15:46 16.09.2011 | Все новости раздела "КПРФ"
Круглый стол в Мосгордуме: чиновники подталкивают столицу к экологической катастрофе
Экологи бьют тревогу. Перенаселенная Москва, которая и без того является самым крупным мегаполисом Европы, в ближайшие годы может вырасти в 2,5 раза. Поток мигрантов хлынет в «нерезиновую» столицу, а оставшиеся от бывшего лесозащитного пояса Москвы зеленые островки попадут под распил. Как предотвратить экологическую катастрофу и как заставить чиновников прислушаться к экспертному сообществу? Об этом шла речь на круглом столе в Мосгордуме, организованном фракцией КПРФ 14 сентября.
К обсуждению были приглашены известные экологи, эксперты, руководители московских и международных экологических организаций, представители органов законодательной и исполнительной власти России и Москвы, правозащитники, представители инициативных групп граждан.
Круглый стол открыл руководитель фракции КПРФ в Мосгордуме Андрей Клычков, который отметил, что увеличение численности населения в Москве и области за счет его оттока из регионов представляет собой угрозу национальной безопасности: «Плотность населения в Москве – 13 тысяч человек на 1 квадратный километр. Это в 10 раз выше мировой нормы комфортного проживания. Суммарная численность населения Москвы и области - около 20 миллионов человек, почти пятая часть населения страны».
По мнению Андрея Клычкова, экологические последствия присоединения к Москве 160 тысяч гектаров подмосковных земель, половину которых составляют леса, могут оказаться самыми катастрофическими. «За последние 20 лет, по сути, ликвидирован лесозащитный пояс Москвы, площадь зеленых насаждений снизилась с 86 гектаров до 20. Беспорядочная и массовая застройка, загрязнение рек и водоёмов, увеличение площади свалок – всё это негативно отразилось на климате региона».
В качестве примеров «заботы» чиновников об экологии депутат привел проект строительства железной дороги Москва Савеловская – Аэропорт Шереметьево в 2007 - 2008 годах, а также прокладку трассы «Москва – Санкт-Петербург» через Химкинский лес. В целом ситуацию в столице Андрей Клычков охарактеризовал как экологическую деградацию мегаполиса, которая, прежде всего, является следствием полного игнорирования мнения экспертов. Так, по программе Москвы «Охрана окружающей среды» на 2012-2016 годы не было проведено ни общественной экспертизы, ни общественных слушаний.
С этой точкой зрения согласились многие участники круглого стола, а тему расширения столицы не смог обойти стороной ни один выступающий. Эксперты активно ссылались на мировой опыт и подсчитывали потери от бездумного обращения с природой. Ежегодно растет детская смертность от злокачественных новообразований и врожденных пороков развития. Ежегодно Москва производит 25 миллионов тонн отходов, из них перерабатывается всего 8 процентов. Значительная часть территории города находится в охранных зонах 20-ти опасных радиационных объектов. 17 процентов подземных вод столицы загрязнено радионуклидами. Площадь городских территорий, подверженных постоянному сверхнормативному шумовому воздействию, превышает 60 процентов.
«Исчезает даже такая характерная для наших мест лесная порода, как ель европейская – ее всходы усыхают в первый же год. Восстановить утраченный лесной биоценоз в условиях городской агломерации в принципе нереально. Многие европейские страны, в том числе Голландия, где природа потеряна в масштабах целых государств, сейчас пытаются это сделать, вкладывают значительные средства, но восстановить то, что было когда-то утрачено, нельзя», - с горечью отметил заведующий сектором охраны природы Московского региона ВНИИ природы Борис Самойлов.
Москву он сравнил с перенаселенной коммунальной квартирой, которую давно пора расселить, но вместо этого предлагается продлить коммунальный коридор до Калужской области, а прилегающие к нему леса, луга и поля нарезать в очередные коммунальные комнаты.
Прогнозами о том, какие автотранспортные проблемы ждут большую Москву, поделилась член региональной общественной организации «Содружество» Елена Родина. Уже сегодня уровень автомобилизации в Москве достигает 350 автомобилей на тысячу жителей. Ожидается, что к 2015 году численность автомобилей в московском регионе приблизится к 8 миллионам. «Ежегодный объем валовых выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта в Москве составляет около 1 миллиона тонн, в Московской области – около 2 миллионов тонн, что в 7 раз превышает выбросы от всех предприятий региона», - привела статистические данные Елена Родина. По словам эксперта, совершенно очевидно, что главная угроза заключается в проблеме перенаселения территории, и, как результат, «оголении» земель не только за Уралом, но и в европейской части России: 10 процентов российских сел сегодня не имеют ни одного жителя.
На круглом столе поднимались и отдельные экологические проблемы: переработка мусора, сохранение растительного и животного мира. Так, представитель Центра охраны дикой природы Людмила Волкова затронула близкую для многих москвичей тему уничтожения естественных газонов и уборки опада. Практически вся естественная травянистая растительность в Москве заменена на дорогостоящие в содержании и экологически неэффективные газоны, что имеет явную коррупционную причину. Из-за регулярной и частой стрижки газонов, полного удаления листового опада исчезло более 100 видов полевых и луговых растений и до 400 видов беспозвоночных животных. СМИ не раз писали о том, как москвичи противостоят уборке газонов от осенних листьев: разрывают пакеты с опадом и разбрасывают листья по газонам.
В выступлениях нередко звучала критика в адрес Правительства Москвы и последних нововведений. Так, руководитель Московского городского общества защиты природы Галина Морозова высказала возмущение вольным обращением с особо охраняемыми природными территориями (ООПТ). «С приходом нового руководства Москвы у нас коренным образом изменилась политика города в отношении «зеленых легких». Все началось с освоения ООПТ, когда на них начали размещать спортивно-игровые досуговые комплексы, теперь у нас разрешено на ООПТ размещать объекты нестационарной торговли. Больше 450 таких объектов появятся на ООПТ! Так вот при их размещении изымаются экологически эффективные, занятые растительностью площади».
По словам эксперта, вся городская политика сопровождается массовыми и беспрецедентными нарушениями как федерального, так и городского природоохранного законодательства. При этом требования специалистов, общественных экологических организаций, рядовых москвичей по вопросам использования ООПТ и содержания озелененных территорий, особенно во дворах, полностью игнорируются. Халатность чиновников ярко демонстрирует перенаправление обращений, адресованных мэру, в те учреждения, чьи действия в этих письмах обжалуются.
Как точно заметил руководитель лесного отдела «Гринпис России» Алексей Ярошенко, «распил государственных земель стал таким же бедствием, как распил бюджетных средств». По его словам, история с Химкинским лесом показала, что там, где есть чьи-то финансовые интересы, никакие законы не работают. «Скорость изъятия лесов из общего пользования, которую ощущают жители Подмосковья, когда пытаются пойти в лес отдыхать, а не бюрократы, которые сидят в офисах, значительно выше, причем не на десятки процентов, а в разы, чем на бумаге».
От исполнительной власти пожелала выступить лишь начальник Управления экологической политики Департамента природопользования Москвы Ирина Ширяева, которая остановилась на программе Москвы «Охрана окружающей среды» на 2012-2016 годы. Многие участники круглого стола не скрывали недовольства тем, что программа принимается практически тайно, без обсуждения с экспертным сообществом.
Как пояснила чиновница, пока программа только разрабатывается, а основная проблема заключается в том, что поменялась схема разработки документов. Если раньше в программе были четко прописаны все мероприятия, то сейчас прописывается лишь направление. «Направление по созданию, сохранению ООПТ, по приданию статуса ООПТ, по развитию в соответствии с 37-м Законом, все это предусматривается. Это просто не прописано детализировано, как было сделано в предыдущих программах. Все это будет развиваться, и с теми организациями, с которыми совместно проводились работы и обсуждались, все это будет продолжаться. И никакого блокирования со стороны департамента участия общественности не происходит, уверяю вас», - сказала Ирина Ширяева.
Правда, участники круглого стола не очень-то поверили словам чиновницы и никак не давали ей возможности закончить свое выступление.
Представители Министра транспорта РФ: его советник Дмитрий Твардовский, первый заместитель руководителя Государственной компании «Автодор» Сергей Кельбах, начальник отдела подготовки и реализации региональных инвестиционных проектов Департамента управления проектами Оксана Помещенко от выступления отказались, но предложили ответить на все интересующие вопросы.
Так, несколько вопросов касались строительства ЦКАД: ущерба, который нанесет лесному массиву реализация проекта, сфальсифицированных публичных слушаний и многочисленных замечаний экспертов, которые так и остались неучтенными.
Сергей Кельбах невозмутимо заявил, что «массовой вырубки нет как таковой, леса вырубаются в границах полосы отвода автомобильной дороги», а слушания прошли в полном соответствии с законом: «В каждом из 18 муниципальных образований проходили общественные слушания. Хронологию можно посмотреть, мы можем любую информацию по этому поводу представить. Эти слушания проходили в некоторых районах 4 раза, в некоторых 2 раза, то есть всегда мы работали на прием, всегда воспринимали те требования, пожелания и затем так или иначе меняли проектные решения, и только после этого получали согласие муниципальных образований». И на реплику профессора Андрея Ефимова о том, что в Пушкинском районе сейчас идут судебные процессы по факту фальсификации публичных слушаний, добавил: «Если я не ошибаюсь, мы в Пушкинском районе откорректировали трассу по вашим же замечаниям». «Ничего не откорректировали, - ответил Ефимов, - а жители, которые участвовали в слушаниях, были категорически не согласны с проектом».
Представители исполнительной власти, в общем-то, как всегда, заверили, что готовы сотрудничать, слушать и слышать экспертов и конструктивно работать. Тем не менее, наученные горьким опытом экологи в это не поверили, а по итогам круглого стола приняли решение создать при фракции КПРФ в Мосгордуме постоянно действующую рабочую группу, и через нее воздействовать на чиновников. Кроме того, участники заседания решили до конца года подготовить Общественный доклад «О состоянии окружающей среды и экологических проблемах города Москвы».
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме