12:04 28.04.2010 | Все новости раздела "КПРФ"
Модернизация по-белорусски
Президент России Д.Медведев недавно c большой помпой выдвинул идею модернизации России. Однако эта «историческая инициатива» включала в себя всего 5 направлений. При этом озвученные президентом направления настолько туманны и расплывчаты, что не понятно, как браться за их осуществление. Иначе выглядит программа модернизации Белоруссии. В недавнем Послания к белорусскому народу и Национальному собранию президент А.Г.Лукашенко четко сформулировал основные цели и задачи, а также (что самое важное) определил способы их реализации. К слову сказать, модернизация в Белоруссии - это не некое новое явление в жизни страны, а очередной этап ее дальнейшего развития. Необходимо также отметить, что все преобразования в Белоруссии направлены, прежде всего, на улучшение качества жизни простого человек, то есть социальная политика является приоритетной для государства. Полагаем, нашим читателям было бы интересно ознакомиться с планами модернизации «по-белорусски», изложенными президентом Лукашенко в послании с весьма показательным названием: «Динамичный прорыв в развитии страны - путь к новому качеству жизни». Выступления А.Г.Лукашенко в Национальном Собрании Республики Беларусь 22 апреля 2010 г. (краткое изложение) «2010 год, без преувеличения, ключевой в определении дальнейшей стратегии развития Белоруссии. В 2010 году необходимо заложить основы для динамичного прорыва в развитии нашей страны — нового этапа в построении сильного и процветающего государства. Основным ориентиром во всех сферах деятельности является КАЧЕСТВО. Качество производимых товаров и оказываемых услуг. Качество управления. И самое важное — качество жизни людей. Сегодня на международной арене идет пересмотр принципов функционирования экономических систем. Преуспевающей является та из них, которая постоянно обновляется, впитывая в себя все лучшее из мирового опыта. В этой связи нам жизненно необходим КАЧЕСТВЕННЫЙ ПРОРЫВ в отечественной экономике. Что может его обеспечить? Прежде всего - новая технологическая стратегия, составными частями которой должны стать: ü Структурные преобразования экономики, предполагающие преобладание отраслей, производящих продукцию с высокой добавленной стоимостью. ü Создание высокотехнологичных производств, способных предложить миру принципиально новые виды товаров и услуг. ü Формирование рыночных стимулов для повышения инновационной активности всех субъектов хозяйствования. ü Выработка стратегии деловой активности. Ее главный принцип: конкуренция на смену монополиям. Назрела необходимость принятия Директивы № 4 о дальнейшей либерализации экономики, направленной на раскрепощение предпринимательской инициативы. ü Транзитная стратегия, предусматривающая расширение транспортных, коммуникационных и финансовых коридоров. Это должно стать тем основным звеном, которое обеспечит качественный рывок в экономическом развитии страны и позволит, используя географические преимущества Белоруссии, занять свою нишу в международном разделении труда. ü Энергетическая стратегия должна быть усилена за счет более активного использования возобновляемых источников энергии, строительства новых современных энергетических мощностей, а также диверсификации поставок традиционных ресурсов. В будущей пятилетке энергетическая стратегия станет основным направлением деятельности всех органов власти, в том числе и Президента. Поскольку это главный фактор обеспечения суверенитета и независимости нашего государства. ü Стратегия всеобъемлющей информатизации ориентирована на предоставление широкого спектра электронных услуг для граждан и бизнеса. Переход госаппарата на работу по принципу информационного взаимодействия имеет для нашего общества огромное как экономическое, так и социальное значение. Эти стратегические направления позволят Белоруссии не только сохранить достойное место в современном меняющемся мире, но и идти вперед, работать гораздо эффективнее, чем раньше. Вот откуда объективно проистекают императив качества в нашей государственной политике и мотивация того, что 2010 год объявлен Годом качества. Сегодня мало административными методами обеспечивать качественное изготовление продукции. Необходимо формировать общую культуру качества в стране. Воспитывать у наших людей устойчивое желание качественно жить, трудиться, учиться, выполнять возложенные на них обязанности. Это должно стать образом жизни! Потому что качество начинается с конкретного человека, с каждого из нас - нашей квалификации, ответственности. Добиться динамичного прорыва в нынешних условиях - это значит привести в действие не только экономические рычаги, но и социальные, культурные и духовные факторы. Создать условия для творческой реализации человека. Только тогда крупномасштабная государственная деятельность по обеспечению качества может стать организующим элементом общественного развития. Целью наших усилий должно быть формирование по–современному конкурентоспособных как экономики, так и государства в целом. И, более того, конкурентоспособной белорусской нации! Достижение в самой ближайшей перспективе европейского уровня и качества жизни наших людей. Основные направления экономической политики государства в современных условиях В нынешнем году мы формируем основные положения Программы социально–экономического развития Белоруссии на предстоящее пятилетие. Я уверен, она должна быть принципиально новой, без шаблонов, без штампов, отражающей новое качество развития страны в изменившихся макроэкономических условиях и более высокие стратегические задачи. В качестве первоочередных шагов дальнейшего социально–экономического развития страны считаю необходимым выделить следующие: Первое. Нужна бoльшая динамика инновационной деятельности. На мировом рынке сегодня надо конкурировать высокотехнологичными товарами и услугами. Нужны всесторонние стимулы (как рыночные, так и правовые) для наращивания предприятиями инновационной активности. Думаю, созрели предпосылки для разработки и принятия комплексного Закона "О государственной инновационной политике". Второе. Следует реализовать комплекс мер, направленных на значительное повышение инвестиционной привлекательности нашей экономики. Третье. С неразворотливостью и бюрократизмом пора заканчивать. И не кто иной, как Глава Администрации Президента за это отвечает. Назрела необходимость кардинального пересмотра основополагающего документа в данной сфере — Инвестиционного кодекса, который был принят девять лет назад. Наша задача — привлечь и защитить иностранного инвестора. Нам предстоит уделить ключевое внимание обновлению имиджа белорусской столицы как привлекательного места для мирового бизнеса, делового туризма, проведения спортивных, культурных мероприятий международного значения. Сохраняя свою самобытность, мы должны показать высокоразвитый, технологичный, отвечающий всем современным требованиям город, в котором хочется жить, работать, отдыхать и в который хочется возвращаться. Поэтому есть точки приложения как для отечественных, так и для зарубежных инвесторов. Но самое главное, чего удалось добиться, — любой инвестор, приходя в Белоруссию, отмечает, что здесь стабильно, спокойно и у тебя никогда не отберут собственность. Это дорогого стоит, это главное. Четвертое. Белоруссия должна войти в первую тридцатку стран с наиболее благоприятными условиями для предпринимательской деятельности. В ближайшее время будет издан новый Указ Президента "О лицензировании отдельных видов деятельности", направленный на упрощение процедур. На рассмотрении Парламента — законопроект по вопросам приватизации государственного имущества. Готовится к принятию проект Закона "О поддержке малого и среднего предпринимательства". Эти законодательные акты призваны заложить основу для дальнейшего успешного развития частного бизнеса, оздоровления экономики в целом. Надо исходить из того, что малый и средний бизнес имеет большой потенциал, отличается мобильностью, способностью оперативно реагировать на изменения рыночной конъюнктуры и создавать новые рабочие места. Поэтому его надо стимулировать, а не уничтожать. В стране все активнее формируется частно–государственное партнерство. И Совету Министров необходимо вырабатывать новые формы взаимодействия государства и бизнеса, привнося в эти отношения системность и максимальную эффективность, закрепляя социальную ответственность участников такого партнерства. Пятое. Необходимы дальнейшие решения по радикальному упрощению налоговой системы и порядка ведения бухгалтерского учета. К этой работе нужно активно привлекать специалистов–практиков и представителей бизнес - сообщества. Без них вы ничего не сделаете. Шестое. В стране должны существовать стабильные условия функционирования делового оборота. Следует на законодательном уровне гарантировать простые, а главное - устойчивые правила игры. Думаю, будет правильным, если при принятии нормативных правовых актов, изменяющих условия ведения бизнеса, мы будем устанавливать срок введения их в действие не раньше чем через три месяца со дня подписания. Отныне в стране должен безоговорочно действовать принцип о том, что один и тот же правовой акт не может корректироваться чаще, чем один раз в год. Это касается не только законов и решений Президента, но и нормативных правовых актов всех уровней власти. Седьмое. По–прежнему приоритетом государственной политики является экспорт. Следует серьезно расширить разнообразие нашего присутствия на мировом рынке, действовать более агрессивно, отвоевывая по сегменту даже те рынки, которые давно поделены. Важным направлением структурной перестройки национальной экономики должно стать ускоренное развитие и расширение экспортного потенциала сектора услуг. В экономической политике многих стран прослеживается тенденция к созданию условий для развития сферы услуг и материального производства как единого целого. Думаю, это выгодный и потому приемлемый для нас подход. Необходимо, чтобы белорусские брэнды становились узнаваемы в мире. Восьмое. Очень важно, - импортозамещение. По ряду позиций мы можем и должны отказаться от импорта. Ведь это будет значительно более выгодно нашим людям с точки зрения цены. А государство уйдет от зависимости во внешних поставках. Девятое. Ключевым принципом нашей жизни должно быть повышение энергоэффективности и энергосбережения, внедрение режима экономии во всех отраслях народного хозяйства. Необходимо выполнение Директивы от 14 июня 2007 года № 3 "Экономия и бережливость - главные факторы экономической безопасности государства". Это один из основных путей сбережения валютных средств и обеспечения нашей экономической независимости. В топливно-энергетическом комплексе следует существенно расширить применение возобновляемых источников энергии. Вот где должно проявиться веское слово наших ученых. Приоритетное направление развития экономики страны видится в более активном использовании отечественных минерально–сырьевых ресурсов. Правительству, Академии наук необходимо интенсифицировать разработку месторождений полезных ископаемых, относимых к дефицитным (стекольные пески, облицовочный камень) и перспективным для промышленного освоения (железные руды, гипсовый камень, карбонатный трепел). В том числе путем возможного привлечения иностранных инвесторов и заключения концессионных соглашений. Десятое. В современных условиях особое значение приобретают вопросы эффективного управления государственным имуществом. Каждый метр недвижимости, любой объект государственной собственности должны использоваться рационально. Это народное достояние. Что касается приватизации, о которой в последнее время так много говорят, - это не самоцель. Мы не будем продавать свои предприятия только потому, что так кто-то хочет извне или так делают в других странах. Мы готовы продать полностью или частично любое государственное предприятие в том случае, если мы не в состоянии самостоятельно обеспечить его эффективное функционирование или в этом отпала необходимость в силу определенных причин. И только за ту реальную, рыночную цену, которую оно стoит с учетом своего потенциала. Все наши экономические устремления нацелены на главное - постоянное повышение уровня развития человеческого потенциала. Это один из целевых критериев нашей социально-экономической политики. Важнейшую роль в преодолении негативного влияния мирового финансово-экономического кризиса, выхода на траекторию динамичного экономического роста должна сыграть эффективная денежно–кредитная политика. Она прежде всего должна быть направлена на снижение темпов инфляции и поддержание устойчивости белорусского рубля. Является актуальной разработка долгосрочной стратегии развития денежно-кредитной сферы. Инструменты этой политики должны быть ориентированы на стимулирование технологического обновления производства, его инновационной модернизации, наращивания выпуска конкурентоспособной продукции. Кредиты должны быть доступными - с точки зрения их стоимости и порядка получения. Поэтому банковскому сектору необходимо обеспечить дальнейшее наращивание ресурсного потенциала и объемов кредитной поддержки экономики. Главная задача Национального банка - проведение денежно-кредитной политики, ориентированной на поддержку экономического роста. Эффективный аграрный комплекс и продовольственная безопасность страны В нынешнем году завершается выполнение Программы возрождения и развития белорусского села. Главный итог ее реализации состоит в стабильном наращивании объемов сельскохозяйственного производства, росте экспортных поставок и качественном изменении социальной инфраструктуры на селе. К концу года в основном сформируется необходимая материально–техническая и социальная база АПК — в стране будут действовать почти полторы тысячи агрогородков. Мы обеспечили безопасность нашей страны по основному виду продукции - по продовольствию. Поэтому программа по спасению села была принята своевременно и правильно. Это будет фундамент, на котором мы будем наращивать, разворачивать и инвестиции, и финансирование сельскохозяйственного производства, и поддержку наших людей, работающих и живущих на селе. Мы переходим от дотационного сельскохозяйственного производства к рентабельному агробизнесу. Аграрный сектор экономики может и должен быть надежным источником, как я уже сказал, поступления валюты в страну. Улучшение экономики аграрного комплекса - центральная задача новой аграрной программы страны на следующий пятилетний период (до 2015 года), проект которой следует Правительству разработать в нынешнем году. В ней должны быть заложены механизмы усиления конкурентоспособности и устойчивости рыночного развития АПК. Во-первых, предстоит оживить предпринимательскую инициативу на селе, усилить личную заинтересованность кадров в росте экономических результатов и снижении непроизводительных затрат. Важно восстановить прямую материальную ответственность за состояние дел в аграрном производстве. Для этого, возможно, следует пойти на изменение отношений собственности на имущество, на произведенную продукцию, а следовательно, и на доходы, получаемые в составе действующих агропромышленных предприятий. Во-вторых, мы должны обеспечить устойчивые темпы роста производства исходя исключительно из имеющихся ресурсов и экономической целесообразности. В-третьих, вся совокупность отраслей и предприятий АПК должна приобрести экспортную направленность. Объемы экспорта и размеры валютной выручки должны стать одними из основных показателей оценки деятельности агропромышленных организаций всех форм. В структуре экспортного сбыта должна преобладать продукция, имеющая высокую добавленную стоимость. В-четвертых, все сельское хозяйство страны должно быть построено на принципах кооперации и интеграции. Думаю, для нас оптимально иметь два уровня кооперативно–интеграционных структур: местный и республиканский. При этом структуры местного уровня должны формироваться под действующие и вновь создаваемые крупные животноводческие комплексы, перерабатывающие и пищевые предприятия. На республиканском же уровне важно сформировать под рыночный потребительский спрос сквозные кооперативно–интеграционные структуры по типу транснациональных корпораций, замыкающих всю технологическую цепочку - от получения сырья до производства готового высококачественного продовольствия. В-пятых, сельское хозяйство должно стать, по сути, своеобразной "свободной зоной" для привлечения всех форм инвестиций: собственных средств предприятий, частных, а также зарубежных источников. Государство будет гарантировать свободу функционирования привлеченного капитала и создавать надлежащие условия его защиты. Сильная социальная политика - приоритет белорусской модели развития Несмотря ни на какие трудности, важнейшим приоритетом государства, как и прежде, является проведение сильной социальной политики. Абсолютно все, что делается в стране, нацелено на дальнейшее повышение уровня и качества жизни наших людей. В нынешнем году в полной мере сохранена социальная направленность бюджета. Средства, выделяемые на социальную сферу, не только не сокращены, но и по важнейшим позициям даже увеличены. Расходы бюджета на финансирование социально–культурной сферы в нынешнем году по сравнению с прошлым увеличены на 14 процентов. Самой действенной мерой социальной политики является обеспечение занятости, когда человек в состоянии самостоятельно реализовать свои социальные запросы. Важнейшая задача, которую мы должны решить в текущем году, - повышение реальной заработной платы во всех сферах и отраслях экономики, на предприятиях всех форм собственности. Необходима модернизация системы оплаты труда, отход от формализма и уравниловки в ее построении. В реальном секторе экономики необходимы дополнительные меры по установлению прямой зависимости повышения зарплаты от показателей эффективности производства и качества продукции, повышения производительности труда. Правительству необходимо вплотную заняться вопросом разработки гибких систем оплаты труда, которые бы максимально учитывали результативность вклада каждого работника, финансовые возможности предприятий и особенности отраслей экономики. Дальнейшее улучшение материального положения пенсионеров, инвалидов, тех, кто не может участвовать в общественном производстве, находится в трудной жизненной ситуации, является одной из приоритетных задач государства. Меня волнует и студенчество. Знаю постоянные жалобы на низкий размер стипендий, проблемы с общежитиями. Все возможное для улучшения жизни и быта студентов мы будем делать. Решения приняты. Правительство должно проводить постоянный мониторинг цен на потребительские товары и услуги. И сделать все для того, чтобы, несмотря на конъюнктуру рынка, розничные цены на основные продукты питания и предметы первой необходимости, а также лекарства поддерживались на приемлемом для населения уровне. В Белоруссии по-прежнему будет проводиться политика сдерживания роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги, даже с учетом повышения цен на энергоносители. С учетом социальной значимости мы будем наращивать темпы жилищного строительства и размеры оказываемой при этом государственной поддержки. Конкретная задача, которую мы должны сегодня поставить и в течение года решить, - стоимость любого проекта в строительстве не должна превышать 10 процентов от общей стоимости работ. Уверен, это снизит конечную цену строительства. В ближайшее время в каждой области по моему поручению организуют "горячие линии", на которые можно будет обращаться с жалобами на качество уже введенных в эксплуатацию домов и квартир, чтобы не захотелось впредь плохо строить. При этом строительные организации, допустившие сдачу в эксплуатацию жилья, непригодного для нормального проживания, должны лишаться строительных лицензий. В целом в будущем сохранится социальная направленность жилищной политики. Наш приоритет - поддержка многодетных, молодых семей, которые сегодня ютятся в тесных, неустроенных, съемных квартирах, в общежитиях и сами улучшить условия своего проживания просто не в состоянии. Для поддержки семьи и семейных ценностей предусмотрен ряд социальных стимулов - обеспечение жильем, льготное кредитование, трудовые гарантии матерям и другие. Общегосударственным приоритетом у нас является и здравоохранение. Несмотря на все сложности, мы не переходим на платную медицину. Это одна из самых значимых мер социальной защиты человека и проявление заботы о его здоровье. В ближайшие годы программа масштабного технического перевооружения отрасли будет завершена, что позволит перейти на новый качественный уровень медицинского обслуживания населения не только в столице, но и в регионах. Нам необходимо активнее развивать современные формы социального обслуживания, как связанные с постоянным пребыванием в условиях социальных учреждений, так и нестационарные. Таким образом, в стране делается все для того, чтобы каждый человек ощущал себя социально защищенным, был уверен, что ни при каких обстоятельствах он не будет брошен на произвол судьбы. И давайте будем откровенны: ведь так оно и есть. Порой в ущерб макроэкономике приоритет всегда отдается заботе о человеке. Мы не идем на сокращение штатной численности крупных предприятий, хотя нам это настоятельно советуют на протяжении многих лет международные эксперты. Потому что тогда люди останутся без работы, а их семьи - без средств к существованию. Мы не можем ввести полноценную ответственность за неуплату коммунальных платежей, поскольку это повлечет выселение людей из квартир. О национальной культуре Белорусская культура является неотъемлемой частью государственного суверенитета. Она помогает нам ощущать себя единым, уникальным и самобытным народом, является своего рода "вакциной" против вирусов духовной деградации. Чего государство ждет от культуры? Во–первых, произведений, способных поднять патриотический дух народа, ярко и честно показать всему миру прошлое и настоящее Белоруссии, создать образы истинных национальных героев. Во-вторых, бережной и кропотливой работы по сохранению нашего наследия. В-третьих, обеспечения доступности культурных благ для всех граждан, включая жителей малых городов и села, активного участия в воспитании молодежи. Необходимо более эффективно использовать государственные ресурсы на поддержку культуры и искусства, увязав финансирование с той идеологической и творческой отдачей, которую получает от них общество. Одновременно нужно сформировать систему, способную увеличить приток внебюджетного инвестирования в культуру. Чтобы эта сфера стала одной из престижных для вложения капитала. Бережно и осторожно мы должны относиться не только к вещественным памятникам, но и к объектам нематериальной культуры. Особенно к нашим государственным языкам - белорусскому и русскому. Неоднократно говорил и еще раз повторю: двуязычие - наше величайшее культурное достояние и благо, основанное на историческом выборе народа. Мы никогда не допустим дискриминации в данном вопросе, насильственной "белорусизации" за счет запрета русского языка. В Белоруссии, где бoльшая часть народа использует русский язык как родной, искусственно выводить его из обихода - по меньшей мере тупость, глупость, идиотизм. Об управлении Кадровая система на всех уровнях нуждается в обновлении. И в основе всего - эффективная система образования. Высокое качество образования может быть достигнуто только на основе модернизации учебно-материальной базы, внедрения новых образовательных технологий и информатизации. В стране велась, ведется и будет продолжена непримиримая борьба с коррупцией. С самой лучшей стороны зарекомендовала себя служба (там, где она по–настоящему создана) "одно окно". Нужно стремиться к тому, чтобы за совершением наиболее востребованных процедур человеку поменьше нужно было ходить в госорганы. Надо создать единый портал государственных электронных услуг, через интернет работать. Стоит подумать и над созданием единой справочной телефонной сети по административным процедурам. Приоритетной задачей, а нам надо формировать новое законодательство под выполнение этих задач, и приоритетной задачей отсюда Национального собрания, иных субъектов нормотворческой деятельности должно быть в современных условиях качество законодательства, повышение его эффективности. Не надо гоняться за количеством принятых документов. Лучше уменьшить объем законодательного массива, но обеспечить его системность и комплексность. Надо, чтобы законодательные акты были доступными и понятными, исключали необходимость получения дополнительных разъяснений от государственных органов по их применению. Анализ последствий принятия тех или иных решений должен предшествовать их подписанию. Необходим постоянный и открытый диалог законодателей с теми государственными и общественными институтами, которые будут применять закон на практике и исполнять его. Стабильное, понятное и эффективно работающее законодательство должно стать одним из столпов, которые обеспечат наш качественный прорыв и переход на новый уровень развития. О местном самоуправлении Выборы проводятся по новым правилам — в Избирательный кодекс внесены серьезные изменения, которые свидетельствуют о зрелости белорусской общественно–политической системы. Повысить роль местных Советов в жизни общества призван недавно принятый Закон "О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь". Это закон для будущих людей, которые будут работать в Советах разных уровней, это их закон. Главное, из чего мы исходим, — сделать власть на местах более ответственной перед людьми, приближенной к каждодневным проблемам и заботам конкретного человека. 2010 год - завершающий в реализации Государственной комплексной программы развития регионов, малых и средних городских поселений. Эта программа нацеливает на то, чтобы регионы приобрели новое качество роста: новые технологии, новые организационные формы работы, новую культуру производства и быта. Для повышения уровня и качества жизни населения в регионах настоятельно требуется модернизация существующей производственно-экономической базы. В этих целях следует энергично привлекать отечественные и иностранные инвестиции в региональную экономику. Причем реализация экономических проектов должна иметь значимый социальный эффект для конкретного города, поселка. Эффективные государственные институты, компетентные, профессионально подготовленные кадры, высокий уровень науки и производства - это те составляющие, которые способны обеспечить динамичный прорыв и развитие нашей страны.
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме
10 ноября 2024
« | Ноябрь 2024 |
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |