14:30 13.04.2011 | Все новости раздела "КПРФ"
Н.А. Останина: Думские «медведи» принимают законы не в интересах горняков
Условия безопасности труда горняков были в центре внимания депутатов Государственной думы, принявшей 8 апреля в первом чтении поправки в Трудовой кодекс. Неумолимая статистика, безусловно, не может не будоражить депутатскую совесть: за последние десять лет на шахтах Кузбасса произошло более полутора тысяч аварий, число пострадавших превысило 1150 человек, из них более пятисот погибли. Приближается и трагическая дата — годовщина аварии на шахте «Распадская», которая унесла жизни 91 человека, тела тринадцати из них до сих пор не обнаружены.
НАПОМНИМ, что в соответствии с выводами экспертов Ростехнадзора причинами взрывов на шахте «Распадская», происшедших 8—9 мая 2010 года, стали нарушение пылевого режима шахты, недостаточный контроль со стороны работников шахты за признаками самонагревания угля, неисполнение предусмотренных проектами профилактических мероприятий по предотвращению эндогенного нагревания угля, а также неустойчивость электроснабжения шахты. При этом среди лиц, названных причастными к несчастному случаю, лишь два из 24 человек — представители высшего менеджмента: проектировщик шахты, бывший её генеральный директор Игорь Волков и его заместитель. Главными же виновниками оказались работники низшего звена — механики и начальники участков и смены.
Рассмотренный законопроект всё в этой же логике поиска «стрелочника» ещё ниже опустил метку ответственности — теперь за безопасность на шахте спрос в первую очередь с самих горняков. Главной причиной аварий априори признаётся «человеческий фактор»: несоблюдение трудовой дисциплины, нарушение шахтёрами техники безопасности, отклонения от технологических регламентов производственных процессов. Минимизировать потенциальные угрозы можно, по мнению авторов законопроекта, профотбором и профподготовкой работников. Спору нет, профессионализм — вещь нужная хоть для министра, хоть для забойщика. Вот только, сказав «а», разработчики документа не решились произнести «б». А ведь профессиональная подготовка шахтёров должна бы быть заботой работодателя.
А вот ещё один законодательный «предохранитель». Предлагается проводить медосмотр не только перед началом смены, но и, по решению работодателя, в течение всей смены. Однако не оговаривается, кто и где будет осматривать горняков. Не приведёт ли это к самоуправству? — выразила опасение Нина Останина. Другие статьи законопроекта и вовсе унизительны для шахтёров, отметила она. В случае обнаружения у работника пронесённых им на подземный участок выработки алкогольных напитков или наркотических веществ, курительных принадлежностей или электронных устройств, он должен быть отстранён от работы в подземных условиях. Причинами отстранения от работы могут стать и неинформирование руководителя о нарушении правил безопасности другими лицами, неисполнение приказов начальства и т.д. При этом работодатель вправе перевести работника на другую, в том числе и низкооплачиваемую, работу, что является нарушением Конвенции МОТ, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Конституции РФ да и самого Трудового кодекса, который думцы взялись отредактировать.
— Мы предлагаем определить в законопроекте обязанности собственника по обеспечению безопасности труда, — подчеркнула в своём выступлении от имени фракции КПРФ Нина Останина. — Стратегия развития России до 2020 года предусматривает существенное увеличение добычи угля, что уже привело к интенсификации труда в этой отрасли, но процессы обеспечения безопасности взятый темп не выдерживают. Другой аспект проблемы — социальные и материальные условия работы шахтёров. Было бы правильным установить продолжительность рабочего дня на подземных работах 30 часов в неделю, дополнительный отпуск 24 календарных дня, продумать систему повышения тарифных ставок, должностных окладов. Только в этом случае можно будет говорить о комплексном подходе в решении вопросов охраны труда.
Вот такие разные законодательные решения проблемы предлагают представители Кемеровской области — коммунист Н. Останина и «единороссы», авторы законопроекта — члены Совета Федерации С. Орлова, С. Шатиров, а также депутаты Госдумы А. Фокин, В. Гридин, Ю. Кауфман.
Совпали позиции всех фракций в вопросе ратификации протокола о внесении изменений в Соглашение Таможенного союза по санитарным мерам от 11 декабря 2009 года. Для снятия административных барьеров на территории Таможенного союза и увеличения товарооборота при одновременном выполнении Россией, Белоруссией и Казахстаном международных обязательств в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения будет введён единственный документ, подтверждающий безопасность продукции, — свидетельство о государственной регистрации производства пищевой продукции. Между тем Владимир Кашин отметил, что в самой России санитарно-эпидемиологическая обстановка, зависящая как от экологических причин, так и от сугубо управленческих, далеко не удовлетворительная. Ежегодно, по данным РАМН, от неблагоприятной экологии погибают 350 тысяч человек. Нарушение правил переработки молочной и мясной продукции заставило вспомнить о «пещерных» желудочно-кишечных заболеваниях. Поэтому первоочередной задачей является восстановление системы государственного контроля в этой области.
В «часе заявлений» от фракции КПРФ также выступила Нина Останина. Она обратилась к внесённому правительством в конце марта в Госдуму проекту закона «О присоединении Российской Федерации к Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей» (Гаагская конвенция 1980 года). Текст этой конвенции МИД РФ еще в 2008 году подверг критике, но почему-то спустя три года кто-то снова инициирует присоединение России к этому опасному международному пакту, заметила депутат. По итогам прошлогодней переписи население России сократилось на 2,2 миллиона человек. 60 тысяч маленьких граждан России вывезли за рубеж под видом иностранного усыновления. С присоединением к данной конвенции, подчеркнула Н. Останина, откроется еще один канал вывоза российских детей. В конвенции есть статья 13, где говорится, что, если на родине материально-бытовые условия проживания ребенка, находящегося под опекой или попечительством как физического лица, так и учреждений, хуже, чем в стране, куда он вывезен, судебные или административные инстанции запрашиваемого государства не обязаны отдавать распоряжение о возвращении ребенка. В этой же статье говорится о том, что основанием для невозвращения ребенка на родину может служить угроза его физическому или психологическому здоровью. А в статье 20 конвенции содержится еще одно основание удерживать ребенка за границей — несоблюдение в стране его проживания гражданских прав и свобод. Нина Останина обратилась к «партии власти» с призывом выставить законопроект на всенародное обсуждение. Не отбирать надо детей из семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а помочь им, заявила она, помочь с жильём, с финансированием образования и лечения. Соответствующие законопроекты фракция КПРФ давно подготовила. Разве у государства нет для этого возможности? Есть, тем более что за счет нефтяных доходов бюджет в этом году дополнительно получит более одного триллиона рублей. Отдать эти деньги семьям с детьми — в наших полномочиях, заметила депутат-коммунист. Только вот полномочия парламентариев то и дело проваливаются в пустоту политической воли думского большинства.
Татьяна ОФИЦЕРОВА.
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме