17:00 28.05.2014 | Все новости раздела "КПРФ"
«Мы в ответе за леса перед нашими детьми и внуками». Доклад В.И. Кашина на круглом столе в Казани
2014-05-28 14:04
Пресс-служба фракции КПРФ в Госдуме
22-24 мая 2014 года состоялся визит делегации депутатов Комитета ГД по природным ресурсам, природопользованию и экологии в Республику Татарстан. Возглавлял делегацию Председатель Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, заместитель Председателя ЦК КПРФ В.И. Кашин. Предлагаем вашему вниманию доклад В.И. Кашина на круглом столе на тему: «Правовое регулирование в области воспроизводства лесов и лесоразведения: задачи, проблемы, перспективы».
- Добрый день, уважаемые коллеги, товарищи!
Я рад приветствовать Вас от лица Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии. Сегодня мы на гостеприимной земле Республики Татарстан проводим круглый стол, посвященный проблемам правового регулирования в области воспроизводства лесов и лесоразведения.
В этой связи хочу выразить признательность законодательным и исполнительным органам государственной власти Татарстана за содействие в проведении мероприятия и отметить высокий уровень его организации.
На долю нашей страны приходится более 20% общей площади всех мировых лесов, а по запасам древесины мы занимаем второе место в мире. Таким образом, российские леса оказывают весомое влияние на планетарную экологическую безопасность. Земли лесного фонда России охватывают всё множество лесорастительных зон от арктической тундры до лесостепи. В этой связи на нас с вами лежит особая ответственность за сохранение и воспроизводство мирового потенциала лесных ресурсов.
Лесами покрыто в общей сложности (с учетом особо охраняемых природных территорий, городских лесов) более половины площади нашей страны. Земли под ними, несомненно, являются очень ценным имуществом, но имуществом особого рода. Потому что блага, приносимые лесами, зачастую не подлежат материальной оценке. В этой связи лесные отношения должны быть урегулированы исходя из презумпции экологических приоритетов в использовании лесов.
Леса, являясь объектом многофункционального влияния на окружающую среду, нормализуют и стабилизируют экологическую обстановку, образуют устойчивые экологические системы с высокой степенью саморегуляции.
В последнее столетие резкое усиление антропогенного воздействия на биосферу привело к потеплению, аридизации климата и опустыниванию территорий, деградации и разрушению почв, нарушению многообразия функциональных связей в природе, способности экосистем агросферы к саморегуляции и естественному восстановлению.
В настоящее время 65% пашни, 28% сенокосов и 50% пастбищ России подвержены разрушающему, порой совместному, воздействию эрозии, дефляции, периодических засух, суховеев и пыльных бурь.
Негативная агроэкологическая обстановка усугубляется высокой степенью распаханности и малой лесистостью сельскохозяйственных земель (в зоне степей пашня занимает 60-80% всех сельхозугодий, в лесостепи 50-70% и более, на долю лугов и пастбищ приходится менее 40% их совокупной площади).
По сравнению с 1990 годом площадь сельхозугодий в РФ, подверженных эрозии и дефляции, увеличилась на 22 млн. га и составила 126 млн. га. Из-за водной эрозии 10% пашни уже утратило 30-60% плодородия, а 25% – от 10 до 30%. Ежегодная убыль гумуса на пашне в среднем составляет 0,62 т/га. Его содержание в почве за 100 лет снизилось на 30-40%.
Площадь действующих оврагов в России уже превышает 900 тыс га, а плотность их, например, на Среднерусской возвышенности составляет 1-3 оврага на 100 га. Площадь заовраженных земель достигла около 8 млн. га. Темпы оврагообразования колеблются от 10 до 15 тыс. га/год, а среднегодовой прирост эродированных земель достигает 0,4-0,5 млн. га. Вследствие дефляции почвы ежегодный вынос пыли в атмосферу составляет 0,37 т/га.
Продукты водной и ветровой эрозии совместно с химическими реагентами заиливают и загрязняют водные источники.
Лишь в последние годы вследствие сокращения производства и использования химикатов процесс загрязнения водоемов замедлился.
Особенно быстрыми темпами развивалось антропогенное опустынивание аридных районов страны, частично охватившее территорию 28 субъектов РФ. Только на этой территории потери годичной продукции составляют 3,2-3,9 млн. т в зерновом эквиваленте.
Одной из важнейших причин опустынивания и деградации агросферы является уменьшение площади лесов. Так, лесистость черноземной полосы России за 150 лет уменьшилась с 38-40 до 6-15%, а водосборных бассейнов крупных рек с 30-40 до 10-30%.
Существенно ухудшился генофонд многих древесных и кустарниковых пород.
Не случайно местом проведения круглого стола по данной тематике выбран Татарстан. История его лесов очень показательна.
Площадь Республики – почти 6,8 миллионов га территории, из которых 1,27 миллион га занимает лес, то есть чуть более 17 %. Лесистостьпо административным районам крайне неравномерна и колеблется от 2,8 до 41,1%.
Татарстан сегодня - малолесный регион России.Между тем в конце XVIII — начале XIX века картина была иной: по данным генерального межевания, которое проводилось в Казанской губернии с 1793 по 1803 годы, было учтено 3265,1 тыс. га лесов, которые составляли 51,2% территории.
Строительный бум при Петре Первом, развитие аграрного сектора, бурныйрост нефтедобычи в Татарстане в XX веке, создание водохранилищ (Куйбышевского и Нижнекамского), строительство крупных городови индустриализация вцелом повлияли на состояние лесов и привели к значительному сокращению их площади.
По территории республики проходит южная граница естественного распространения ели и пихты, северная граница района произрастания дуба и северо-восточная граница произрастания ясеня.
Общая площадь лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, составляет 1271,1 тыс. га. Хвойные насаждения занимают 24,6% покрытой лесом площади, твердолиственные — 16,4% (из них дубовые высокоствольные — 8,8%), мягколиственные и кустарники — 59%.
Породный состав лесных насаждений Республики Татарстан представлен осиной, липой мелколистной, березой, сосной, дубом (высокоствольным и низкоствольным), елью. Средний возраст деревьев 46 лет. На долю молодняка приходится 25,7% покрытой лесом площади, средневозрастные занимают 35,5%, приспевающие — 15,5%, спелые и перестойные — 23,3%.
Запасы лесных ресурсовоцениваются в 189,8 млн м3.Общий годовой объем заготовки древесины при всех видах рубок — 2352 тыс. м3, в том числе при рубках спелых и перестойных лесных насаждений (расчетная лесосека) — 1455,9 тыс. м3. В среднем по республике на одном гектаре покрытых лесом земель вырубается 0,76 мі ликвидной древесины, а к 2018 году будет вырубаться 0,91 мі.
Лесной фонд республики представлен двумя категориями лесов: защитными (48% общей площади лесов) и эксплуатационными (52%).
В этой связи лесная промышленность пока играет в экономике республики скромную роль.
Но, как и для большинства малолесных регионов лес имеет здесь важнейшее средообразующее и экологическое значение. В этой связи Республика сегодня является одним из центров лесовосстановления России. Открывшийся в 2012 году Лесной селекционно-семеноводческий центр Республики Татарстан является крупнейшим в Европе автоматизированным лесным селекционно-семеноводческим центром, оснащенным самым современным оборудованием.
У Республики сегодня амбициозные планы по пятикратному увеличению площади восстановления лесов в регионе в ближайшие пять лет.
С учетом изложенного актуальность проблем, связанных с развитием лесного хозяйства, в том числе, с лесовосстановлением и лесоразведением, трудно переоценить.
И в Республике, и в России в целом в лесной отрасли накопилось достаточное количество сложных проблем, многие из них носят институциональный и межсекторальный характер.
Среди них необходимо отметить отсутствие эффективности в управлении лесами, самовольные и необоснованные рубки, часто при попустительстве местных властей, самовольный захват и изменение целевого назначения лесных земель. Случаев, когда в угоду сиюминутной выгоде уничтожаются уникальные дубовые, можжевелевые рощи, кедровники и другие защитные лесонасаждения, тысячи.
Наметилась устойчивая тенденция к увеличению повреждения лесов и потерь лесных ресурсов от пожаров, вредителей и болезней.
Согласно общей тенденции около 60 % площади погибших лесов связано с воздействием лесных пожаров.
По официальным данным, площадь лесов, расположенных на землях лесного фонда, погибших от лесных пожаров в 2013 году, составила более 86 тысяч гектаров.
Всего с начала пожароопасного сезона 2013 года на землях лесного фонда в Российской Федерации возникло 9 991 лесных пожара (в 2012 году - 19 329 пожаров). Пройденная огнем площадь с начала пожароопасного сезона 2013 года составила 1, 158 млн. гектаров (в 2012 году – 2,038 млн. гектаров), то есть в 2013 году наблюдается снижение количества лесных пожаров и площади лесов, пройденных огнем по сравнению с 2012 годом.
Одной из важных побед прошлого года стало то, что совместными с министерством и Рослесхозом усилиями мы смогли уберечь наши леса от непродуманного решения, связанного с включением субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации в области лесных отношений в так называемую «единую субвенцию». Такое решение было поспешным, необдуманным и крайне рискованным с точки зрения возможных негативных последствий.
В условиях отсутствия «окрашенности» этих средств мы могли бы столкнуться с ситуацией, когда финансирование необходимых мероприятий в рамках соответствующих полномочий осуществлялось бы регионами по остаточному принципу. И тогда уже катастрофические лесные пожары, нашествие вредителей леса и окончательная деградация лесных экосистем стали бы нормой нашей жизни.
Далее, возвращаясь к обсуждению проблем лесного сектора, необходимо остановиться на проблеме нелегальных рубок лесных насаждений и незаконного оборота древесины.
В 2013 году только по официальным данным объем незаконно заготовленной древесины составил около 1,1 млн. куб. м, а ущерб - порядка 10 млрд. рублей. Выявляемость случаев незаконных рубок составляет 59 %, на один случай нарушения в среднем приходится более 50 куб. м. древесины.
К проблемам, затрудняющим сокращение нелегальных рубок в лесах, относятся низкая эффективность работы государственных лесных инспекторов (лесной охраны) по пресечению, предотвращению и выявлению нарушений лесного законодательства (в том числе незаконных рубок), а также недостаточная координация межведомственного взаимодействия всех заинтересованных органов исполнительной власти по пресечению незаконных рубок и нелегального оборота древесины на федеральном и региональном уровнях.
В минувшем году мы с вами предприняли серьезные усилия, чтобы наконец поставить законодательный заслон черным лесорубам.
Итогам стал Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 415-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», направленный на урегулирование вопросов учёта необработанной древесины и контроля за её оборотом.
Закон вводит в Лесной кодекс ряд принципиально новых положений, посвященных учету и маркировке древесины, ее транспортировке, декларированию сделок с древесиной, а также созданию информационной системы учета заготовленной древесины и сделок с ней.
Под особый контроль в соответствии с Законом ставится оборот ценных пород древесины – дуба, бука и ясеня. В отношении них вводится требование о маркировке буквально каждого бревна, предназначенного на экспорт (с учетом того, что на практике оборота такой древесины на внутреннем рынке не происходит, вся она поставляется за пределы России).
Таким образом, появится возможность отследить любые перемещения заготовленной древесины в границах России.
Одновременно Законом вводится достаточно серьезная ответственность за нарушение лесного законодательства в части учета заготовленной древесины.
По нашему общему мнению, Федеральный закон создаст эффективный механизм контроля за оборотом заготовленной древесины, что в свою очередь будет способствовать снижению масштабов незаконных рубок лесных насаждений.
Но формирование нормативной базы – это только первый этап, у нас с Вами впереди сложная и трудоемкая работа по внедрению предусмотренных законодательством инструментов. Пожелаю всем удачи на этом длинном пути.
Далее, что касается охраны и защиты лесов от вредителей, болезней и иного негативного воздействия, в последние годы в Российской Федерации, проблемы, связанные с защитой лесов, резко обострились. В 2013 году площадь лесов, пораженных вредными организмами, составила 2 621 тыс. гектаров, площадь погибших лесных насаждений от вредных организмов - 378,7 тыс. гектаров, площадь очагов вредных организмов, требующих мер борьбы, составила 1 365,9 тыс. гектаров.
И согласно официальным прогнозам, при сохранении существующих тенденций, площадь пораженных болезнями и вредителями российских лесов к 2020 году может удвоиться! Ведь по действующему законодательству период с момента обнаружения погибших и поврежденных насаждений до назначения и проведения лесозащитных мероприятий составляет от пяти до девяти месяцев (!).
Для преодоления этих негативных тенденций мы ведем работу по реализации целого комплекса законодательных мер.
Федеральным законом от 12 марта 2014 года № 27-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и осуществления мероприятий по защите и воспроизводству лесов» в Лесной кодекс Российской Федерации внесены комплексные изменения, в соответствии с которыми предоставляется возможность осуществления мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов специализированными учреждениями субъектов РФ без проведения торгов.
Необходимость внесения указанных изменений была продиктована доказавшей свою неэффективность практикой размещения государственного заказа на указанные виды работ. Зачастую организации, претендующие на заключение государственного контракта, не располагали достаточными профессионально подготовленными кадровыми ресурсами, обладающими необходимым опытом в указанной сфере, а в ряде случаев – и техническими ресурсами. Все это негативно сказывалось на качестве работ, выполняемых такими подрядчиками.
Кроме того, ненадлежащее качество проведенных мероприятий по воспроизводству лесов в большинстве случаев может быть выявлено лишь по истечении достаточно большого промежутка времени, который может составлять 10 - 20 лет. Это существенно затрудняет контроль за организациями, привлеченными к осуществлению таких мероприятий в рамках разовых соглашений и не заинтересованными в качестве их выполнения.
Принятые изменения Кодекса позволят:
- повысить качество проведения мероприятий по защите лесов от вредителей и болезней, а также воздействия иных неблагоприятных факторов, что будет гарантироваться участием специалистов, обладающих необходимой квалификацией;
- использовать новый организационный механизм, при котором сроки проведения мероприятий по воспроизводству лесов уменьшатся в 2-3 раза и снизить потери лесных культур;
- создать условия для того, чтобы не только посадку лесных культур, но и последующий уход за ними осуществляла одна и та же организация, а ее деятельность оценивалась по конечному результату.
Одним из прорывных новаций закона является введение системы мониторинга воспроизводства лесов, а также процедуры отнесения земель, предназначенных для лесовосстановления, к землям, занятым лесными насаждениями.
Указанный Федеральный закон также дополнил полномочия федеральных и региональных органов исполнительной власти в области лесных отношений полномочиями по осуществлению мониторинга воспроизводства лесов и по формированию и использованию страховых фондов семян лесных растений.
Однако Комитет вынужден обратить внимание Правительства Российской Федерации на неизбежные проблемы в применении указанных норм в связи с тем, что утвержденная Государственная программа Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» на 2013-2020 годы» не предусматривает обеспечение финансирования мероприятий, связанных с реализацией принятого федерального закона.
Общие ежегодные затраты федерального бюджета на организацию и ведение мониторинга воспроизводства лесов составят 235,4 млн. рублей. Необходимые ежегодные затраты на формирование фондов семян лесных растений и хранение в них семян на период 2013 - 2020 годов составляют 393,75 млн. рублей. В этой связи необходимо дополнительное финансирование соответствующих мероприятий.
Во-вторых, правоприменительная практика показывает, что построение современной системы защиты лесов требует расширения и дополнения соответствующих положений лесного и смежного законодательства с целью обеспечения чёткого порядка, оперативности и своевременности выполнения лесозащитных мероприятий, контроля за их проведением.
В этой связи депутатами Государственной Думы, членами нашего Комитета был внесен в Госдуму соответствующий законопроект № 448577-6. Данный проект разработан в тесном взаимодействии с профильными федеральными органами исполнительной власти и отражает нашу согласованную позицию в отношении реформы системы защиты лесов.
Законопроект комплексно направлен на оптимизацию классификации мероприятий по защите лесов, сокращение сроков, необходимых для подготовки и проведения лесозащитных работ, устранение коллизий и пробелов в правовом регулировании очистки лесов от захламления и загрязнения, в том числе радиоактивными веществами.
В настоящее время законопроект разослан в согласующие структуры, включая органы госвласти субъектов РФ, для представления отзывов, замечаний и предложений. Мы рассчитываем, что его принятие позволит значительно увеличить эффективность системы защиты лесов, обеспечить своевременность проведения лесозащитных мероприятий, вовлечение в хозяйственный оборот лесных насаждений, поврежденных вредными организмами. В этой связи прошу Правительство РФ в лице руководства профильных ведомств ускорить подготовку официального отзыва на законопроект. Считаем необходимым принять его в первом чтении в текущую сессию.
Конечно, те изменения лесного законодательства, которые я перечислил – очень важные, но лишь первые шаги в реформировании лесного законодательства. Требуют совершенствования и арендные отношения, и вопросы лесоустройства, и правовой режим отдельных видов лесов. Это - наши ближайшие задачи на год текущий.
Вчера Государственная Дума приняла в первом чтении внесенный Правительством Российской Федерации проект федерального закона, посвященный вопросам разработки типовых договоров аренды. Он реализует одно из поручений Президента РФ по итогам Госсовета. Сразу хочу отметить, что существует потребность развить его положения и к окончательному принятию дополнить другими нормами, касающимися совершенствования арендных отношений.
В частности, требуют коррекции положения законодательства об изменении действующих договоров аренды. Ведь в настоящее время соответствующий пробел в Лесном кодексе РФ привел к возникновению десятков и сотен судебных разбирательств по делам, связанным с оценкой правомерности заключения дополнительных соглашений к договорам аренды лесных участков в случае существенного изменения параметров лесопользования.
На сегодняшний день принято Постановление Высшего Арбитражного Суда РФ, в котором изложена четкая позиция о наличия несоответствия в лесном и гражданском законодательстве по данному вопросу. Мы рассчитываем урегулировать эти проблемы на базе вышеназванного вносимого законопроекта.
Вернемся к обсуждению проблем воспроизводства лесов.
По итогам 2013 года лесовосстановительные работы в целом по Российской Федерации проведены на площади 870 тыс. га, из них лесные культуры созданы на площади 184 тыс. га. К сожалению, основным способом восстановления лесов в целом по стране остается содействие естественному возобновлению. При этом за последние десятилетия площади лесовосстановления в стране сократились почти в 2 раза, в том числе активными мерами путем создания лесных культур - в 2,5 раза.
Серьезной проблемой стала смена хвойных лесов Европейской части Российской Федерации мягколиственными насаждениями. Наблюдаются неблагоприятные тенденции выбытия и воспроизводства лесов, связанные, прежде всего, с влиянием лесных пожаров, вредителей и болезней, а также с недостаточным качеством лесовосстановления. Одной из самых актуальных для многих регионов страны остается проблема восстановления лесов, пострадавших от пожаров. По оценкам специалистов, в лесовосстановлении нуждаются более 1,0 млн. га лесов, пройденных лесными пожарами в 2010-2013 годах.
Следует вспомнить о том, что в лесном хозяйстве СССР имелось более 11 тысяч лесных питомников (из них – 1,5 тысячи – постоянные) в которых ежегодно выращивалось более 7 млрд. сеянцев и 150 млн. саженцев более чем 120 видов древесных и кустарниковых пород.
А что происходит сегодня? По сравнению с тем периодом мы в разы снизили объемы подготовки посадочного материала. В 2013 году выращено 721 млн. штук сеянцев, из них с закрытой корневой системой – 38 млн. штук (или 5% от общего количества).
Не лучше ситуация и с лесным семеноводством.
К сожалению, в России оно в последние десятилетия находится на крайне низком уровне. Совершенно не производятся сортовые семена, а доля селекционно улучшенных семян, заготовленных на лесосеменных плантациях (ЛСП), составляет около 3 % от общего объёма заготовки. Лесосеменное дело имеет стратегическое значение для России, так как наследственные свойства семян определяют качества будущих лесов.
Отечественный и зарубежный опыт доказывает, что селекционное семеноводство при научной организации и техническом оснащении может решить ряд важнейших проблем для страны:
- повысить продуктивность, качество и устойчивость будущих насаждений на 10-15 %;
- обеспечить централизованное производство сортовых семян с заданными наследственными свойствами на лесосеменных плантациях;
- сформировать насаждения, выполняющие рекреационные функции, создающие среду обитания растений и животных, обеспечивающие возможность производства недревесной продукции лесов: грибов, ягод, лекарственных, медоносных растений и др.;
- улучшить средообразующие функции лесов, в том числе за счёт депонирования углерода из атмосферы, что отвечает международных обязательствам России при решении проблемы предотвращения изменений климата.
Практически во всех странах мира основной формой организации семеноводства признаны лесосеменные плантации, созданные путём размножения «плюсовых» деревьев.
Между тем использование «улучшенных» семян, произведённых на лесосеменных плантациях первого порядка позволило бы как минимум на 10 % увеличить продуктивность будущих насаждений.
Анализ зарубежного опыта показывает, что эффективность и конкурентоспособность отрасли семеноводства во многом определяется государственной поддержкой. Об этом говорит пример целого ряда стран: США, Нидерландов, Японии, Китая, Индии, Южной Кореи, ЮАР и др. Отрасль семеноводства (в том числе лесное) работает там на принципах рыночной экономики и при системной государственной поддержке, которая включает:
прямую компенсацию затрат на селекцию до 50–60%;
кредитные и налоговые послабления;
финансирование государством отдельных проектов и программ;
осуществление самых дорогостоящих проектов, связанных с селекцией и семеноводством, за счет государственных грантов в университетах и многое другое.
Сегодня специалисты лесного хозяйства, научное сообщество сходятся во мнении, что существующая система воспроизводства лесов и лесоразведения требует существенной трансформации.
Прорывным инструментом для внедрения современных технологий в воспроизводство лесов является создание сети селекционно-семеноводческих центров. В результате строительства шести лесных селекционно-семеноводческих центров доля лесных культур, созданных посадочным материалом с улучшенными наследственными свойствами, удвоилась.
Для доведения доли лесных культур из посадочного материала с улучшенными наследственными свойствами до среднеевропейского уровня 20% необходимо продолжить создание лесных селекционно-семеноводческих центров в субъектах Российской Федерации.
В настоящий момент разработана проектная документация на строительство 12 таких центров. Создаваемые центры могут стать основой для создания в лесном хозяйстве кластеров по внедрению биотехнологий в лесное хозяйство: новейших биопрепаратов, форм растений с заданными генетическими свойствами и ДНК-маркирования.
Справедливости ради следует отметить, государство предпринимает определенные шаги по внедрению инновационных технологий в лесном хозяйстве. Принята и реализуется Комплексная программа развития биотехнологий в Российской Федерации на период до 2020 года (Программа БИО 2020).
Но говоря о инновациях в лесоразведении мы не можем не вспомнить о том, что в последние годы был нанесен существенный урон лесной науке. Проводившийся курс на акционирование и приватизацию научных учреждений привел по существу к ликвидации многих отраслевых институтов. Закрыты и разворованы многие опытные хозяйства, экспериментальные заводы и конструкторские бюро, что подкосило лесное машиностроение и сделало страну заложницей дорогостоящего импортного оборудования.
Начиная с 1990 г. финансирование отраслевой науки сократилось в 16 раз. Полностью прекращено финансирование лесной науки Министерством образования и науки Российской Федерации. Низкая оплата труда научных работников привела к оттоку молодежи из научных учреждений и утрате интереса к научной сфере. Численность ученых к уровню 1990 г. сократилась в 50 раз, количество НИИ – в 5 раз. Средний возраст имеющих докторскую степень – 60-65 лет. Естественная убыль старшего поколения приведет к разрыву поколений и серьезно осложнит подготовку новых поколений научных работников.
А ведь в вопросах лесовосстановления, лесного семеноводства, защитного лесоразведения наука традиционно играет первую скрипку! Россия является родиной полезащитного лесоразведения. За более чем 150-летнюю его историю в стране создана теоретическая и методологическая основа лесной мелиорации, реализованная в форме локальных лесоаграрных ландшафтов на территории всех ее аграрных регионов и в бывших республиках Советского Союза.
Результатами этих наработок успешно пользуются на западе, а наше защитное лесоразведение, как и заложившие его теоретические основы отраслевые институты – в забвении.
Создание Единого генетико селекционного комплекса, состоящего из плюсовых деревьев и насаждений, лесосеменных плантаций, маточных плантаций, архивов клонов и испытательных культур плюсовых деревьев, лесных генетических резерватов, а также сети специализированных по семеноводству хозяйств требует дальнейших научных исследований, апробации результатов на базе профильных НИИ.
В Стратегии развития лесного хозяйства указывается на необходимость создания высокопродуктивных лесных плантаций с использованием прогрессивных российских и зарубежных генетико-селекционных технологий. Но для решения этих вопросов государство должно озаботиться поддержкой лесной науки.
Следует также решить вопрос с кадрами, с их подготовкой и переподготовкой.
Правительству РФ поручено увеличить штатную численность государственных лесных инспекторов и лесопожарных формирований и укрепить их материально-техническую базу. Но необходимо также предусмотреть дополнительные социальные гарантии для работников лесной отрасли. Заинтересовать, привлечь людей можно, естественно, высокой и стабильной заработной платой, солидным пакетом социальных гарантий для лесников.
Мы не устаем повторять, что лесники и участковые лесничие должны получить статус государственных служащих. Правительство РФ должно обеспечить соответствующий уровень материального обеспечения сотрудников лесной охраны, привести его к уровню материального обеспечения сотрудников силовых ведомств. Все это позволит начать возрождение лесных деревень и привлечь в лесную отрасль квалифицированные кадры. На наш взгляд, решение этих проблем имеет ключевое значение.
Ну и в завершение не могу не отметить возрастающую роль гражданского общества в вопросах лесовосстановления. В минувшую субботу в Подмосковье прошли мероприятия, посвященные Всероссийскому дню посадки леса. В них приняли участие несколько тысяч человек. В Татарстане этот день был проведен на несколько недель раньше – по природно-климатическим условиям. Радостно видеть, что с каждым годом восстанавливать леса собирается все больше неравнодушных людей – всех возрастов, полов, профессий... Всего, по данным Рослесхоза, в 2014 году на весеннюю посадку леса вышло 1,5 млн. человек.
А значит, лес – это не только природный ресурс, это мощный объединяющий фактор для россиян со всех окраин нашей огромной страны, это один из основополагающих кирпичиков, на которых зиждется наше национальное самосознание, наш менталитет, самобытная культура. И потому мы в ответе за наши леса перед нашими детьми и внуками. Чтобы не пришлось им вспоминать слова немецкого географа Александра Гумбольдта: «Человеку предшествуют леса, его сопровождают пустыни», мы обязаны сегодня сосредоточить усилия государства и общества на вопросах сохранения и восстановления наших лесных богатств.
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме