00:15 09.07.2009 | Все новости раздела "КПРФ"

Ленинградская область: Как можно избавиться от главы муниципального образования

В мае федеральные власти внесли ряд изменений в 131-й ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления». Одним из наиболее важных пунктов, который добавили в закон, стала ст. 74 п 1. - «удаление главы муниципального образования в отставку». Сама процедура довольно проста по сравнению с судебными тяжбами: не менее, чем 1/3 депутатского корпуса предлагают отстранить главу муниципалитета. Опуская все формальности этого процесса, решение об отставке будет принято, если за такую идею проголосуют 2/3 от установленной в поселении численности депутатов.

До внесения этих изменений в 131-й закон депутаты могли отстранить главу лишь пройдя судебную процедуру, где доказывали, что руководитель поселения не справляется со своими обязанностями. К примеру, так поступили депутаты Рахьинского поселения Всеволожского района, когда, дойдя до разбирательств в Ленинградской областном суде, добились-таки отстранения главы администрации МО Сергея Кузнецова. Согласно указанной в иске причине, Сергей Кузнецов «ненадлежащим образом исполняет свои обязанности». В декабре 2007 года Всеволожский районный суд в удовлетворении этого иска отказал. Депутаты не остановились на достигнутом и обжаловали это решение уже в Ленинградском областном суде, который принял решение в пользу народных избранников,  и в феврале 2008 года Сергей Кузнецов был отстранен от должности. Впрочем, если вспомнить последующее развитие отношений в органах власти Рахьинского поселения, то депутаты пытались отстранить своим решением и следующего главу администрации - Миру Машкову. Однако в этом случае «муниципальные разборки» до суда не дошли.

Получив возможность отстранять главу весьма простым способом - голосованием депутатов, в муниципалитетах первого уровня Ленинградской области уже появились первые ласточки применения на практике этого нововведения. Так, 28 мая Совет депутатов Разметелевского сельского поселения Всеволожского района принял решение об удалении в отставку главы МО Людмилы Комковой. Позже, 25 июня, совет депутатов Виллозского сельского поселения Ломоносовского района принял решение об удалении главы МО Андрея Шаронова от занимаемой должности. В своем решении депутаты руководствовались новой статьей 131-го ФЗ.

Основанием для отправления в отставку руководителя муниципалитета могут быть решения и действия (а также бездействия), повлекшие какие-либо последствия для «жизнедеятельности поселения»; неисполнение в течение трех и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения, а также если представительный орган власти - депутаты - оценили деятельность главы как неудовлетворительную на основании его ежегодного отчета.

По словам председателя комитета по взаимодействию с органами местного самоуправления правительства Ленобласти Владимира Скоробогатова, процедура удаления главы муниципального образования не так уж и проста. Во-первых, депутаты должны оформить свою инициативу, подкрепив ее аргументами и доказательствами «неспособности» действующего главы управлять поселением, в виде обращения и направить ее в представительный орган местного самоуправления - то есть фактически себе же на рассмотрение. Одновременно с этим народные избранники направляют такое же обращение губернатору. Впрочем, о влиянии на решение руководителя региона в законе ничего не сказано, кроме того, что решение принимается «с учетом мнения высшего должностного лица субъекта федерации». «Губернатор высказывает свое мнение, свое отношение к этому поселению, к главе», - пояснил Скоробогатов.

Однако, если при отстранении главы возникают вопросы, касающиеся осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, то решение об удалении главы принимается «только при согласии губернатора». В таком случае инициатива губернатора об удалении главы также оформляется в виде обращения и вносится на рассмотрение местным народным избранникам. Отметим, что в Ленобласти поселениям первого уровня переданы 11 пунктов государственных полномочий. Среди них, по информации комитета по взаимодействию с органами местного самоуправления, например, полномочия по назначению административных правонарушений, по назначению субсидий по оплате услуг ЖКХ, вопросы в сфере социальной защиты населения, опеки и попечительства и другие.

Кроме того, как отмечает глава комитета, весьма серьезны и основания для отстранения. «Самые надежные в плане доказуемости из них - когда глава не обеспечивает работу муниципалитета в течении трех и более месяцев или когда депутаты не удовлетворены его отчетами о работе. Причем, обратите внимание, что такая оценка должна быть дана главе дважды, то есть два года подряд. В Ленобласти практикуется два вида ежегодного отчета: социально-экономическое развитие поселения и исполнение бюджета за год», - пояснил Владимир Скоробогатов.

Стоит отметить, что через пару месяцев в регионе начнется весьма активная подготовка к выборам в местные советы депутатов. Тем не менее, депутаты двух поселений, избавившиеся от своих глав, видимо, уже не могли ждать смены власти на выборах. К примеру, главу Виллозского поселения народные избранники неоднократно пытались отстранить, однако на свои решения депутаты с той же регулярностью получали протест от надзорных органов.

Кстати, если глава МО не согласен с решением депутатов об его отставке, то, по закону, он вправе в письменном виде изложить свое «особое мнение». При этом мнение экс-главы должно быть опубликовано одновременно с решением депутатов о его удалении.

«Кто такой глава муниципального образования? Это человек, которого избирали эти же депутаты. При этом, если 2/3 депутатов были против кандидатуры, то глава не назначался. Я считаю, что механизм назначения главы и его снятия с должности должен быть одинаковым. А до изменений в 131-ФЗ глава мог покинуть свой пост только через суд», - прокомментировал ситуацию депутат ЗакСа Ленобласти, член постоянной комиссии парламента по государственному, административно-территориальному устройству и местному самоуправлению Николай Кузьмин (фракция КПРФ). Впрочем, он считает, что само название ст. 74 «удаление главы» весьма громкое и не самое удачное. «Не думаю, что снятие главы с должности будет повальным в поселениях Ленинградской области. У нас 204 муниципалитета, и если за четыре года в регионе сняли с должности лишь несколько глав - то это нормальный процесс», - считает Николай Кузьмин.

Несколько другое мнение у Владимира Скоробогатова: «У нас есть опасения, что случаи отстранения глав в муниципалитетах Ленобласти по этим изменениям в законе еще будут, поэтому мы призываем власти поселений идти на компромисс, отбрасывать свои личные амбиции в работе. А самая надежная оценка их работы - это конечно, выборы, и местным депутатам сейчас нужно готовиться к ним», - заявил глава комитета по взаимодействию с органами МСУ.





Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме