11:30 30.01.2013 | Все новости раздела "КПРФ"
Маниловщина. Независимый экономист Владислав Жуковский о несбыточных мечтах российского премьер-министра
2013-01-30 11:52
Владислав Жуковский, независимый экономист
В начале текущей недели председатель правительства Дмитрий Медведев сделал очередное крайне неоднозначное заявление, в котором в очередной раз продемонстрировал как отсутствие внятной финансово-экономической политики у действующих властей (приоритеты меняются чуть ли не каждый месяц), так и диаметральное несоответствие благих пожеланий правительства реальным действиям и поступкам.
Раздрай в верхах
В интервью немецкой газете Handelsblatt премьер-министр РФ заявил, что Россия чисто теоретически может поменять часть резервов, номинированных в евро, в евро на ценные бумаги, номинированные в другой валюте. По словам Медведева, «у нас 42% запасов в евро, и мы могли бы их скинуть и поменять на ценные бумаги, номинированные в другой валюте. Наши запасы в целом - свыше 500 млрд. долл., это приличные деньги, так что это уже часть деления рисков".
Одновременно с этим, Медведев отметил, что в ближайшее время российские финансово-экономические власти не собираются покупать облигации европейских стран. По словам главы российского правительства, американская экономика сейчас смотрится лучше, чем экономика Евросоюза. Однако и у нее есть проблема - "колоссальный бюджетный дефицит, который продолжает расти".
Очень сложно рассматривать заявление Медведева об изменении состава валютных резервов России в серьёз. Прежде всего, по той простой причине, что ещё в ноябре 2012г. в ходе совместной пресс-конференции с французским премьер-министром Жан-Марком Эйро по итогам встречи в Париже Дмитрий Медведев недвусмысленно заявил, что Россия не намерена пересматривать долю евро в своих золотовалютных резервах. Тогда он подчеркнул, что "мы не собираемся ничего пересматривать, потому что мы уверены в силе абсолютного большинства экономик, входящих в еврозону".
Более того, несколько ранее аналогичную позицию высказал президент РФ Владимир Путин в ходе совместной пресс-конференции с канцлером Германии Ангелой Меркель, когда заявил, что не подвергает никакому сомнению жизнеспособность европейской валюты и валютно-экономического союза в целом. Тогда в доказательство веры российских властей в проект «Единой Европы» Путин привел тот факт, что российские органы денежно-кредитного регулирования и Минфин держат порядка 40% своих ЗВР в евро.
На самом деле, совершенно не понятно, что такое существенное произошло в мировой экономике или какие радикальные изменения произошли в финансовой политике российских властей за последние 3 месяца, чтобы у властей появился повод пересмотреть свою политику управления валютными резервами.
Расстановка сил в мировой экономике и валютно-финансовой системе не изменилась – мировая экономика медленно, но верно валится в глобальную рецессию, Еврозона по-прежнему находится в кризисе, а американская экономика (как и вся мировая экономика) удерживается на плаву исключительно благодаря колоссальной эмиссионной накачке финансовой системы, расширению программ монетизации государственного долга, превысившего 104% ВВП, а также многолетним бюджетным дефицитам (9-13% ВВП).
Судя по всему, это было в чистом виде идеологическое заявление – своего рода попытка Медведева и сформировавшегося вокруг него клана либералов дать сигнал своим заокеанским спонсорам и держателям их оффшорных счетов сигнал о том, что российские либералы по-прежнему будут придерживаться вредительской политики обескровливания отечественной экономики и бездумного накопления резервов. Напомним, что только по итогам 2012г. размер Резервного фонда России подскочил в 2,3 раза, а совокупный нераспределённый остаток средств правительстве на счетах в Центральном Банке и коммерческих банках подскочил с 6,547 до 8,824 трлн. рублей, что превышает 75% федерального бюджета России в 2012г.
Мало того, что эти деньги не пошли на стимулирование отраслевой диверсификации производства, модернизацию изношенной на 80-85% инфраструктуры, создание стимулов для развития отечественной несырьевой обрабатывающей промышленности и продвижения её товаров на внутреннем и внешних рынках. Столь колоссальный рост государственных накоплений не помешал Минфину России продолжить занимать деньги внутри России и на ровном месте без всякой необходимости нарастить внутренний госдолг практически на 518 млрд. рублей - с 3546,4 млрд. рублей в начале 2012г. до 4064,3 млрд. рублей в январе 2013г.
В 2011г. наблюдалась аналогичная ситуация – несмотря на профицит бюджета в размере 0,4% ВВП (414 млрд. рублей) и увеличение лежащего без дела неиспользуемого остатка средств федеральных органов власти с 4832,8 млрд. рублей до 7748,7 млрд. рублей Минфин в угоду своим монетарным установкам продолжил втягивать Россию в долговую петлю и увеличил размер внутреннего госдолга больше чем на 1 трлн. рублей - с 2461,6 до 3537,2 млрд. рублей. В результате чего только в 2012г. на уплату процентов было выделено свыше 300 млрд. рублей, что превышает расходы федерального правительства на ЖКХ, а также суммарные ассигнования на сельское хозяйство, спорт, культуру и СМИ.
Согласно пролоббированному с подачи Минфина и подписанному президентом антимодернизационному бюджету, в течение ближайших 3 лет именно расходы на уплату процентов и обслуживание государственного долга станут единственной бюджетной статьёй, которая вырастет в реальном выражении (с учётом официальной инфляции на 4%) и превысит 510 млрд. рублей.
Медведев не сказал ни слова о главном
Если говорить по существу вопроса, то, во-первых, стоит отметить, что по состоянию на начало января текущего года размер международных резервов России, принадлежащих Банку России и Минфину, увеличился на 7,8% в годовом выражении и превысил отметку в 537,6 млрд. долл. Из которых 473 млрд. долл. (или 87,9%) пришлось на вложения в иностранную валюту и номинированные в ней активы (ценные бумаги), 8,7 млрд. (1,6%) составил счёт в СДР, а 4,7 млрд. долл. пришлось на резервную позицию России в МВФ (0,8%). При этом лишь 51 млрд. долл. (или 9,4% суммарных резервов России) был инвестирован в монетарное золото.
В очередной раз складывается такое ощущение, что уровень профессионализма советников и помощников премьер-министра, бодро рассуждающих на тему высоких материй (инноваций, нанотехнологий, модернизации и прочих благих пожеланий), достиг такого уровня, что они элементарно не в силах предоставить своему непосредственному начальнику свежую статистическую информацию.
В результате премьер-министр оперирует данными годовой давности, что, принимая во внимание стратегический характер для национальной безопасности страны вопроса о государственных резервах, не может не вызывать удивления. Также как и небрежный пассаж о том, что «мы могли бы их скинуть и поменять на ценные бумаги, номинированные в другой валюте».
Речь идёт не о мешке картошки или куле сахара – речь идёт об управлении такой специфической сферой государственных финансов как валютные накопления страны. Которые в зависимости от целей и профессионализма чиновников могут стать либо мощным стимулом для развития отечественной экономики и научно-технического потенциала, либо превратятся в дань, которую уплачивает временное руководство страны иностранным «старшим партнёрам» с целью сохранения своего формального контроля за территорией и исполнения роли надсмотрщика. И именно по той простой причине, что чиновники готовы «скинуть» часть ЗВР, мы имеем столь вопиюще некомпетентное управление резервами.
Во-вторых, крайне остро стоит вопрос об избыточности российских ЗВР, которые из инструмента стабилизации финансовой системы и выравнивания платёжного баланса превратились в ступор для развития отечественной экономики. По сути дела, накопление «нефтегазовой кубышки» и изъятие денег из экономики «на чёрный день», которые в условиях отказа властей от модернизации (достаточно вспомнить сокращение расходов бюджета на 30-60% в реальном выражении с учётом инфляции на экономику, науку, ЖКХ и здравоохранение) превращаются в «гробовые деньги», выступает приматом всей макроэкономической политики российских финансовых властей на протяжении последних лет.
В-третьих, в очередной раз складывается такое впечатление, что председатель правительства России не совсем понимает, о чём собственно идёт речь. Такое ощущение, что он произносит заученный наизусть текст, который ему подготовили чиновники Банка России и сотрудники аппарата правительства, которые пытаются выдать желаемое за действительное и действуют в строгом соответствии с инструкциями, полученными от МВФ, Всемирного Банка и штаб-квартиры международной финансовой олигархии – Банка международных расчётов.
Совершенно не понятно, почему глава правительства предлагает поменять «шило на мыло». Указав не необходимость сократить вложения в евро, Медведев предложил вложить в некие неопределённые «ценные бумаги, номинированные в другой валюте». Другими словами, Медведев предлагает продолжить реализацию политики искусственного изъятия денег из экономики и демонетизации народного хозяйства, которая провоцирует острый дефицит денежного предложения, отсутствие долгосрочных инвестиционных ресурсов в экономике и дальнейшее загнивание несырьевой обрабатывающей промышленности. Чем лучше какие-то условные ценные бумаги, номинированные в «другой валюте», чем вложение средств в номинированные в евро активы? Не понятно.
Да, действительно, с финансовой точки зрения доходность по тем же самым государственным долговым бумагам стран Еврозоны (или тем более корпоративным) существенно выше, чем ставка по депозитам в крупнейших европейских банках. Если речь идёт о вложении средств в долгосрочные облигации государственного займа Германии со сроком погашения 10 лет, то доходность не превышает 1,7% годовых, тогда как у более рискованных облигаций федерального займа Италии сроком на те же самые 10 лет доходность может достигать 4,2%. А в момент рыночной турбулентности и вовсе зашкаливать за 6,2%.
Однако нужно отдавать себе отчёт в том, что вложение резервных накоплений в долговые бумаги иностранных государств (не говоря уже об облигациях корпоративного сектора) сопряжено с целым спектров рисков – валютными, процентными, курсовыми, рисками дефолта эмитента и т.д. Так что, по большому счёту, никаких существенных преимуществ вложение средств в ценные бумаги по сравнению с размещением средств на валютных счетах в иностранных банках не несёт. В любом случае, эти средства извлекаются из отечественной деиндустриализированной и фрагментированной экономики, износ основных фондов в которой достигает 70-75%, а выпуск наукоёмкой продукции в 3-5 раз ниже отметок 20-летней давности.
Напомним, что, по оценкам Банка России, по состоянию на 1 января 2012г. (более свежей статистики в силу «оперативности» работы денежного регулятора, к сожалению, просто нет) из 498,6 млрд. долл. международных резервов России лишь 44,8 млрд. долл. (или менее 9%) вложено в золото (как физическое, так и «бумажное»). Для сравнения, в крупнейших экономически развитых странах, которые не на словах, а наделе занимаются модернизацией производства, претендуют на статус лидеров мировой экономики и прекрасно понимают реальную ценность «бумажных» (фиатных) денег, свыше 75-80% своих ЗВР хранят в золоте.
Да, безусловно, отдельного внимания заслуживает вопрос о том, а действительно ли на балансе крупнейших эмиссионных центров мировой экономики находится указанное золото (или оно было передано крупным банкам с Уолл-Стрит для финансовых манипуляций). Однако никто не даёт гарантий, что и российские 883 тонны на самом деле лежат в хранилищах Банка России и Гохрана, а не находятся на ответственном хранении за рубежом в иностранных баках или не пущены на финансовые спекуляции в рамках операций «золотого лизинга».
Как бы там ни было, на долю золота приходится свыше 75,2% суммарных ЗВР США (8133 тонн), 71,6% во Франции (2435 тонн.), 71,6% в Италии (2451 тонн.), 72% в Германии (3396 тонн), 56,3% в Австрии (279,9 тонн), 60,5% в Нидерландах (612,4 тонн), 90,7% в Португалии (382,6 тонн.), 64,7% в Словакии (31,7 тонн). Даже Кипр, который уже давно превратился во внутренний «оффшорный» карман российских олигархов и сросшихся с ними коррупционеров, хоть и оказался на грани финансовой пропасти (в 2011г. российские чиновники предоставили ему кредит в размере 2.5 млрд. долл. под льготный процент в 4,5% годовых) проявляет большую мудрость при управлении ЗВР – на долю золота приходится 58,3% суммарных международных резервов (14 тонн).
Тот факт, что золото продолжает оставаться «деньгами в последней инстанции» и является краеугольным камнем существующей международной валютно-финансовой системы «долларового империализма», свидетельствует не только то пристальное внимание, которое ему продолжают уделять финансовые власти крупнейших экономик мира, даже несмотря на широко распространённый и активно насаждаемый миф о демонетизации золота и утраты «благородным металлом» функций денег в эпоху кредитных денег и бесконтрольной эмиссии «резервных» бумажных валют. Принципиально важно для понимания реальной роли золота то, что в последние годы целый ряд стран (Швейцария, Германия, Венесуэла и т.д.) стали поднимать вопрос о возврате своего золотого запаса из хранилищ США.
И только Россия, являющаяся одним из крупнейших производителей золота в мире, продолжает идти свои «особенным путём», навязанным либералами. Вместо того, чтобы провести пересмотр структуры валютных резервов, сократить вложения в иностранные валюты и государственные ценные бумаги и существенно нарастить вложения в золото, которые бы позволили дать мощный импульс развития отечественной золотодобывающей промышленности и повысило геэкономический потенциал России, Банк России и Минфин продолжают перекладывать стратегические резервы России из одного дырявого кармана в другой.
Для сравнения, в той же самой Венесуэле руководство страны, несмотря на всю свою одиозность и перегибы в проводимой макроэкономической политике, вслед за возвратом золотого запаса хранилищ в американских банках на свою территорию объявило о национализации азотодобывающей промышленности. Судя по всему, это было сделано осознанно – руководство страны прекрасно понимает ту постоянно возрастающую стратегическую роль, которую играет золото в современной валютно-финансовой системе.
Неудивительно, что тот же самый Китай хранит свои золотые резервы исключительно на территории своей страны и в ходе переговорного процесса по вступлению в ВТО, в отличие от России, на законодательном уровне закрыл отечественную золотодобывающую промышленность (как и стратегические запасы редкоземельных металлов, ставших технологической базой всей ИТ-промышленности) от доступа иностранных конкурентов.
Насколько можно судить по поступкам и заявлениям чиновников, Банк России вместе с Минфином уже давно превратились в инструмент внешнего управления отечественной экономикой со стороны ФРС США, ЕЦБ и БМР в интересах транснационального капитала, который позволяет весьма действенно блокировать модернизацию производства, консервировать технологическую отсталость и удерживать Россию в состоянии «сырьевой колонии» Запада.
Уже сегодня власти имеют возможность радикально изменить политику управления валютными резервами
На самом деле, если бы российские чиновники действительно хотели повысить эффективность управления золотовалютными резервами, то уже давно могли бы это сделать без пространных и крайне расплывчатых рассуждений на тему валютных резервов.
Во-первых, уже давно имело бы смысл отказаться от политики искусственного изъятия денег из экономики (3-5% ВВП ежегодно) и прекратить накапливать деньги в нефтегазовых «кубышках», которые превращаются в «гробовые деньги». Уже давно имеет смысл приблизительно в 2 раза сократить объём ЗВР до 280-300 млрд. долл., которых вполне хватит, чтобы в течение 8 месяцев оплачивать импорт иностранных товаров и услуг, а также обслуживать процентные платежи по иностранному долгу.
Оставшиеся средства в объёме приблизительно 250 млрд. долл. имеет смысл направить на финансирование модернизации отечественной экономики, капитальный ремонт изношенной на 80-85% базовой технологической инфраструктуры (ЖКХ, энергетика, дороги, портовая инфраструктура и т.д.), стимулирование наукоёмких производств и оказание поддержки продукции отечественных компаний на внешних рынках.
В настоящий момент Россия обладает колоссальными по своему размеру ЗВР, которые превышают все мыслимые и немыслимые пределы и уже давно превратились в камень на шее отечественной экономики. Согласно оценкам Банка России, по состоянию на 1 января 1012г. (более свежих данных просто нет), объём ЗВР превышал 498,6 млрд. долл., которых бы с лихвой хватило аж на 14 месяцев финансирования импорта товаров и услуг. По этому показателю Россия занимает 4-ое место в мире и уступает лишь Китаю (20 месяцев), Японии (16 месяцев) и Тайваню (15 месяцев). Притом что в Индии, Казахстане, Польше, Индонезии, Малайзии, Южной Корее и подавляющем большинстве остальных динамично развивающихся стран мира международные резервы покрывают менее 7-8 месяцев импорта товаров и услуг. Тогда как МВФ и Всемирный Банк рассматривают в качестве минимально необходимого размера резервов объём, покрывающий 3 месяца импорта.
Во-вторых, оставшиеся в структуре ЗВР средства в размере 280-300 млрд. долл. имеет смысл направит не на кредитование бюджетных дефицитов и финансирование модернизации стратегических конкурентов России в США, ЕС, Японии и т.д. (что делает уплату налогов российскими компаниями просто убийственным занятием – на эти средства усиливаются позиции их конкурентов), а как минимум 80-85% из них вложить в золото. Которое, во-первых, обладает практически абсолютной ликвидностью – даже в теневом секторе экономике и криминальной сфере именно золото выступает в качестве абсолютной меры стоимости, платежа и накопления.
Помимо прочего, золото имеет наибольшие перспективы с точки зрения увеличения рыночной цены – за последние 11 лет цены на него подскочили в 8 раз, а в условиях эмиссионной накачки финансовой системы со стороны ФРС, ЕЦБ и других крупнейших центральных банков, превысившей 5,5 трлн. долл. за последние 5 лет, ничто не мешает золоту подорожать как минимум до 2,5 тыс. долл. за тройскую унцию. С учётом накопленной за последние 40 лет только официальной инфляции и масштабов падения покупательной способности бумажных «резервных» валют, реальная цена золота превышает отметку в 4 тыс. долл. за тройскую унцию.
В-третьих, оставшиеся 15-20% из состава урезанных международных резервов (порядка 50 млрд. долл.) имеет смысл распределить пропорционально между валютами тех стран, которые выступают в качестве основных внешнеторговых партнёров России. При этом на долю американского доллара имеет смысл отвести как минимум 35% вложений в иностранные активы, что обусловлено сохраняющейся ролью доллара в качестве ключевой валюты расчётов в международной торговле и основного средства платежа по иностранным кредитам и займам.
Нужно прекрасно отдавать себе отчёт в том, для чего в принципе необходимы международные резервы страны. Безусловно, в отличие от российского Минфина и Банка России, превративших пополнение Резервного Фонда и ФНБ в самоцель финансово-экономической политики, накопление ЗВР в экономически развитых и динамично развивающихся странах не является самодостаточной целью.
Это всего лишь инструмент финансовой политики, позволяющий повысить финансовую устойчивость национальной экономики и бюджетной системы к так называемым «внешним шокам» - резкому ухудшение не зависящей от руководства страны внешней экономической конъюнктуры, которое способно вызвать резкое ухудшение платёжного баланса страны и разбалансировать валютно-финансовую систему. В случае с Россией речь идёт об изменении цен на нефть и прочее минеральное сырьё. Помимо этого валютные накопления могут выступать в качестве запаса «на чёрный день», за счёт которых правительство планирует финансировать бюджетные расходы без привлечения займов.
Принимая во внимание, что порядка 51,3% экспорта и 42,6% импорта России приходится на долю стран Европейского союза, а профицит внешней торговли России с европейскими странами превышает 130,8 млрд. долл., то логично предположить, что с точки зрения финансовой устойчивости имеет смысл не меньше 40% валютных резервов, которые останутся после вложений в драгоценные металлы, вложить в евро. По мере нарастания товарооборота и экономической кооперации России с «азиатскими тиграми», безусловно, нужно наращивать долю вложений в валюты Китай, Южной Кореи, Японии, Индонезии, Вьетнама, Малайзии.
С фундаментальной точки зрения, их экономики выглядят более устойчивыми и сбалансированными нежели экономики Австралии и Канады, валюты которых Банк России стал покупать в прошлом году. Нужно понимать, что экономика Австралии и Канады хоть и гарантирует весьма высокий уровень жизни своему населению, но при этом является копией российской сырьевой «экономики трубы» - они также находятся в критической зависимости от природного сырья. Поэтому вкладывать валютные накопления в австралийские и канадские доллары (также как новозеландские доллары и бразильский реал) с точки зрения страхования рисков резкого падения цен на сырьё не имеет смысла. Указанные валюты недавно обновили исторические максимумы на фоне пузырей на товарно-сырьевых биржах и рискуют упасть сильнее всех по мере неизбежного скатывания мировой экономики в кризис.
Несбыточные мечты Медведева
Также запомнился пассаж Медведева о том, что «мировая экономика, которая базируется на нескольких резервных валютах, лучше экономики, которая базируется на одной резервной валюте». По существу, это абсолютное пустое и ничего не значащее заявление, которое можно отнести к высказываниям премьера из области «свобода лучше, чем не свобода». Это своего рода сигнал мировому сообществу, что российские либералы поддерживают наметившийся процесс фрагментации мировой экономики, слома существующей международной валютно-финансовой системы «долларового империализма» и возникновения валютных макрорегионов.
Другое дело, что мнение России, которая за последние 20 лет разгула «либерализма» и «реформаторского» погрома превратилась в «дойную корову» Запада, за пределами кремлёвских кабинетов и правительственных коридоров никого не волнует. Глобальный управляющий класс, представленный сросшимся транснациональным капиталом, глобальными монополиями и политическими элитами США, ЕС и Японии, рассматривает Россию как трофейное пространство и подконтрольную территорию.
Если своим заявлением Медведев хотел косвенно указать на амбиции России в деле построения международного финансового центра и превращения рубля хотя бы в региональную валюту на пространстве ЕврАзЭс (ни о каком статусе одной резервных валют в условиях превращения Банка России в филиал ФРС США и быть не может), то это больше напоминает попытку выдать желаемое за действительное.
В настоящий момент никому на Западе российский рубль не нужен – финансово-политические элиты США и ЕС прекрасно понимают, что российский рубль является не национальной валютой России, а всего лишь перекрашенным долларом, эмитируемым Банком России в строго определённом количестве под приток иностранной валюты – экспортной выручки (нефтедолларов), иностранных кредитов и займов, а также «горячего» спекулятивного капитала. Который расшатывает национальную финансовую систему и провоцирующего избыточное укрепление курса рубля, провоцирующего падение конкурентоспособности отечественных производителей как на внутреннем, так и внешних рынках,
По сути дела, у России нет национальной валюты – Банк России свёл всю денежно-кредитную политику к операциям «валютного обменника», а российский рубль является даже не первой, а второй производной от американского доллара. Рубль – это красивая и хорошо продаваемая населению обёртка патриотичных цветов, надетая на американский доллар, евро, фунты стерлингов и японские йены.
Обусловлено это реализацией колониальной по своей сути эмиссионной политикой со стороны Банка России, известной в экспертном сообществе под термином «валютное правление» (currency board), которая увязывает прирост первичного денежного предложения (эмиссию рублей) с увеличением валютных резервов. Причём в России реализуется самый жёсткий вариант подобной политики – в расчёте на один доллар иностранной валюты Банк России эмитирует лишь 0,5 рублей, чем искусственно занижает курс национальной валюты, поддерживая сырьевых экспортёров и рублёвые поступления федерального бюджета, и занижает объём денежного предложения.
До тех пор, пока в России по указке МВФ, Всемирного Банка, Банка Международных Расчётов (штаб-квартира мировой финансовой олигархии) и прочих апологетов глобального бизнеса реализуется откровенно антимодернизационная политика «Вашингтонского консенсуса», закрепляющая технологический упадок и структурную деградацию экономики, ни о какой самостоятельности отечественной экономики и российского рубля не может быть и речи.
Совершенно непонятно, на чём основывается скрытый оптимизм премьера – усилиями либеральных реформаторов и гайдаровцев Россия превратилась в сырьевую колонию, финансовый придаток и рынок сбыта для глобальных корпораций. Благодаря «прорабам перестройки», чьи идейные последователи контролируют практически все ключевые посты в финансово-экономическом блоке правительства, Россия стала «дойной коровой» транснационального капитала, которая ежегодно теряет свыше 170-200 млрд. долл. в системе неэквивалентного внешнеэкономического обмена.
Из которых в 2012г. 53,4 млрд. составили чистые инвестиционные убытки, 56,8 млрд. – чистый вывоз капитала (из которых 45,5 млрд. – незаконный вывоз активов), 44,8 млрд. - отрицательное сальдо торговли услугами (прежде всего, туристическими), 12,3 млрд. – чистые убытки от оплаты труда иностранцев, 4,7 млрд. – отрицательное сальдо вторичных доходов, а 5,1 млрд. – убыток по счёту движения капитала.
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме