штатами подписали такое Вьетнам и Китай. Неужели наши дети - дети второго сорта, и мы не можем защитить детей, заключив подобный договор с Соединёнными Штатами? Очень хотелось бы, чтобы министерство поторопилось и предложило такого рода договор, вынесло на ратификацию к нам, в Государственную Думу.

Наша фракция поддерживает этот договор, повторяю. И мы считаем это пусть небольшой победой в той системной работе, которую мы начали вести с 1997 года.





Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме