13:30 08.05.2014 | Все новости раздела "КПРФ"

Молода и прекрасна навсегда. Публикация в «Правде» в память об актрисе Татьяне Самойловой

2014-05-08 12:40
По страницам газеты «Правда», Лариса Ягункова

Судьба строит порой жуткие гримасы. На 6 мая в Большом зале Дома кино заявлен был юбилейный вечер народной артистки России, лауреата Государственных премий, лауреата ХI Каннского кинофестиваля, лауреата специального приза ХХIХ ММКФ «За выдающийся вклад в мировой кинематограф» Татьяны Самойловой. А накануне, на другой день после своего 80-летия, она скончалась от сердечного приступа.

Впрочем, этот трагический конец был по-своему закономерен: конечно, она мучительно волновалась перед своим торжественно отмечаемым юбилеем, конечно, переживала, что так переменилась внешне, и более всего страдала от ложного неправомочного чувства вины: мол, все заслуги её остались в прошлом, ничего значительного не сыграно за минувшие сорок лет. Ей постоянно приходилось читать и слышать о себе, что она не оправдала громадных надежд, возложенных на неё после триумфального успеха в роли Вероники — героини фильма «Летят журавли», получившего Золотую пальмовую ветвь Каннского фестиваля.

Вот и теперь звучат те же лицемерные соболезнования: не состоялась, сошла на нет, не сумела заявить о себе. И, разумеется, тут же следуют оговорки, что виновата в этом Советская власть. Мол, не ко двору пришлись утончённая внешность актрисы, её тонкая душевная организация. Где уж такому удивительному созданию играть колхозницу или фабричную девчонку! Эту злонамеренную чушь склоняют теперь все либеральные издания — льют крокодиловы слёзы над гробом великой актрисы. А где были эти доброхоты, когда она бедствовала всё последнее двадцатилетие, снималась в ничтожных ролях у «авангардных» режиссёров, чтобы прокормиться? Она стыдилась этих ролей, а либералы снисходительно похваливали её за внезапно прорезавшийся «трагикомедийный талант».

Великая актриса не нуждается в их лицемерном сочувствии. Она сделала то, что удавалось немногим: весь мир заставила плакать над неистребимой, не поддающейся поруганию русской красой. И сама она, умная и чуткая, прекрасно понимала это, недаром же в одном из телеинтервью искренне говорила, что считает себя счастливой. Она и была счастливой. Любая из её крупных ролей, сыгранных в 1960-е годы после знаменитых «Журавлей», — геолог Таня в «Неотправленном письме», разведчица Альба в венгерском фильме «Альба Регия», наконец, Анна Каренина в одноимённой экранизации романа Л.Н. Толстого — могла украсить самую притязательную биографию. И ей ли жалеть о том, что не удалось сыграть Анну Каренину в американском фильме — ещё неизвестно, что это был бы за фильм и вообще состоялся бы он, памятуя о нравах буржуазных продюсеров и их банковских спонсоров (слишком свеж пример надругательства над отснятым С. Бондарчуком материалом фильма «Тихий Дон»).

А были ещё небольшие, но выразительные роли в советско-французском фильме «Леон Гаррос ищет друга», советско-итальянском «Они шли на Восток». Жаль только, что из-за востребованности в кино ей не удалось в те годы утвердиться на драматической сцене, а ведь играла Самойлова сначала в Академи-ческом театре им. Евг. Вахтангова, затем в Академическом театре им. Вл. Маяковского и роли получала интересные. Но не такой была её душевная и физическая организация, чтобы выдержать все эти нагрузки.

«Наше дело — жестокое», — любят повторять кинематографисты. Она не могла противостоять этой жестокости. Она не умела отстаивать свои интересы. Она была скромна и проста в обиходе. Недаром фестивальный Канн присудил ей ещё и персональный приз «Апельсиновое дерево» как «самой скромной и очаровательной актрисе». Она хотела только одного: служить искусству. Перед глазами у неё был пример её отца — замечательного советского актёра театра и кино Евгения Самойлова.

Вот у кого хватило стойкости пережить все жизненные и творческие злоключения, и до 86 лет он играл на сцене Академического Малого театра. К сожалению, эти качества не передаются по наследству. Но, как бы то ни было, Татьяна Самойлова заняла выдающееся место в русском, советском искусстве. Она вошла в него молодой, прекрасной, единственной в своём роде. Такой и останется навсегда.

Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме