23:45 09.02.2010 | Все новости раздела "КПРФ"

Леонид Калашников: Переселение тольяттинцев в Тихвин – злая шутка или издевательство?

Недавно в некоторых российских СМИ появилось сообщение о новой программе переселения уволенных работников АвтоВАЗа в Тихвин Ленинградской области. Со ссылкой на директора Агентства по реструктуризации ипотечных жилищных кредитов (АРИЖК) Андрея Языкова сообщалось, что безработных тольяттинцев готовы принять на строящийся вагоностроительный завод. Оценку этой инициативы дал секретарь ЦК КПРФ Леонид Калашников.

Калашников Леонид Иванович

Член Президиума ЦК КПРФ, секретарь ЦК КПРФ по международным и экономическим связям

- Лично у меня создается впечатление, что эта так называемая «программа переселения» – чья-то не очень удачная шутка. Потому что в противном случае это похоже на циничное издевательство над попавшими в тяжелую ситуацию людьми. Судите сами.

Директор АРИЖК Языков заявил, что уволенных с АвтоВАЗа тольяттинцев примет на работу вагоностроительный завод, строительство которого планируется закончить к концу года. Якобы там уже в этом году ждут 450-500 семей из Тольятти. А всего на заводе будет создано 3500 рабочих мест. Давайте реалистически посмотрим на перспективы этого строящегося завода и на существующую ситуацию в Тихвине.

Вагоностроение, как и в целом машиностроение, – наиболее пострадавшая от кризиса отрасль в России, производство упало более чем наполовину. Крупнейший в мире «Уралвагонзавод» в Нижнем Тагиле в прошлом году отправил в вынужденный отпуск 10 тысяч своих сотрудников (треть всего персонала). У них крайне мало заказов: главный заказчик, «РЖД», фактически отказался покупать у них вагоны. Выход на 50% докризисного производства – для завода недостижимая мечта. Точно так же, как и АвтоВАЗ, УВЗ выживает сейчас только за счет десятков миллиардов госпомощи.

Тверской вагоностроительный завод уже сократил 1250 работников, и это явно не предел. В 2009 году завод также выполнил вдвое меньший по сравнению с предыдущим годом заказ. Брянский вагонзавод уволил 700 человек, и тоже дышит на ладан. И на фоне этой печальной картины нам рассказывают о запуске нового вагоностроительного? Да помилуйте, кто ж его заказами-то обеспечит? Марсиане? И даже если заказ будет, почему нужно трудоустраивать на вагонзавод рабочих с автомобильного конвейера, ведь в отрасли – уже тысячи своих, профессионально подготовленных, безработных? А если все равно персонал учить придется, то почему не возьмут местных? В Тихвине рынок труда не так уж широк, а безработица за год выросла на 79%! Кроме того, в 47 километрах от Тихвина – печально знаменитый моногород Пикалёво, почему же соседей не позвать на новый завод?

Очевидно, надо расценивать эту инициативу как жест доброй воли именно по отношению к тольяттинцам: мы, мол, ваши проблемы рассматриваем как первоочередные. Должны ли обрадоваться жители Автограда, ставшие ненужными родному городу? Схема, которую предлагает АРИЖК, такова: Агентство дает «переселенцам» ссуду под залог тольяттинской квартиры под 5,8% годовых. Тольяттинец переезжает, покупает себе новое жилье в Тихвине (там уже якобы строятся микрорайоны для новых заводчан), а старую квартиру продает или уступает Агентству. Поскольку цена кв. метра в Тольятти более чем в 1,5 раза выше, чем в Тихвине (32 тыс. против 20 тыс. рублей), проблем с покупкой жилья на новом месте у него быть не должно. Агентство вроде как на прибыли и не претендует: только ради помощи людям все это задумали. Государственная же контора, о народном благе печется, а не о собственном кармане. Ладно, примем даже это невероятное допущение. Но кто-нибудь подумал, что случится с тольяттинским рынком жилья (который и так на низшей точке) в случае массового сброса недвижимости переселенцами?

Да, Тихвин – чудесный городок, старинный, с традициями. Но он в 10 раз меньше Тольятти! Климат там намного хуже, чем на благословенных волжских берегах. Инфраструктура Автограда намного более развита, чем в райцентре Ленобласти. Какой работой сможет Тихвин обеспечить членов семей переезжающих автовазовцев? Наконец, что будет с людьми, если новый вагонзавод будет простаивать так же, как его собратья по отрасли?

Совершенно очевидно, что эта новая схема «переселения народов» тольяттинцев не заинтересует. Наши «бумажные» экономисты очень любят обвинять русский народ в отсутствии так называемой «трудовой мобильности»: то ли дело, мол, американцы – где работа, там и дом. Но раньше, в советское время, у нас с трудовой мобильностью было все в порядке: и севера осваивали, и БАМ строили, и тот же ВАЗ строила молодежь со всего Союза. Я сам приехал в Тольятти с другого конца страны. Материальная мотивация переезда тогда была соответствующая: и в зарплате выигрыш, и квартиру получишь быстрее, чем в своем регионе. Я уж не говорю о гордости первопроходцев, почёте, которым окружала их страна. А сейчас что предлагают? Бегство с тонущего корабля на дырявую лодчонку, которая неизвестно сколько на плаву продержится?

В общем, эта новая мера «спасения утопающих», на мой взгляд, не более чем мероприятие для «галочки». Впечатление такое, что подобные странные заявления делаются для того, чтобы в критический момент сказать: «Мы же пытались вам помочь, вон сколько мер предложили, а вы своего счастья не поняли. Вот и сидите у своего разбитого корыта».

Реальной же заботой о людях в подобных «схемах» и не пахнет.





Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме