12:00 27.01.2011 | Все новости раздела "КПРФ"
Курган: депутат Курганской областной Думы (КПРФ), Герой Социалистического Труда Юрий Набатников о проблемах профтехобразования
Рабочий, трудящийся человек был и остается главной производительной силой при любой общественно-экономической формации.
Коммунисты по природе своей созидатели. У них в активе великая страна, одна из сверхдержав – Союз Советских Социалистических Республик.
Поэтому закономерно внимание депутатов-коммунистов всех уровней, в том числе и областной Думы, к проблемам поддержки реального сектора экономики и социальной сферы, к вопросам образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, ценообразования.
Провозглашение президентом РФ Д. Медведевым курса на модернизацию страны естественно заслуживает одобрения. Однако мало провозгласить. Нужны последовательные и конкретные действия государства. Одно из направлений таких действий – развитие образования, в частности, системы профессионально-технического образования.
Задача эта далеко не легкая. В 90-е годы были загублены многие ПТУ, а сегодня все более теряет достигнутые позиции высшее образование. ВУЗов в нынешней России куда больше, чем было в СССР. Обучаются в них более 7 млн. студентов (против 2 – 2,5 в СССР). Такой рост, наверное, выглядел бы прекрасно, если бы не привел к снижению качества образования и девальвации вузовского диплома.
Получается, одни делают вид, что учат, другие, что учатся – в получаемом продукте - недоучки с документами о высшем образовании. Реализуется запрос не на само образование, а на документ об образовании. При этом явно недостаточно уделяется внимания вопросам формирования личности, воспитанию нравственных качеств, подготовленности выпускников к реалиям жизни. В результате молодому человеку, только что получившему диплом, приходится зачастую переучиваться какому-либо новому делу.
В итоге - изломанные судьбы. Официант с дипломом экономиста или педагога не редкость в сегодняшней действительности. Вопрос – зачем учиться, вкладывать в получение образования немалые деньги, чаще всего не свои, а родительские?
В то же время уже сегодня не хватает квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена. Если предположить, что модернизация экономики приведет к увеличению рабочих мест, то дефицит работников данных категорий станет ещё более острым.
Что же делать? Загонять молодежь в ПТУ или колледжи насильно? Вряд ли это будет продуктивно. Необходимо системно стимулировать молодых осваивать рабочие профессии. Увеличение числа модернизированных или вновь созданных предприятий потребует настоящих специалистов, а не людей с дипломами, но без знаний.
Молодой человек уже на стадии выбора профессии должен понимать, что лучше быть профессором в какой-либо рабочей профессии, чем не иметь возможности трудоустроиться с легко добытым дипломом юриста, экономиста или журналиста. Видеть перспективу своего профессионального роста. Не малозначимы для молодого человека престиж профессии, достойная зарплата, возможности для продолжения образования.
Жизнью доказано, что непрерывное образование, совмещаемое с работой, с профессиональным ростом человека – дело достойное. Вспомним для примера, что первое профессиональное образование С.П. Королевым было получено в одесской Строительной профшколе, что не помешало ему со временем стать академиком и Генеральным конструктором космической техники, открывшей человечеству путь во Вселенную. Первый космонавт планеты Земля, советский человек Ю.А. Гагарин, свою трудовую биографию также начинал в ремесленном училище с профессии сталевара.
Советская система ПТО была основана в 1940 году в канун Великой Отечественной войны и не только дала путевку в жизнь миллионам юношей и девушек, внесла весомый вклад в дело обеспечения Победы, но и оградила массу юных судеб от тлетворного влияния улицы и беспризорщины. Наработанный за 70 лет колоссальный опыт не имеет права на забвение, особенно в юбилейный год. В настоящее время в учреждениях профтехобразования Курганской области обучается около 27 тысяч молодых людей. Как будто не мало, но токарей, электромехаников, слесарей-лекальщиков и т.д. для работы на предприятиях найти всё сложнее. Линия на «оптимизацию» ПТУ, в результате которой вымываются профессии промышленных рабочих, несомненно, приведет к большим потерям в будущем.
При посещении группой депутатов ряда городских школ в начале учебного года нам довелось услышать от руководителей учебных учреждений о том, что сегодня школа мечтает иметь свое базовое предприятие (в советские годы это было обычным делом фактически для каждой школы и ПТУ). Такое сотрудничество помогало решать многие проблемы, постоянно возникающие в учебном процессе. В настоящее время, в частности, возродить в школах трудовое обучение юношей основам рабочих профессий и на этой основе профессионально ориентировать молодых людей. База для того кое-где ещё сохранилась. Проблема в преподавательских кадрах. На имеющуюся зарплату не идут квалифицированные специалисты мужчины. Педагогический коллектив школы стал женским, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Да и сериалы по российскому ТВ, показывающие школьных учителей развратниками, алкоголиками и т.п. вряд ли способствуют повышению авторитета педагогического труда.
Современные дети лет через 10-15 станут хозяевами страны. Как научим, так и будем жить. Система образования – общее дело государства, общества, родителей. При этом государство - главный регулятор. Его прерогатива - определить критерии, отличающие качественное образование от некачественного, выработать четкие и понятные правила, по которым жить будем. Не снимая с себя ответственности, возложить таковую на олигархов и бизнес в части создания материальной базы школ и учебных заведений системы ПТО. Станки и оборудование 60-х – 80-х лет прошлого столетия вряд ли позволят подготовить специалистов нужной квалификации для работы на современной технике. Пока же господа олигархи что-то не очень торопятся раскошелиться.
Система ПТО сегодня передана на уровень регионов. Региональные власти должны определиться, какие специалисты им нужны, как их готовить, сколько потребуется в тот или иной период, в плановом порядке сформировать заказ учебным учреждениям.
Инновация, модернизация…, что-то будет дальше. Постулат о том, что рынок всё расставит по своим местам, на деле оказался химерой. Люди с государственным мышлением обязаны представлять, что будет происходить через год, два, десять, двадцать лет. Планировать программу развития образования как в целом по России, так и в регионах под конкретные запросы общества.
Рабочий, трудящийся человек был и остается главной производительной силой при любой общественно-экономической формации. Следовательно, трудящиеся должны занимать достойное положение в структуре общества. Будет в обществе кому работать – будем благополучно жить.
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме
25 декабря 2024
« | Декабрь 2024 |
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 |