01:00 26.08.2009 | Все новости раздела "КПРФ"
Кризис в системе российского образования – рукотворный. Пресс-конференция И.И.Мельникова и О.Н.Смолина в информационном агентстве «Интерфакс»
25 августа в информационном агентстве «Интерфакс» состоялась пресс-конференция, посвященная проблемам образования. В ней приняли участие первый заместитель Председателя ЦК КПРФ, заместитель Председателя Государственной Думы И.И. Мельников, заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по образованию, кандидат в депутаты Мосгордумы от КПРФ О.Н. Смолин, депутат Мосгордумы С.В. Никитин, учительница Г.А. Романенко. Основной темой пресс-конференции стало проведение Единого государственного экзамена.
- На ситуацию в образовании, прежде всего, влияет социально-экономическая политика, проводимая в стране, - сказал, открывая пресс-конференцию И.И. Мельников, -Конечно, оказывает свое влияние и кризис, но большинство проблем в области образования – рукотворные и являются результатом деятельности правительства и министерства образования.
ЕГЭ должен быть добровольным.
«Совсем недавно состоялась встреча представителей фракций Государственной Думы с президентом Дмитрием Медведевым, - отметил И.И. Мельников. - Как все, наверное, знают, тема Единого государственного экзамена там затрагивалась очень серьезно. Лидер КПРФ Геннадий Зюганов передал президенту аналитический материал, в котором содержится наша оценка проведения ЕГЭ в 2009 году. Оценка, основанная на цифрах и фактах, - критическая. Мы выступили с предложением об отмене ЕГЭ или приостановлении его как обязательного, тем более, что мною и Олегом Смолиным уже подготовлен законопроект о добровольности Единого государственного экзамена. А минимум, о котором мы говорили, это создание при президенте России комиссии по проблемам ЕГЭ, независимой от Минобрнауки и правительства в целом. Считаем, что в такую комиссию нужно включить представителей всех государственных академий, фракций Государственной Думы, членов Совета Федерации, Российского Союза ректоров, Союза директоров средних специальных учебных заведений, Союза директоров школ России, профессиональных и родительских общественных объединений. Пока же многие данные по ЕГЭ если и не засекречены, то их стараются не предавать гласности, и оценивают «успешность» ЕГЭ те же, кто его и проводит. Сейчас президентом дано соответствующее поручение проработать вопрос о создании такой независимой комиссии».
«Представители власти часто уверяют, что ЕГЭ снизил уровень коррупции, - сказал И.И. Мельников. - Так вот, коррупции стало намного больше. Просто она переместилась из приемных комиссий ВУЗов на уровень пунктов приема экзамена и органов управления образованием. То же чувствуют и родители детей. Недавно «Левада-центр» провел исследование. Его результаты наиболее полно отражают ситуацию в образовании и итоги «реформ». Вопрос был поставлен так: «Что сейчас более всего необходимо для поступления в ВУЗ?» Ответ «знания» дали только 17%. «Связи» - ответили 13%. А 67% сказали – «деньги». То есть 80% россиян не связывают возможность поступления в ВУЗ со знаниями абитуриентов».
По мнению И.И. Мельникова, создателями ЕГЭ был запущен опасный механизм. «В некоторых регионах преподаватели особенно рьяно старались поставить «своим» баллы повыше, чтобы открыть дорогу в престижные ВУЗы Москвы. По среднему баллу ЕГЭ на первом месте оказалась Якутия, на втором – Чукотка, далее шли кавказские республики. А, например, Москва оказалась на одиннадцатом месте».
- Сейчас идут попытки как-то поправить ситуацию, - сказал И.И. Мельников. - ВУЗы готовятся к проведению контрольных, которые выявят неспособных к учебе. Мера разумная, оправданная и необходимая. То есть, по сути, будет проводиться тот же экзамен, только «послевступительный». Он, конечно, отсеет явных неучей, но и создаст дополнительные проблемы. Прежде всего, выяснится, что за бортом остались те, кто по уровню своих знаний действительно должен был занять места в аудиториях. Но их оттеснили лжеотличники, число которых, по официальным оценкам, составляет до 25%.
«При поступлении в профессиональные учебные заведения действующим законодательством установлены льготы для детей-сирот, детей-инвалидов, инвалидов и участников боевых действий, а также других категорий, - отметил И.И. Мельников. - Это вызывает стремление со стороны родителей относительно здоровых детей получить для них инвалидность, а действительным инвалидам угрожает лишением льгот в результате возможных изменений в законодательстве».
И.И. Мельников отметил, что уже более года в портфеле Комитета Государственной Думы по образованию лежит законопроект, внесенный депутатами фракции КПРФ, о добровольности сдачи ЕГЭ. Его суть в том, чтобы школьник или абитуриент имел право сдавать выпускной экзамен либо в форме ЕГЭ, либо в традиционной форме. А по ряду предметов, таких как литература и обществоведение, ЕГЭ вообще не должен проводиться. «Еще одно наше предложение – сказал И.И. Мельников, чтобы те, кто окончил школу до 2009 года, имели право поступать на очные отделения ВУЗов, не сдавая ЕГЭ».
По словам И.И. Мельникова, основными сторонниками ЕГЭ в Госдуме являются депутаты фракций «Единая Россия» и ЛДПР. Однако вызывает удивление позиция «Справедливой России». Сначала депутаты этой фракции поставили свои подписи под обращением в Конституционный Суд по вопросу о незаконности ЕГЭ, подготовленному коммунистами, но в последний момент по непонятной причине их отозвали.
Отведем четыре удара.
Заместитель Председателя Комитета Госдумы по образованию О.Н. Смолин напомнил, что еще год назад общественное движение «Образование для всех» при поддержке фракции КПРФ в Госдуме распространило обращение под названием «Отведем четыре удара», в котором предупреждало, что в российской образовательной политике назревает кризис. Он был спровоцирован действиями Минобранауки и правительства. Четыре удара – это, во-первых, ЕГЭ, во-вторых, отказ выделить регионам средства на увеличение заработной платы работникам образования в 2009 году, в-третьих, заявление министра Фурсенко о том, что надо сократить количество ВУЗов в 5-7 раз, и, наконец, вступление в действие закона о так называемом двухуровневом высшем образовании.
Что касается сокращения количества ВУЗов, то О.Н. Смолин отметил роль коммунистов в предотвращения этого бездумного мероприятия. Во время встречи депутатов фракции КПРФ в Госдуме с президентом главе государства была передана соответствующая аналитическая записка. Президент ответил в своем блоге в Интернете, что надо дать возможность ВУЗам пройти проверку на соответствие новым образовательным стандартам. Так что процесс сокращения учебных заведений пока приостановлен.
Но ситуация с финансированием по-прежнему остается сложной. Фракции «Единая Россия» и ЛДПР в Госдуме дважды отклонили предложения коммунистов об увеличении зарплат работникам образования. В результате, более чем в 20 регионах России учителя недовольны уровнем оплаты труда. А на следующий год повышение зарплат вообще заморожено.
«Сейчас вступает в действие закон о принудительной «бакалавризации» всей страны, - сказал О.Н. Смолин. – По этому закону большинство студентов будут учиться на год меньше, а специальные занятия в рамках четырехлетнего цикла сокращены еще на 25%. Если у человека в целом на 40% меньше специальных занятий, то станет ли его образование от этого качественно лучше?»
«Те меры, которые предлагает Минобразования и науки, в качестве антикризисных, это скорее имитация, - подчеркнул О.Н. Смолин, - Например, на бюджетные места по программе правительства предлагается перевести 25 тысяч студентов, обучающихся на платной основе. Если учесть, что таких студентов около 4,5 миллионов, то данная мера затронет из них лишь 0,5%. На беспроцентные субсидии нуждающимся студентам выделено 270 миллионов рублей, при необходимых 85 миллиардах».
Единый госэкзамен – мина замедленного действия.
Депутат Московской городской думы, доцент МАДИ С.В. Никитин отметил, что большинство педагогической общественности возражает против ЕГЭ. Особенно сильный удар будет нанесен по техническим ВУЗам, потому что поступить в них по результатам ЕГЭ смогут лишь 25% выпускников школ. С.В. Никитин подчеркнул, что во время осенней сессии произойдет колоссальный отсев студентов. А это может привести к сокращению финансирования многих ВУЗов. В таких условиях большинство их преподавателей не видят для себя достойного будущего.
Учитель Г.А. Романенко остановилась на проблемах, которые существуют в московских школах. Например, отсутствие национальной политики, в результате чего в классы приходят ученики, которые практически не говорят по-русски. Подобная ситуация способствует значительному снижению качества образования в целом, поскольку учителя вынуждены подстраиваться под уровень таких детей. По мнению Г.А. Романенко, данная категория учащихся вообще вряд ли будет способна сдать Единый госэкзамен.
Участники пресс-конференции ответили на вопросы журналистов. О.Н. Смолин подчеркнул, что в преддверии учебного года до сих пор не утверждены образовательные стандарты. Более того, согласно закону, принятому голосами депутатов фракций «Единая Россия» и ЛДПР, в этих стандартах теперь вообще не будет говориться, чему учить. Так что программы обучения в разных школах могут существенно отличаться, что приведет к полному хаосу в сфере образования.
И.И. Мельников сказал, что система ЕГЭ, заимствованная на Западе, в России искажена до неузнаваемости. За рубежом ВУЗы сами вправе выбирать, на каких условиях осуществлять прием студентов, у нас же Единый госэкзамен сделали обязаловкой для всех. Это же относится и к двухуровневой системе обучения. Российские чиновники решили внедрить самые плохие ее элементы. И все это происходит в то время, когда в мире все активнее используется советская система образования, до сих пор остающаяся непревзойденной.
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме