15:30 23.07.2012 | Все новости раздела "КПРФ"
Кубанская "система" человеческих жертвоприношений? Очередное наводнение, очередные жертвы, очередные районные "стрелочники"...
В 2002 году Кубань пережила наводнение подобное тому, что случилось в Крымске в 2012 году. Комиссия заявляла тогда примерно те же причины массовой гибели людей, что вырисовываются и сегодня. «Что изменилось?», - задается вопросом экспертный канал «ФедералПресс». Неужели сформировалась кубанская "система" человеческих жертвоприношений? Очередное наводнение, очередные жертвы, и вновь отвечают очередные районные "стрелочники"... Ниже публикуем материал «».
Следственный комитет России скоро даст оценку «действиям должностных лиц при наводнении 6–7 июля 2012 г. по соблюдению правил предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий». По поручению председателя СК Александра Бастрыкина были возбуждены уголовные дела по ч. 3 ст.109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности двум и более лицам) и ч.3 ст.293 УК РФ (халатность, повлекшая по неосторожности смерть более двух лиц). Однако уже в воскресенье, 22 июля, следователи сообщили, что подозреваемыми в халатности стали экс-глава Крымского района Василий Крутько, избранный в этом мае 95% голосов глава Крымска Владимир Улановский, глава Нижнебаканского поселения Ирина Рябченко и и.о. районного управления по предупреждению чрезвычайных ситуаций и гражданской защиты Виктор Жданов. Первые двое задержаны, следствие намерено ходатайствовать об избрании в отношении них меры пресечения в виде заключения под стражу, добавили в пресс-службе ведомства.
О том, сделала ли власть выводы из предыдущего крупного наводнения, случившегося ровно десять лет назад и кто тогда понес наказание, а кто, наоборот, начал успешную карьеру, читайте в материале «».
Напомним, что роковым летом 2002 года в Краснодарском крае произошло сразу два разрушительных водных бедствия: в конце июня разлив рек охватил пять юго-восточных районов и пригород Армавира, а 8 августа тропический ливень, который Гидрометцентр назвал причиной и крымской трагедии, залил Новороссийск с близлежащими районами. Оценка президента Владимира Путина, тогда отработавшего только половину своего первого срока, были намного жестче, чем сегодня. «Ситуация даже хуже, чем я думал. Плохо, все плохо, ничего хорошего даже не видно» - заявил глава государства, осмотрев в начале июля 2002 года подтопленные районы.
Кубанское наводнение-2002. Выводы комиссии
«Напрашивается вопрос. Что это: халатность и разгильдяйство, или на то были объективные причины? Никого конкретно не хочу, да и не имею права обвинять. Но получить ответы на поставленные вопросы считаю своим долгом. Поэтому я отправил письмо на имя заместителя Генерального прокурора по ЮФО Сергея Фридинского, в котором прошу в порядке прокурорского надзора разобраться в данной ситуации» - заявил в начале июля 2002 годагубернатор Краснодарского края Александр Ткачев, незадолго до этого возглавивший регион. А вскоре стали известны итоги работы комиссии, расследовавшей причины масштабного паводка.
Тогда пострадали 246 населенных пунктов юга России, погибли более ста человек, дома еще порядка 340 тысяч жителей были подтоплены. Материальный ущерб превысил 15 млрд рублей в ценах 2002 года.
Комиссия пришла к выводу, что не только ливневые осадки стали причинами небывалого паводка. «Объективную же информацию было получить крайне сложно, так как не было довольно точных данных с гидропостов наблюдений. Все это привело к ослаблению внимания персонала, притупляло реакцию действий, что не способствовало мобилизации усилий на предупреждение ситуации», - говорится в посвященном заключению комиссии сообщению пресс-службы администрации Краснодарского края.
Из 44 гидропостов Кубани оперативная информация тогда поступала лишь с 18, и то нерегулярно. За 1990-е годы, отмечает комиссия, практически полностью была разрушена система проводного радиовещания. Из полутора миллионов радиоточек отключено 900 тысяч, что «затрудняет доведение информации до населения отдаленных районов и сельской местности».
В ходе работы комиссии отмечено: «действия подразделений МЧС не в полной мере отвечали своему назначению. Их деятельность смещена на ликвидацию чрезвычайных ситуаций и практически не работает по их предупреждению». Однако в справке краевого управления ГО и ЧС от 9 июля 2002 года сообщается, что управление «реально оповестило и довело до всех глав администраций возможные зоны затопления, информацию о неблагоприятных явлениях до начала ЧС более чем за сутки, что позволяло органам местного самоуправления реализовать весь комплекс превентивных мероприятий». Таким образом, заключает комиссия, из-за несвоевременного получения необходимой информации было потеряно, как минимум, 14 часов на организацию спасательных работ.
Подводя итоги расследования причин паводка, комиссия рекомендует выработать на федеральном уровне политику в области предупреждения разрушительных наводнений и ликвидации их последствий, создать единый федеральный орган исполнительной власти по управлению водным хозяйством и восстановить бассейновый принцип управления водными ресурсами, а также создать «единую государственную систему диспетчерского управления перетоком воды».
Черноморское наводнение-2002. Выводы комиссии
8 августа 2002 года в Новороссийске начался тропический ливень – уже через полтора часа уровень воды на улицах достигал полутора метров. Потоки сносили в море разбитые на пляже палаточные городки. Излюбленное место отдыха приезжих и новороссийцев - Широкая Балка - было уничтожено вышедшим на берег смерчем буквально за 10 минут. В поселке Абрау-Дюрсо поднявшаяся вода разрушила плотину Владимирского водохранилища, что стало причиной затопления поселка. Всего же в результате разгула стихии затопленными оказалось более 12 тысяч домовладений в 18 населенных пунктах, в зоне бедствия оказались 30 тысяч человек.
«Ни для кого не секрет, что наводнения, преследующие кубанцев в течение всего 2002 года, в немалой степени явились результатом деятельности или же бездеятельности человека: в поймах рек вырубались леса, в запретных зонах велись различные хозяйственные работы, в то же время были значительно сокращены гидро- и метеослужбы, многие объекты оказались и вовсе бесхозными» - говорилось в официальном сообщении пресс-службы краевой администрации. Для предотвращения ЧС была утверждена «Программа восстановления берегозащитных сооружений и водохозяйственного комплекса Южного федерального округа на 2002- 2005 годы», доработанная в Краснодаре во время совещания с тогда первым заместителем министра природных ресурсов Николаем Тарасовым.
Этим документом, в частности, предусматривается укрепление дамб, расчистка русел рек, возобновление работы гидропостов, ведение постоянного мониторинга уровня воды в водоемах, прогнозирование развития природных явлений, представляющих потенциальную опасность. На реализацию программы федеральный бюджет предусмотрел четыре млрд рублей, из которых 934 млн предназначались для Краснодарского края.
В отличие от сегодняшней ситуации, когда федеральный центр готов компенсировать жителям Крымска практически весь причиненный урон, в 2002 году положение дел было намного хуже. Во время совещания тогда главы МЧС Сергея Шойгу с губернатором Ткачевым в августе того года было отмечено, что Россия далеко не богатая страна, но тем не менее «отдает последнее, чтобы восстановить разрушенное» (Шойгу). Пострадавшим предлагалось купить жилье на вторичном рынке, самим начать стройку или нанять подрядчиков. Александр Ткачев на совещании: власти будут действовать жестко, все «не согласные ни на какой вариант» в ближайшее время будут поставлены перед выбором - либо соглашаются и им строят жилье, либо пишут письменный отказ и тогда рассчитывают сами на себя.
Отставки и продвижения-2002
После наводнений 2002 года в Краснодарском крае, как и других пострадавших от стихии регионах, произошел ряд кадровых перестановок. При этом губернатор Ткачев довольно сдержанно комментировал отставки глав муниципалитетов, не готовых к работе в экстремальных условиях. «Когда они шли на выборы, люди выбирали их как хороших хозяйственников, экономистов, но не как руководителей МЧС» - заявил он.
Пожалуй, главным «козлом отпущения» за кубанское подтопление стал глава Успенского района Василий Колыхайло. Вскоре после трагических событий он был уволен с формулировкой «за пассивность в ликвидации последствий наводнения», а в ноябре 2002 года управление Генеральной прокуратуры в ЮФО предъявило ему обвинение в связи с последствиями наводнения.
А вот за черноморское ЧС ответ, причем в форме уголовного наказания, понес мэр Новороссийска Валерий Прохоренко. «Дело по факту массовой гибели людей было возбуждено прокуратурой Новороссийска уже 9 августа 2002 года. Расследование тогда показало, что большинство людей понятия не имели о надвигающейся стихии. Хотя начиная с 5 августа в администрацию Новороссийска поступило несколько сообщений из Гидрометеобюро и Управления ГО и ЧС о том, что на Черноморском побережье в районе Сочи, Туапсе и Новороссийска ожидаются ливневые дожди, возможно образование смерчей с выходом на сушу» - писала в июне 2004 года «Российская газета». Немало усилий для того, чтобы посадить Прохоренко на скамью подсудимых, приложил руководитель временной комиссии Государственной думы, которую возглавил депутат от Новороссийска и давний оппонент мэра Сергей Шишкарев. Во многом благодаря его стараниям единственным, кто ответил за стихию, стал 60-летний Прохоренко, спешно отправленный в отставку с должности, которую занимал свыше десяти лет.
«Я не мог предотвратить смерч, - пояснил на процессе подсудимый. - В полученных штормовых предупреждениях не было никакой конкретики. Черноморское побережье большое, у нас постоянно штормит. Не допустить человеческих жертв можно было бы, если бы эвакуировали всех с побережья. Но кто мне скажет, как можно это было сделать, если штормовые предупреждения приходили без указания каких-то конкретных сроков и места предполагаемого события? Я усматриваю вину Гидрометцентра, который эти наши страшные смерчи просто «промухал»». В итоге, вместо пяти лет колонии, которые требовала прокуратура, экс-глава получил три с половиной года условно.
Отставки Колыхайло и Прохоренко оказались как нельзя более удачными. Вместо них муниципалитеты возглавили одни из самых лучших управленцев в команде Ткачева. Успенским районом стал руководить ныне первый вице-губернатор Джамбулат Хатуов, успехи в восстановлении муниципалитета которого практически сразу отметил тогда полпред президента в ЮФО Виктор Казанцев. А освободившееся кресло мэра Новороссийска занял Владимир Синяговский и ныне являющийся главой города-героя. Был отмечен и проявивший себя Виктор Колодяжный, за полгода до подтопления избранный мэром Армавира. В настоящее время Виктор Викторович возглавляет региональное управление Росреестра.
За задержанного главу Крымска два месяца назад проголосовали 95% крымчан
Отставки последовали и в ходе восстановительных работ, с которыми не все главы успешно справлялись. 9 августа 2002 года Ткачев даже подписал распоряжение «О повышении ответственности глав муниципальных образований, пострадавших от летнего паводка, и ускорении темпов строительства жилья». «Были произведены кадровые замены в руководстве ряда районов, и сейчас, как отметил Виктор Казанцев, в целом темпы восстановительных работ можно назвать позитивными» - поясняла губернаторская пресс-служба.
Как и сегодня, в 2002 году не обошлось и без обвинений СМИ в «заказанности» критики краевых властей. «Кровь, смерть, взятки, казнокрадство, бездушие, разрушения - вот перечень заказных тем. Шел поиск врага. А точнее, вся эта кампания скорее напоминала перекладывание ответственности на плечи как раз тех людей, которые при недостатке финансирования, техники, материалов, специалистов делали и делают все возможное для того, чтобы пострадавшие имели к зиме крышу над головой», - комментировали публикации в администрации Краснодарского края.
© Экспертный канал РИА ФедералПресс Автор: Андрей Кошик
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме