16:00 15.11.2013 | Все новости раздела "КПРФ"
Москва. Коммунисты провели круглый стол по проблемам столичных предприятий авиапрома
2013-11-15 15:39
Мария Климанова. «Правда Москвы»
14 ноября по инициативе фракции КПРФ в Мосгордуме состоялся круглый стол на тему: «О положении дел на столичных предприятиях авиапрома и мерах по созданию и модернизации высокопроизводительных рабочих мест в Москве».
Столичные предприятия авиапрома переживают затяжной кризис: сокращаются рабочие места, уменьшаются госзаказы, идет снижение социальных гарантий работникам, а ряд предприятий авиапрома и вовсе стали заложниками дорогих земельных участков под бизнес-проекты. В наиболее тяжёлом положении оказались ОАО «ММП им. В.В. Чернышева», ОАО «НПО «Молния» и ОАО «Тушинский машиностроительный завод», которые фактически обречены на банкротство и ликвидацию, в результате чего без работы останутся более 6 тысяч человек.
Что ждет предприятия авиапрома в Москве? Как решать проблемы отрасли? Возможно ли выделение средств из городского бюджета на 2014 год, в частности, в свете подготовки поправок в расходную часть? Эти и другие вопросы обсудили участники круглого стола.
В мероприятии приняли участие руководители предприятий авиационной отрасли, профильных департаментов правительства Москвы, депутаты МГД и ГД РФ, представители научного сообщества, руководители МГО Профавиа и первичных профсоюзных организаций.
Открыл встречу руководитель фракции КПРФ в Мосгордуме Андрей Клычков.
В частности, он отметил, что мероприятие, посвященное проблемам столичного авиапрома, обусловлено тем, что на 19 ноября намечено обсуждение этой темы с Президентом РФ, уже подготовлены материалы по данной тематике, в том числе, туда войдут и те конструктивные предложения и решения, которые будут выработаны участниками данной встречи.
«Ни для кого не секрет, что авиационная промышленность связана с наукой и является системообразующей для экономики России. Те предприятия, которые сегодня существуют и в Москве, и в России, во многом обеспечивают занятость населения, используют научный потенциал и ресурсы, которые создавались на протяжении долгих лет. Однако, - продолжил депутат, - столичные власти недостаточно уделяют внимания развитию этой отрасли. Например, сейчас мы находимся в периоде обсуждения бюджета города Москвы, но видим, что по сравнению с прошлым годом отношение к промышленности в части финансирования практически не изменилось».
Приводя статистические данные, А.Е. Клычков отметил, что за последние годы в авиационной промышленности задействовано порядка 407 тыс. человек, в том числе на промышленных предприятиях - 300 тыс. человек, но сейчас идет явная тенденция к их сокращению. При этом, сокращая трудовые коллективы, производственные площади предприятий зачастую осваиваются совсем для других целей, а именно для жилищного или коммерческого строительства.
«С подобным положением дел трудно мириться, поэтому мы на протяжении последних трех лет ставили вопрос о рассмотрении отдельного механизма стимулирования и поддержки этой отрасли со стороны Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы. Однако, исходя из законодательства, из возможностей и фактического положения дел не всегда можно надеяться на прямую помощь Москвы, поэтому приходится подключать к этой проблеме и федеральные структуры и региональные», - подчеркнул Андрей Евгеньевич.
«Я надеюсь, что сегодня у нас получится конструктивный и предметный разговор, который вскроет истинное положение дел на предприятиях и поможет найти пути выхода из создавшейся ситуации, а также мы попытаемся предложить Правительству Москвы начать решать те проблемы, которые волнуют трудовые коллективы», - заключил парламентарий.
Далее слово было предоставлено председателю МГО Профавиа Сергею Чугункову.
Он рассказал, что сейчас авиационная промышленность Москвы представлена более чем 50-ю предприятиями и организациями. Среди них можно назвать крупнейшие организации ОАО «ММП им. В.В. Чернышева», «ОАО НПО «Молния», ОАО «ТМЗ», «ММЗ «Знамя», ОАО «ОКБ «Кристалл», ОАО «МЗ «Маяк», ОАО «НПП «Темп» им. Короткова», ОАО «НПО им. И.И. Румянцева», ОАО «Дукс» и др.
«Если мы посмотрим на структуру, то у нас есть серийные предприятия в городе, есть НИИ и есть конструкторские бюро (КБ). Если раньше в советское время их деятельностью централизованно, согласованно и в общегосударственных интересах руководило Министерство авиационной промышленности, то теперь, в его отсутствие, эти предприятия распылены и сгруппированы по видам деятельности в корпорациях, что зачастую приводит к разбалансированности и противоречивости действий», - подчеркнул Чугунков.
Говоря о насущных проблемах в авиапроме, он отметил, что ситуация во многом осложняется тем, что ставка на производство самолётов, оснащаемых преимущественно импортными комплектующими (таких как SuperJet, МС-21 и пр.) делает невостребованными изделия (агрегаты), производимые предприятиями Москвы для отечественных самолётов с российской комплектацией.
«В связи с этим серьезная озабоченность возникает из-за того, что наши агрегатные предприятия не загружаются и, к сожалению, пока не налажен вопрос, связанный с импортозамещением», - отметил Сергей Николаевич.
«ОАО «ММП им. В.В. Чернышева», «ОАО НПО «Молния», ОАО «ТМЗ», это те крупнейшие предприятия, которые сегодня практически полностью лишены профильных заказов, вынуждены перебиваться случайными заказами, системно не развиваются, идут сокращения, а государство молчаливо взирает на эту ситуацию», - подчеркнул эксперт.
Серьёзная озабоченность судьбой ряда предприятий авиапрома г. Москвы, по мнению Чугункова, вызвана сокращением рабочих мест, уменьшением объёмов госзаказа, снижением загрузки предприятий, кадровым голодом, низким уровнем профессионализма новых управленцев, зачастую не имеющих профильного образования и опыта работы в промышленности. Все это приводит предприятия к кризисным финансовым состояниям, задержкам выплаты заработной платы, нарушениям социально-трудовых прав работников.
Так, по оценке Чугункова, за последние 7 лет снижение численности работников произошло на 21,3 процента, было потеряно почти 15 тыс. рабочих мест. Что касается средней заработной платы, то за этот же 7-летний период вроде бы зарплата ежегодно растет на 15-20 процентов, но с учетом инфляции, получается, что зарплата не растет, а падает.
«Если вернуться к временам СССР, то заработная плата работников авиапрома по Москве была на 10-15 процентов больше, чем на других предприятиях, наш труд ценили, а сейчас - нет. Средняя заработная плата наших сотрудников в районе 20 тысяч рублей. Из этого следует, что привлечение молодых кадров на наши предприятия практически невозможно», - посетовал Сергей Николаевич.
Депутат Госдумы фракции КПРФ, заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по промышленности, член Комиссии ГД по правовому обеспечению развития организаций оборонно-промышленного комплекса РФ Павел Дорохинв ходе своего выступления обозначил ряд решений по проблемам обсуждаемой темы.
Фракция КПРФ выделяет несколько аспектов, которые бы с нашей точки зрения могли бы системно преодолеть кризис в промышленной сфере. В нашей стране, начиная с 40-х годов, предприятия машиностроения, авиапрома, оборонная промышленность являлись флагманами, где были передовые достижения, новейшие технологии, и в этой связи понимаешь, что сегодняшние проблемы не решить без законодательной инициативы, в частности, без закона «О промышленной политике».
«В этом году при Госдуме была создана рабочая группа, куда вошли представители Комитета по промышленности, представители Академии наук, производственники со всей страны, которые подготовили системный закон о промышленной политике. Почему он важен? – продолжил П.С. Дорохин, - в прошлом году при взаимодействии фракции КПРФ с Администрацией Президента, с Президентом, мы предложили еще один закон «О государственном стратегическом планировании». После года обсуждения, этот закон был внесен на рассмотрение в Госдуму, сейчас проходит второе чтение, и его главная суть - вернуть нашей стране систему планирования. Ведь за последние 20 лет не существовало никакого планирования, все основывалось на рыночных отношениях, что не являлось панацеей, а скорее произошла грабительская приватизация с теми последствиями, которые мы имеем сейчас», - отметил депутат.
«Данный закон предусматривает планирование всех основных отраслей государственной, экономической и социальной жизни на период 3, 6, 12 лет, вплоть до 30-летней перспективы. Параллельно мы сразу стали разрабатывать закон «О промышленной политике», чтобы на эти периоды было дано прогнозирование на развитие промышленности в основных отраслях, чтобы оставить, еще существующие основные предприятия под контролем государства, в частности, оборонно-промышленный комплекс».
Также Павел Сергеевич рассказал, что в планах создать национальный совет при Президенте, где представители правительственных кругов, законодательных органов власти, промышленники и представители Академии наук будет готовить ежегодный отчет о развитии ситуации в промышленной отрасли.
«Это очень важно и нашим предпринимателем, и нашей промышленности, чтобы все мы видели, что Россия начинает модернизацию промышленности, можно даже сказать новую индустриализацию. В противном случае, деградация нашей промышленности будет продолжаться», - отметил П.С. Дорохин.
Депутат Госдумы фракции КПРФ, член Комитета Госдумы по обороне Вячеслав Тетёкин в своем выступлении обозначил основные причины кризиса авиапрома.
«Хочу сказать, почему мы оказались в таком положении. В 1991 году наша страна полностью обеспечивала себя авиатехникой, контролируя почти 30 процентов мирового рынка этого сегмента, сегодня наши компании укомплектованы иностранной техникой на 80 процентов и только 20 процентов перевозок осуществляется на отечественных самолетах».
«За последние 20 лет наши авиакомпании приобрели полторы тысячи иностранных самолетов, израсходовав на это порядка 45 млрд. долларов. Если бы на эти деньги закупались отечественная техника, можно было построить 2.5 тысячи наших самолетов. Случайность ли это, или закономерность? Соблюдаются ли в этом случае наши интересы, интересы национальной безопасности? – задался вопросом депутат, - отечественные самолеты по утверждению наших ведущих авиаконструкторов, как минимум не хуже западного аналога. Почему же закупают импортные? Дело в том, что ведется своеобразная ценовая политика. Например, когда закупают наши самолеты, возникают посредники, которые увеличивают накрутку на 30 процентов, получается, что отечественная авиатехника становится на 30 процентов дороже, тогда как иностранные дальнемагистральные и среднемагистральные самолеты завозят в Россию через оффшоры без уплаты НДС и таким образом они становятся на 38 процентов дешевле наших», - подчеркнул В.Н. Тетёкин.
Далее депутат рассказал, что на сегодняшний день наметилась еще одна очень опасная тенденция, когда нашей стране навязывают «отверточную» сборку самолетов, точно также как нам навязали «отверточную» сборку автомобилей.
«Сейчас нам навязывают собирать канадский «Бомбардье», но ведь Канада никогда не принадлежала к числу крупных авиационных держав. Итальянцы предлагают собирать вертолеты. А что, без итальянцев мы уже вертолеты не можем строить? Мы - великая вертолетостроительная держава, например, Ми-8, самый массовый вертолет в мире, это гордость нашего авиастроения! Проблема авиапрома состоит больше в политических решениях, нежели в технических. Причина же общего кризиса авиастроения заключается, прежде всего, в системе управления», - отметил В.Н. Тетёкин.
Депутат Госдумы фракции КПРФ Александр Потаповподчеркнул, что большинство экспертов, присутствующих на круглом столе, сделали выводы, что множество производственных отраслей, созданных в свое время в СССР, пришли в упадок, а после рыночных реформ власти не особо задумывались о безопасности, о Родине, о будущем страны.
«Были деятели, которые может быть думали о своих личных интересах и деньгах, но не о промышленной отрасли, авиапроме. Мы стали постепенно привыкать, что у нас в ракетно-космической отрасли падают спутники, уничтожены системы контроля качества, военная приемка», - отметил А.В. Потапов.
«Я хочу напомнить принципы, которые были в сталинское время для всей той продукции стратегического назначения, которая по каким-то причинам переставала выпускаться. Ведь все равно рабочие мощности консолидировались, продолжали оставаться в боевом, научно-техническом состоянии, кадры не ликвидировались и не сокращались. Сейчас же, если предприятие не приносит прибыль, то оно сразу закрывается. Я очень рассчитываю, что с освобождением от должности Сердюкова, когда вскрылась вся его деятельность, вся эта коррупционная составляющая, и на его место пришел Шойгу, будут изменения в лучшую сторону и нам не будет обидно за нашу «оборонку», за авиапром и за нашу Державу», - резюмировал депутат
В ходе встречи участники Круглого стола не раз отмечали, что отсутствие государственнической промышленной политики в Москве, отсутствие поддержки предприятий авиапрома ведет к деиндустриализации.
В частности, участники дискуссии предложили: поставить вопрос перед Президентом РФ о создании Министерства авиационной промышленности для повышения эффективности работы, совершенствования стратегического планирования и управления отраслью, в субъектах РФ – Министерств или Департаментов промышленности для разработки и реализации программы вывода промышленных предприятий из кризиса. На основании соглашения о сотрудничестве между Правительством Москвы и ГК «Ростех» рекомендовать сторонам принять меры к сохранению промышленных предприятий авиапрома города Москвы. Выйти с инициативой к Правительству Москвы о предоставлении льгот (преференций) для стратегически важных и социально значимых для Москвы предприятий авиапрома, разработке мер по подготовке кадров для предприятий отрасли в г. Москве.
В свою очередь представитель Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства пообещал взять на контроль ситуацию с бедственным положением ряда столичных предприятий авиапрома.
По итогам работы круглого стола была принята резолюция, которая после окончательной редакции будет направлена Президенту РФ, Председателю Правительства РФ, в Госдуму, Минпромторг, Мэру Москвы, в Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства, Департамент экономической политики и развития города Москвы, Департамент городского имущества города Москвы, на предприятия авиапрома.
Иллюстрации к материалу:
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме