14:30 20.09.2010 | Все новости раздела "КПРФ"

Куликовской битве – 630 лет!

630 лет назад Дмитрий Донской собрал войско, чтобы освободить народ от Мамаева ига.

 «Куликовская битва, – предрекал Александр Блок, – принадлежит к символическим событиям русской истории… Разгадка их еще впереди». Сказано это было пророчески век назад, на тогдашнем переломе эпох. Время разгадки подошло. Куликовская битва 21 сентября 1380 года стала не просто великим событием отечественной истории, но оселком русского патриотизма. Об этом публикация в газете «Советская Россия».

Грянул Великий Октябрь (так назвал его сам Блок в дневнике, а не в агитационном материале), расколотую страну наполнили английские и французские эмиссары, Запад финансировал кровопролитную гражданскую войну. Потом, перед лицом «коричневой чумы», он вошел в союз с восстановленной в прежних границах державой, но после Победы тут же предал союзника и стал угрожать атомной бомбой, затем объявил холодную войну и выиграл ее с помощью нашей «пятой колонны». Развалил историческую Россию (это у либералов-западников называется «независимостью России», с отмечанием безумного праздника 12 июня) и начал третью мировую. Она идет, бескомпромиссная и кровавая, и только какие-нибудь последние поклонники США из передачи «Суд идет» могут наивно спрашивать у Кургиняна или генерала Ивашова: «Неужели вы думаете, что Америке выгодно вести войну там-то и там-то, что Европа настроена к нам враждебно, что в нестабильности на Кавказе заинтересован Запад?» – и нести прочую либеральную чушь.

Все карты раскрыты, опыт минувшего века подтверждает гениальную прозорливость Блока и заставляет понять, наконец, истинный, символический смысл Куликовской битвы, 630-летний юбилей которой мы будем скомканно отмечать 21 сентября. Характерно, что небезызвестный математик Фоменко начал строить свои исторические бредни с пересмотра характера, места, исторического значения именно Куликовской битвы, которая стала козырной картой в его шулерской колоде. Главный нонсенс от Фоменко в многочисленных изданиях и телепрограммах – битва происходила не на поле Куликовом, а в пределах современных границ нашей Первопрестольной. И правда: на Славянской площади Москвы сооружен храм Всех Святых, построенный на месте, где Дмитрий Донской когда-то заложил часовню в память жертв Куликовской битвы. А район, где стоит церковь, называется Кулишки (метро «Китай-город»). Знакомое словосочетание, и тоже от слова «кулик». Отсюда академик, профессор МГУ им. М.В.Ломоносова А.Т.Фоменко делает сенсационный вывод: историки все время нам твердили, что Поле русской славы расположено в Тульской области, а факты и «некоторые летописи прямо указывают на то, что Куликово поле находилось в Москве». Таких летописей, конечно, нет. Зато упоминания о Куликовском сражении сохранились даже у двух прусских хронистов, современников того события – Иоганна Пошильге и Дитмара Любекского.

Однако идеологическая диверсия в другом: Куликовская битва, мол, явилась не решительным столкновением собираемой Руси с Ордой, а бандитской стычкой одних монголов с другими или рати Дмитрия незнамо с кем. Все известные документы, предания, исследования великих русских историков, а не дилетантов, выстраивают четкую последовательность событий и говорят о ее великом значении для России. Это понимали все гениальные русские патриоты. Кстати, одним из первых художественных произведений о Куликовской битве нового времени стала трагедия М.В.Ломоносова «Тамира и Селим» (1750), написанная в стиле русского классицизма к 400-летию со дня рождения Дмитрия Донского. Гибель Мамая в трагедии также близка сведениям Никоновской летописи. К теме Куликовской битвы гений также обращался в своих одах. Литературные тру­ды были созданы Ломоносовым даже раньше его ис­торических исследований. Потом битву воспели Державин, Озеров, Жуковский, Рылеев, Бунин, Гумилёв, Ахматова и, конечно, Блок. Какие талантища и какое проникновение в подлинную историю России!

Государственный музей-заповедник издал многолетний коллективный труд – энциклопедию «Куликово поле». Там есть важная статья о том, как в преданиях, фольклоре, почитании объектов природы Куликова поля запечатлелась народная память. Например, балка Рыбий Верх известна тем, что на камне-следовике отпечаталась рука человека. В селе Монстырщина и в деревне Богдановке испокон веку рассказывают, что рядом с этим камнем нашли раненого Дмитрия и он оставил на камне след своей длани. Этого ведь в кабинете МГУ не придумаешь! Если бы энциклопедию хотя бы пролистал Дмитрий Дибров, он просветился бы и, глядишь, не пригласил в позапрошлом году академика Фоменко. Несмотря на разбитые в пух теории последнего, телеведущий снова брал у земляка с характерным «гэканьем» восторженное интервью и закончил его с придыханием так: «Вы слушали, может быть, последнего интеллигентного человека в стране». Мы это слышали применительно к академику Лихачёву, который знал древнерусскую литературу и доверял «Задонщине», но и другие кандидаты на звание «последнего интеллигента» имеются.
В интернете яростный спор со «школой Фоменко» вел Александр Попов, но, логически оперируя историческими неоспоримыми фактами, он вдруг выдвинул свою легендарную версию: «Разночтения и домыслы событий, связанных с Куликовской битвой, в значительной мере в советское время спровоцировала директива ЦК КПСС о том, что не следует ворошить и муссировать, а значит, и исследовать эту тему – татары могут обидеться. И действительно, в канун 600-летия Куликовской битвы были обращения к руководству страны, ее правительству ряда татарских общин о нежелательности проведения тогда широкомасштабных торжеств по этому поводу.

Кто старое, мол, помянет…». Может, автор знает какие-то тайные директивы ЦК, но мне известно только открытое, опубликованное в 1980 году Постановление ЦК КПСС «О праздновании 600-летия Куликовской битвы», которое мы, русские писатели, восприняли тогда как добрый сигнал: на Старой площади есть еще патриоты Отечества. В новейшее время таковых, наверное, не осталось. Правительственная «Российская газета» пишет: «Куликова (?! – А.Б.) битва стала кошмаром нашей исторической науки», и что написанное об этом событии в советские годы – «просто чудовищно». Читал ли автор заполошной заметки все, что было тогда написано и издано, – например, «Память» Владимира Чивилихина, за которую он получил Государственную премию? В советские годы и в страшном сне не могло присниться то, что сегодня пишут о нашей истории фоменки и их последователи.
Накануне 625-летия Куликовской битвы тогдашний президент Владимир Путин вдруг тоже заявил, что надо быть осторожней с такими юбилеями, имея в виду необоснованную обидчивость татар. Жаль, что его помощники и спичрайтеры не знают этнографию да и историю. В 1223 году лучшие русские витязи у реки Калки сложили головы в отчаянной схватке с неведомым доселе страшным врагом, пришедшим через «железные врата» Кавказа, – с отрядами «покорителя мира» Чингисхана. На Руси пришельцев стали называть обобщенно «татарами», что с научной точки зрения было совершенно неправильно: «татарами» в конце XII века называлось одно из самобытных монголоязычных кочевых племен Центральной Азии. Татары исконно враждовали с собственно монголами и были почти полностью уничтожены Чингисханом. Однако исторически сложилось так, что имя татар пережило сам этот азиатский народ. Не один век обобщенно этим словом называли на Руси всю разноплеменную массу кочевников, пришедших из заволжских степей в 30-е годы XIII века на наши земли. Как потом германцев стали называть немцами (немые, не понимающие русского языка). Что же касается современных татар, одной из больших и довольно процветающих народностей нашей многонациональной страны, то они, унаследовав имя когда-то жившего древнего народа, в этническом отношении не имеют ничего общего ни с татарами, уничтоженными Чингисханом, ни с татарами, которых, подчинив себе, привел когда-то на Русь Батый. Они – потомки булгар, также покоренных Ордой. Современные татары должны отмечать вместе с русскими победу на Куликовом поле и освобождение от золотоордынского ига. Предков нынешних татар, наверное, и не было на поле Куликовом.

Вместо этого на конференции «Россия и исламский мир: партнерство во имя стабильности» шейх Р.Гайнутдин заявил, как бы примазываясь к величию Орды: «Только благодаря политической воле золотоордынских ханов началось собирание разрозненных русских княжеств вокруг Москвы… Можно согласиться с мнением выдающегося российского историка XIX века Карамзина, который сказал: «Москва обязана своим величием хану». Это касается и России в целом». Еще один горе-помощник подсунул ему вырванную из контекста цитату из труда Н.М.Карамзина и в общем-то крупно подставил начальника. Но может быть, кто-то из оскорбленных русских захочет прочитать подлинное мнение потомка Черного мурзы (Карамзин) полностью. Цитата взята из фундаментального труда «История государства Российского», том 5, глава IV «Состояние России от нашествия татар до Иоанна III», разделы «Зло имеет и добрые следствия» и «Мы не приняли обычаев татарских». Здесь есть много совсем других оценок и суждений «о тогдашнем состоянии России, следствии ее двувекового порабощения». Например: «Нашествие Батыево испровергло Россию. Могла угаснуть и последняя искра жизни»; «Россия, обширный труп после нашествия Батыева». И еще: «Сень варварства, омрачив горизонт России, сокрыла от нас Европу». И главное об Орде: «Мы видели злодеяния и в нашей древней Истории: но сии времена представляют нам черты гораздо ужаснейшего свирепства в исступлениях...»

Иго, принесенное на Русь Ордой, длилось много лет и принесло неисчислимые беды. Триста лет народ Руси терпел золотоордынских ханов, прежде чем собраться на Куликовом поле и положить игу конец. Отсюда и негативный смысл слова «орда» в русском языке, и поговорка «Нежданный гость хуже татарина», отношения к нынешним татарам, повторяю, никакого не имеющая! Историк Василий Ключевский говорил, что за Дон переправлялся московский князь Дмитрий, а с Куликова поля возвращался Русский государь. Выросло целое поколение воинов и политиков, не знающих трепета перед Ордой, закаленное в битвах и схватках за власть. И, конечно, они помнили подвиги предков, горечь прошлых поражений…
Кстати, украинцы, если они православные патриоты, конечно, тоже обязаны отмечать эту дату: ведь усиление Великоросского государства ослабило Великое княжество Литовское. Если бы Мамай со своим союзником Ягайло победил Москву, то русские на территории нынешней Украины (а других там тогда и не было – еще Богдан Хмельницкий говорил о себе только как о русском гетмане), были бы окончательно окатоличены и ополячены. Многие этого сегодня и хотят, но миллионы считают себя людьми русской, восточнославянской общности. Хотя свидомым украинцам Куликовская битва тоже покоя не дает. Так, в Киеве решили провести круглый стол: «Сражение, изменившее ход истории, – а было ли оно?». В приглашении сказано: «В этом году исполняется 630 лет Куликовской битве. Историки по сей день спорят о дате события, однако часть из них сходится на дате 8(21) сентября. Тема Куликовской битвы, по мнению историков, вызывает больше вопросов, чем ответов. И до сих пор некоторые задают вопросы: а была ли Куликовская битва вообще, и кто был ее главным действующим лицом? Имела ли она то значение для стран, которое ему отводят, или это всего лишь миф? Совпадают ли место и дата сражения, описанные официальной историей, с реальными? Эти и другие вопросы будут обсуждать участники круглого стола».
Назову хотя бы двух участников – Елена Русина, первый (?!) научный сотрудник, кандидат исторических наук отдела Средних веков при Институте истории НАН Украины, Олег Чёрногуз, писатель, историк, эксперт. Помню, как встречался с ним в Спилке письменников, выслушивал националистические рассуждения. Лучше бы они озаботились навязанным Ющенко мифом о непонятной Конотопской битве – там-то что было? Независимые историки считают: бесславное братоубийственное сражение, каких тогда немало гремело в раздираемой Малороссии. Участники круглого стола ходят в столице Украины мимо памятника, поставленного к 1500-летнему – придуманному – юбилею Киева, изображающего князей Кия, Щека, Хорива и сестру их Лыбедь, проходят возле Аскольдовой могилы. Уж эти-то мифы никакими документами не подтвердишь. А, гляди-ка, охотно верят, дискуссий не ведут. А Куликов­ская битва – им тоже кость в горле.

В начале сентября, на недавно проходившей Московской книжной ярмарке, издательство «Алгоритм» провело пресс-конференцию, посвященную 80-летию выдающегося мыслителя Вадима Кожинова. Выступая на ней, я вспомнил, что впервые лично познакомился с Вадимом Валериановичем тридцать лет назад, на вечере в переполненном зале ЦДЛ, где он начал расставлять геополитические акценты и приступил к разгадке Куликовской битвы. Кстати, пять лет назад довелось с недоумением прочитать в «Литературной газете» такое заявление политолога Юрия Крупнова: «С каждым днем по мере приближения празднования 625-летия Куликовской битвы мне становилось очевидной главная причина, по которой удалось развалить СССР: мы – народ, государство, правительство – бездарно отпраздновали 600-летие той Великой Победы». А я как раз убежден: все с точностью до наоборот! Несмотря на то, что все материальные и идеологические ресурсы были брошены на Олимпиаду-1980, празднование поворотной давней победы стало последним сигналом Западу и разрушительным силам внутри страны: русское национальное сознание возрождается!

Что мог тогда знать 19-летний уроженец Электростали Юрий Крупнов – студент сельскохозяйственного факультета Университета дружбы народов им. П.Лумумбы с отделения агрономии? Коллега Горбачёва по образованию (а, может, и сути – он теперь председатель «Движения развития») не помнит того, как всколыхнулась Россия. Патриотические силы были услышаны прежде всего в Главном политическом управлении Советской армии и министром культуры РСФСР Юрием Мелентьевым – светлая ему память! Случилось невиданное: вышло упомянутое постановление ЦК КПСС о 600-летнем юбилее Куликовской битвы. Для просвещения народа появились книги от «Связи времен» Ф.Нестерова («С Куликова поля возвращается уже войско единой Руси, областной патриотизм отодвинут в сторону») до потрясающей поэтической антологии, составленной покойным Б.Примеровым «Поле Родины» тиражом 100 000 экземпляров! Они появились в каждой библиотеке, в домах мыслящих людей.
А какие вечера прошли по всей Москве – от Центрального дома Советской Армии до Цент­рального дома литераторов, художественные выставки вспыхнули! Молодые патриоты пошли маршрутами воинской славы на поле Куликово. Там впервые грянули всенародные многотысячные празднества, теперь кто-то вспоминает, что «только на Тульском областном уровне». И слава богу, что никто из высоких лиц, как сегодня бывает, не нагрянул, не потянул одеяло на себя, не превратил гуляния в сплошные оцепления. Кто понимал и хотел – добрался, а тогда и указателей со стороны Москвы никаких не было! «По данным всесоюзного социологического исследования, – пишет социолог Евгений Андрющенко, – знали о Куликовской битве лишь (? – А.Б.) чуть больше половины – 57 процентов – юношей призывного возраста». Господи, только сегодня мы понимаем, как это много! Спросите нынешних призывников – они и о Сталинградской битве ничего не знают.

Именно тогда литературовед Вадим Кожинов обратился к истории, обосновав главный тезис: впервые враги Руси намеревались не урвать какие-то земли и княжества, пограбить их, установить дань, но все враждебные силы сплотились единым фронтом на деньги Запада, чтобы завоевать и угробить, поделить Русь, уничтожив ее на геополитической карте. Это прекрасно понял и сам Дмитрий, и его сподвижники, и даже противники. Немало претерпевший от Москвы рязанский князь Олег Иванович занял двойственную военно-политическую позицию, но предательства, удара в спину не было. Более того, скорее были случаи пособничества Дмитрию против Мамая. В свою очередь и Дмитрий Иванович отдал приказ войску: не грабить рязанские земли, не относиться к ним и к населению как завоеванным. Этим тоже подчеркивалось и общее родство, и единство Русской земли. Откликнулись многие дальние князья – от белозерских до литовских!

17 сентября (4-го по ст. стилю) Церковь чест­вует икону Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» – одну из самых почитаемых икон на Руси. На ней Пресвятая Дева изображена в середине горящего куста в ознаменование того, что Она, родив, сохранила девство и осталась неопалимой. По преданию, эта икона оберегает дом от пожаров: «Чистая, не опали!» Богородица отвернулась этим летом от погрязшей в алчности и коррупции России. Но тогда, в 1380 году, когда занимался пожар невиданной битвы с отсветами славы, в этот день войско Дмитрия остановилось в урочище Березуй – ныне деревня Берёзовка Новомосковского района Тульской области, где прошел я первыми армейскими учениями. От нее до берега Дона (по прямой) было около 45 километров – два дневных перехода войска с обозами.
Здесь к общерусскому войску 18 сентября, на день пророка Захарии, присоединились Андрей и Дмитрий Ольгердовичи со своими дружинами.

Вот как живописует этот приход «Задонщина»: «И молвит Андрей Ольгердович брату своему Дмитрию: «Оба мы, два брата, сыновья Ольгердовы, а внуки Гедиминовы, а правнуки Сколомедовы. Соберем братью милую, панов удалой Литвы, храбрых удальцов, и сами сядем на борзых своих коней, посмотрим быстрого Дона, испытаем мечи свои литовские о шлемы татарские, а пики немецкие о кольчуги басурманские». Так что далеко не вся Великая Литва готова была выступить против Москвы, не все литовские паны смотрели вслед за католиком и гонителем православия Ягайло, которому помогал Тевтонский орден, в сторону Речи Посполитой. И сегодня в Литве есть не только наши соотечественники, но и православные люди других национальностей, сами литовцы – искренние друзья России. Вот бы собрать их в деревне Берёзовке, а потом отправиться на поле Куликово… Но такая естественная в мировой практике акция остается только мечтой.

Проделав за 11 дней почти двухсоткилометровый путь от Коломны до Дона, русская армия 20 сентября 1380 года переправилась через реку, отрезав пути для отступления, и выстроилась в боевом порядке на Куликовом поле между Доном и речкой Непрядвой. Большой полк, полки правой и левой руки возглавил сам московский князь. Причем состояла эта рать из малоопытных, наскоро обученных воинов Московии. Перед ними стояла задача принять на себя удар главных сил неприятеля и связать их в кровопролитном сражении. Перед битвой, по преданию, князь надел одежду простого воина, а свои дорогие доспехи отдал любимому боярину Бренку. Это был знак войску: князь не пал, пока сражается последний воин!

Раним утром 21 сентября – в день Рождества Богородицы – в подлинный День России грянула битва. Первая ее разведка – яростная атака степняков на русский авангард. Князь Дмитрий Иванович, хорошо знавший тактику противника, из состава передового полка выдвинул вперед сторожевой полк под командованием Семёна Оболенского и Ивана Тарусского. Ордынские конные лучники, еще до главного сражения кинувшиеся вперед, чтобы осыпать стрелами русский строй и посеять здесь панику, были встречены сторожевым полком далеко в поле и отбиты. Отбиты ценой гибели почти всего полка. Так было выиграно начало битвы. Дальнейший ее ход хорошо известен. Жаль, что не нашлось ни средств министерства культуры, ни одержимого режиссера, ни русских спонсоров, чтобы снять впечатляющий фильм по роману Сергея Бородина «Дмитрий Дон­ской». Позор!

Как и предрекал Вадим Кожинов, через шесть веков после победы, в начале 80-х годов прошлого века, те же враждебные силы приступили к осуществлению неизменной задачи. После русского подъема, вызванного широчайшим празднованием 600-летия Куликовской битвы в сентябре, стало понятно, что Россия как историческая держава возрождается. Нужен был человек, который с одобрения Запада развалит и добьет ее. И тут, буквально с октября 1980 года, началось усиленное внедрение Горбачёва на высший пост в государстве, то есть крушение исторической России с предательством всех побед – от святого Дмитрия Дон­ского до

Алек­сандра Суворова (Приднепровский вал) и Георгия Жукова (третье взятие Берлина). 
В многовековой истории России военных годин было куда больше, чем мирных лет. Это относится не только к древней, но и к новейшей истории. Все помнят, что правление Владимира Путина началось с вторжения боевиков в Дагестан и с развязывания новой чеченской кампании. Свежо в памяти, как избранный президент Дмитрий Медведев произнес, словно заклинание: нам нужен спокойный период хотя бы до 2020 года, чтобы Россия смогла стабильно развиваться. Через два месяца грянула пятидневная война на Кавказе, последовало резкое обострение отношений с Западом, посыпались открытые угрозы НАТО. Россия в силу своего геополитического положения и мирового развития просто обречена быть в центре событий и принимать на себя многовекторные вызовы и удары. А потому воистину преступно выглядело на рубеже тысячелетий ослабление армии, свертывание военно-патриотической работы в школах и в масс-медиа, по месту жительства и работы.

Словно спохватившись, создали государственную программу военно-патриотического воспитания на 2006–2010 годы, но дальше благих пожеланий и дежурных мероприятий дело не пошло: мало средств было выделено из бюджета, в электронных СМИ эту программу обзывали милитаристской и не столько поддерживали, внедряли в сознание, сколько высмеивали. Хотя, как говорится, на местах кто-то сумел опереться и на эту хилую программу, стал проводить яркие праздники и повседневную работу с молодежью. Тут недавно префект Северного округа столицы Олег Митволь поражался на 5-м канале: «Зачем государство выделяет «Нашим» 280 миллионов в год, я не понимаю». Понимает, конечно, но, поведя борьбу за возвращение здания детского садика, который занимали «Наши», поразился дорогостоящему кремлевскому проекту. Абсолютно пустому и растленному даже. В ответ «Наши» получили разрешение провести митинг аж на Пушкинской площади с развенчанием публичных домов именно в Северном округе. Как цинично и саморазоблачительно! Ведь в их любимой газете «Московский комсомолец» есть адреса притонов по всем округам Москвы. Если бы эти огромные деньги не юным карьеристам отдавать, а направить на патриотическую работу со всей молодежью, то сколько исторических книг можно было бы направить в школьные библиотеки, сколько телефильмов снять и походов по местам русской славы провести, в том числе на поле Куликово!






Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме