19:30 09.10.2019 | Все новости раздела "КПРФ"
М.Ю. Авдеев выступил на правительственном часе в Государственной Думе
2019-10-09 16:16
Пресс-служба депутата Государственной Думы М.Ю. Авдеева
10 октября 2019 года Государственная Дума заслушала информацию заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.Л. Мутко "О мерах Правительства Российской Федерации по реализации национального проекта "Жилье и городская среда" в рамках исполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года №204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года". От фракции КПРФ выступил первый заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по транспорту и строительству М.Ю. Авдеев.
- Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемый Виталий Леонтьевич, коллеги!
Мы второй раз за этот год заслушиваем информацию Правительства о реализации национального проекта «Жилье и городская среда» в рамках исполнения Указа Президента №204 от 7 мая 2018 года.
Выйти к 2024 году на цифру строительства 120 млн. кв. метров жилья в год нам необходимо для того, чтобы люди почувствовали качественное улучшение своих жилищных условий, заботу государства о них, возможность купить жилье или построить самим, воспользовавшись ипотекой, которую они реально, исходя из доходов семьи, смогут погасить.
Объемы финансирования на национальные проекты спланированы и предусмотрены. Но главное, как эти средства эффективно освоить с максимальным результатом, чтобы, как сказал Президент, – люди уже в этом году почувствовали улучшение своей жизни, а не где-то там далеко, в далеком будущем. Наша страна огромная, но почти половина (48%) возводимых многоквартирных домов приходится на Москву с областью, СПб, Ленинградскую обл. и Краснодарский край, там же и самый высокий уровень инвестиций в недвижимость. Три четверти населения страны живет в городах, но, несмотря на высокую потребность в улучшении жилищных условий, уровень обеспеченности жильем в России остается ниже, чем в большинстве стран Восточной Европы. Большинству девелоперов выгоднее строить в больших городах, уплотняя застройку, лишая жителей зеленых насаждений, усугубляя транспортные проблемы, и, тем самым, создавая социальную напряженность. А в целом по стране, при таком раскладе, мы имеем отток населения из малых городов и поселений и перспективу получить неуправляемые мегаполисы, непригодные для жизни. Необходимо изменить психологию и чиновников, и строителей, и архитекторов, найти баланс интересов и повернуться лицом к людям, для которых все это строится.
Нужно строить жилье и создавать комфортную среду проживания не только в двух столицах, но и по всей России. Здесь нужно отдать должное Правительству, которое в последнее время принимает необходимые меры и по Дальнему Востоку, и по кредитной ставке для многодетных семей. Надеемся, что это только начало. Тем более, что по информации ЦБ, позитивный вклад в спрос на жилье вносит расширение ипотечного кредитования, в следующем году оно должно вырасти на 20%, кроме того, в первые месяцы 2019 г. отмечалось оживление кредитования банками строительных организаций после продолжительного периода его сокращения. За 9 месяцев 2019 г. было выдано 782,7 тыс. ипотечных кредитов на сумму 1,7 трлн. рублей.
Нельзя не отметить, что самые пессимистичные прогнозы на ситуацию в строительной отрасли в этом году не оправдались, видна положительная динамика по вводу жилья - за восемь месяцев 2019 г. введено 42,2 млн. кв.м. (на 7,4% выше показателя аналогичного периода 2018 года), и из них больше половины - индивидуальных жилых домов. По прогнозам ЦБ, в более длительной перспективе распространение новой модели финансирования жилищного строительства будет одним из важных факторов развития отрасли. По цифрам видим, что наш народ в очередной раз проголосовал за малоэтажную Россию, а не за небоскребы. Нужно больше внимания уделять этому сегменту.
Реализация национального проекта «Жилье и городская среда» невозможна без качественной законодательной базы, ее правового и нормативно-технического обеспечения, мониторинга правоприменения и исполнения принятых решений в единой системе на всех уровнях государственной власти, федеральном и региональном с активной позицией муниципальной администрации.
Нам необходим системный подход к формированию градостроительной политики в Российской Федерации. Мы все помним задачи, поставленные в майском указе Президента Российской Федерации, где в целях формирования общей стратегии национальных проектов огромное внимание уделялось совершенствованию института градостроительной деятельности.
Наша задача довести законы до стадии правоприменения, в том числе и с изданием Правительством соответствующих нормативно-правовых актов.
Те изменения в законодательство, которые к этому моменту приняты (151ФЗ, 283ФЗ) делают понятным подход к формированию территорий, нацелены на регулирование вопросов, связанных с комплексным развитием территорий, с редевелопментом промышленных зон в целях решения задач, поставленных в послании Президента России, сформированных в Национальных проектах. Но эффект от указанных законодательных инициатив будет достигнут только при условии принятия в кратчайшие сроки подзаконных правовых актов, обеспечивающих открытую и ясную систему правоприменения градостроительного законодательства на региональном и муниципальном уровнях, включая разработку и утверждение методических рекомендаций и соответствующих руководящих документов.
Перейдя на новую модель жилищного строительства, переложив риски и ответственность на плечи финансовых организаций и застройщиков, мы должны не обременять отрасль и не сокращать объемы строительства. Хотел бы обозначить ряд моментов в законодательном обеспечении, по которым необходимо в кратчайшие сроки принять меры:
Первое. Нам нужно в кратчайшие сроки привести нормативно-правовую базу, которая определяется подзаконными актами, в т.ч. Постановлениями Правительства, приказами министерства и т.д. в соответствие с современными требованиями. Мы должны четко понимать схемы территориального планирования, генпланы территорий. Т.к. на это необходимы средства (зачастую территории ссылаются на то, что у них просто нет денег, чтоб сделать это), нам необходимо предусмотреть выделение дополнительных средств, может быть в рамках рассматриваемого сейчас бюджета. Все это должно быть в цифровом виде – чтоб кликнув на точку на карте, можно было увидеть, что и где планируется, какая социальная инфраструктура предусмотрена, какие инженерные сети подготовлены. Необходимо оптимизировать систему и качество подготовки документов территориального планирования на муниципальном уровне. До настоящего времени не упразднена двойная система определения разрешенного землепользования и назначения категории земельного ресурса. Параметры функциональных зон в документах необходимо дополнить характеристиками состояния жилищного фонда, используя данные государственной информационной системы ЖКХ, постоянно мониторить актуализацию стратегических документов территориального планирования в единой системе с механизмом бюджетного планирования инвестиций под цели и задачи государственных программ и проектов. Без этого развитие строительной отрасли тормозится.
Второе. Отрасль сейчас переходит на систему цифровой регистрации. Считаем необходимым расширять механизм так называемой электронной регистрации при осуществлении регистрационных сделок с недвижимостью, особенно при регистрации вновь возводимых жилых многоквартирных домов.
Третье. Мы приветствуем усиление роли Корпорации Дом РФ в вовлечении в оборот новых земельных участков. Проблема отрасли сегодня во многом в том, что нет вовлеченных участков, строителям зачастую негде строить – отсюда и уплотнение застройки и транспортная недоступность. Повсюду необходимо применять нормы РНГП, за основу, как пример, можно взять нормативы Москвы или Московской области. Мы должны понимать, куда люди будут ходить в поликлинику, дети в школу, где жители района будут проводить досуг. Если мы не будем распространять опыт крупных городов, где это работает, на всю страну, то получим массу понастроенных микрорайонов без социальной инфраструктуры и социальное напряжение.
Четвертое. Необходимо стимулировать строительство в регионах. У нас есть ряд регионов, где на сегодняшний день стоимость кв.м. 30-35 тыс. это зачастую себестоимость или даже убыток, и люди в том регионе не имеют нормального дохода, чтобы покупать жилье. Нужны меры по стимулированию строительства в таких городах. Те меры, которые предпринимает Правительство мы поддерживаем, но считаем недостаточными, и призываем комплексно подойти и к снижению ставки ипотеки для других категорий граждан.
Пятое. Что касается системы организации строительного процесса. Мы сделали огромный шаг, совместно с Правительством, в плане прозрачности строительного бизнеса. Однако многие меры по отчетности, подлежащей раскрытию застройщиками, считаем избыточными, т.к. проверку застройщика при выдаче проектного финансирования осуществляет банк, который предъявляет строгие требования к застройщику. Банк самый главный и строгий проверяющий, иначе он не выдаст деньги, а мы создаем дублирующую систему. Мы знаем, что все аккредитованные ЦБ банки имеют специалистов, которые живут на стройке и контролируют каждый кирпич. Все это требует от застройщика набора в штат сотрудников, которые должны на непрерывной основе заниматься только раскрытием информации под угрозой штрафных санкций/приостановки госрегистрации ДДУ. Давайте освобождать строителей от этого дублирования, мы снимаем одни административные барьеры и возводим другие. Понятно желание некоторых регионов контролировать процесс строительства, может быть это иногда и оправдано, но давайте будем контролировать, а не заставлять застройщиков сдавать отчеты в 10 инстанций. Здесь бы хотел упомянуть и ЗОС. В настоящее время, девелопер должен получать заключение о соответствии (ЗОС) застройщика и проектной декларации требованиям №214-ФЗ. Но если новостройка возводится на средства уполномоченного банка, а деньги дольщиков защищены на эскроу-счетах, то требование о получении ЗОС становится избыточным и тормозит выдачу кредитов, поскольку банки рассматривают данный документ как одно из условий предоставления займа девелоперу. Считаем разумным предложить отмену ЗОС в таких случаях на законодательном уровне.
Исторический опыт нашей страны показывает, что в трудные периоды нашего развития мы могли концентрировать свои силы и ресурсы, чтобы идти к намеченной цели. И сегодня нам нужно идти тем же путем. Все, что мы делаем, мы должны делать не во имя достижения каких-то призрачных целей, а для наших граждан - обеспечить их доступным и комфортным жильем, работой, досугом, возможностью развиваться. Возрождать малые города и строить индивидуальные дома для молодых специалистов в сельской местности, а для реализации небольших строительных проектов, по мнению многих экспертов, как нельзя лучше подходит современная система проектного финансирования.
Хотел бы отметить погруженность строительного блока Правительства в тему, многие вопросы, возникавшие у строительного сообщества в июле, сняты, разъяснительная работа ведется на хорошем уровне.
Уверен, что наша совместная работа позволит добиться необходимых результатов и выйти на показатели, обозначенные в национальном проекте «Жилье и городская среда» в рамках исполнения Указа Президента №204.
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме