17:45 06.12.2011 | Все новости раздела "КПРФ"

Критические заметки по поводу телевизионной экранизации «биографии» известного советского деятеля Е.А. Фурцевой

Год назад, 7 декабря, мы отмечали столетие советского партийного и государственного деятеля Екатерины Алексеевны Фурцевой. Свыше трети века прошло после её смерти, но Родина её не забыла. Отнюдь не к знаменательной дате, а гораздо раньше появились и Международный фонд развития русского искусства имени Фурцевой, и библиотека имени Фурцевой, и мемориальная доска на доме, где она жила.

ЧТО НИ ГОВОРИ, но талант не норма, а исключение из правил. Потому-то он так и ценится. Самородком называют подчас в народе талантливого человека, чтобы подчеркнуть природность счастливого дара. Екатерина Фурцева была подлинным самородком. Выйдя из рабочей среды, окончив всего лишь семилетку и ФЗУ, она проявила блестящие организаторские способности на комсомольской работе, быстро выдвинулась на руководящие должности в провинции и была приглашена в аппарат ЦК ВЛКСМ. Потом, разумеется, были в её жизни вуз, давший ей специальность химика-технолога, и Высшая партийная школа при ЦК ВКП(б), но не этим уважаемым учреждениям она была обязана своей способностью организовывать людей, увлекать их, внушать им волю к действию. Это был врожденный талант, и можно с уверенностью сказать, что Советская власть вывела его на широкую дорогу, дала ему жизненные ориентиры. Где бы ни работала Екатерина Фурцева, она всегда трудилась с громадной отдачей и с блестящими результатами. Свидетельств тому тысячи. Стоит привести здесь хотя бы одно из них.

«Фурцева полна энергии и творческих замыслов и, как всегда, продуманно и быстро решает все вопросы, — писал легендарный военачальник, генерал-полковник авиации, Герой Советского Союза Н.П. Каманин. — Я знаю Екатерину Алексеевну уже 22 года (секретарь МК, секретарь ЦК, министр культуры), у нас с ней были десятки деловых встреч, и всегда я восхищался её умением быстро находить правильные решения самых непростых вопросов. Е.А. Фурцева — единственный министр-женщина в правительстве Советского Союза, но она, бесспорно, входит в десятку лучших наших министров и даже в десятку лучших государственных деятелей».

Гордиться бы такими людьми, хранить о них благодарную память, любить в них свой народ. Но у нынешнего антинародного телевидения иной взгляд на великих русских людей. Год назад по случаю столетия со дня рождения Е.А. Фурцевой Первый канал показал трёхсерийную ленту «Екатерина III», а ТВ-Центр — фильм «Екатерина Фурцева. Горло бредит бритвой». Уже сами названия говорят о дремучей пошлости и подлости того идеологического посыла, которым «вдохновлены» эти телевизионные инсинуации. Но руководству Первого канала показалось этого мало. И вот спустя год в эфир выпущена еще одна телеподелка, на этот раз двенадцатисерийная, — «Фурцева».

Жанр этого сочинения определен телевидением как «историческая мелодрама». Но ничего исторического, кроме нескольких кадров советской кинохроники, в нём, разумеется, нет. Зато мелодраматизма полно — фантазия авторов буйно разыгралась. Они, впрочем, подстраховались, предпослав сериалу заявление: «Этот фильм не реконструкция истории. Мы хотели представить только образ времени и его людей такими, какими видятся они сегодня». Кому видятся? Гендиректору Первого канала Эрнсту? Драматургам Л. Степановой и П. Финну? Режиссеру С. Попову? Казалось бы, столь субъективный взгляд на исторические события и лица обязывает авторов отмежеваться от подлинных фигурантов, по крайней мере, изменить их имена. Но кому же будет тогда интересна история двух замужеств какой-то Кати, одержимой карьеризмом, постоянно мешавшим её семейному счастью? Ну, может, и будет интересна, но не так, чтобы очень. Тем более что никаких художественных открытий в двенадцатисерийном повествовании нет.

Чем же оправдывается авторский интерес к личности героини и к её времени? Разумеется, стремлением заклеймить то время, «вскрывая язвы» советской действительности. Не зная и не желая знать многообразных проблем той эпохи, авторы строят своё повествование на штампах, почерпнутых из антисоветской макулатуры. При этом они полностью игнорируют самый дух времени, который вызвал к жизни высочайшую активность масс. Зато всячески подчеркиваются человеческая невзыскательность, себялюбие, трусость. Карьеризм обуревает Катю на протяжении всей жизни — идейные соображения как бы отступают на второй план перед нахрапистой жаждой власти.

Юная Катя (Т. Арнтгольц) быстро усваивает урок, данный неким функционером: «Главное, чтобы нужный человек тебя вовремя заметил, поддержал и выдвинул». Нужными людьми в разное время оказываются первый секретарь ЦК ВЛКСМ Косарев, потом первый секретарь Фрунзенского райкома партии города Москвы Богуславский и, наконец, первый секретарь ЦК КПСС Хрущёв. Так и шагает по карьерной лестнице зрелая и опытная Катерина (И. Розанова), прекрасно чувствуя, когда надо промолчать, а когда возвысить голос. Тут у авторов в ход идут всякие «кремлёвские легенды», не имеющие никакого подтверждения.

Реальность прошлых лет нуждается в объективной оценке, но авторам не за то платят деньги, чтобы они объективно оценивали советскую действительность. Их принцип: чем хуже — тем лучше. Понятно, восхождение героини на самый верх политической власти дает возможность показать первых лиц государства. И тут авторы пускаются во все тяжкие. Перед нами какой-то паноптикум, а не

правительство великой державы — второй в мире по своей мощи. Это не люди, а маски, притом уродливые и смешные.

Главная маска, конечно, Хрущёв, изображённый В. Сухоруковым. Игнорируя все законы перевоплощения, актёр навязывает нам своё представление о Хрущёве, разумеется, не имеющее ничего общего с действительностью. Это карикатура не на Хрущёва даже, а на какого-то гипотетического монстра. По такому же принципу изображены все прочие насельники кремлёвских кабинетов.

Ясно, что ни малейшего представления о том, как работает механизм власти, у авторов нет и быть не может: они бесконечно далеки от этого. Чем, кроме как любовью, занимается Катерина, будучи членом правительства, им непонятно да и неинтересно. Оторванные и от прошлого, и от настоящего, авторы не знают и знать не хотят ни истории, ни социологии, ни политэкономии — знают только об уродствах и несовершенствах человеческой природы: вот этим знанием и спешат поделиться.

С чем сталкивается героиня в советской жизни? С вероломством соратников, изменами мужей, потребительским отношением окружающих, в том числе и так называемых художников, персонифицированных в образе режиссёра Олега Ефремова. У неё самой формируется потребительский, циничный взгляд на собственную деятельность. «Настоящая» она дома — с мамой, с дочкой, а потом и с внучкой. «Посмотреть на тебя — ты просто обыкновенная баба», — дружелюбно говорит ей подруга, французская коммунистка Надя Леже. Вот в этом качестве она даже симпатична авторам, которые готовы обытовить образ, вогнать его в рамки cкудоумных представлений о «женской доле». Поражает при этом заурядность проявлений её ума и сердца: за душой, в сущности, ничего значительного нет.

Образы, выведенные в фильме, и прежде всего центральный, противоречат опыту и судьбе поколений, живших и работавших в ту эпоху. Отрицается тот морально-нравственный кодекс, то миропонимание, которое, собственно, и сформировало строителей социалистического государства. В советское прошлое переносятся нынешние пороки: аморальность, стяжательство, гедонизм.

Фильм сделан по самым что ни на есть антисоветским лекалам и ещё долго будет отравлять сознание молодых людей, внушать им превратные представления об одной из самых ярких женщин ХХ века. Воистину: великие дела и большую жизнь не измерить пигмейским аршином.

«Мы пытались рассказать человеческую историю о женщине, которая встречала разных людей, не раз испытывала разочарование, но находила силы бороться и идти дальше, — пишет режиссёр С. Попов в Интернете. — Мы не случайно показали долгую жизнь Фурцевой — с 1929 года, когда она была молоденькой девчонкой, до последних дней жизни. Потому что сначала её надо понять, а уж потом простить».

Ну, знаете ли, молодой человек, Екатерина Алексеевна Фурцева в вашем прощении не нуждается, а вот вам и всей вашей «команде» прощения не будет.

Деятельность Е.А. Фурцевой на посту первого секретаря Московского горкома партии и министра культуры СССР

В 1954—1960 годах в ведении Фурцевой был контроль за:

1954-й — установкой памятника Юрию Долгорукому на улице Горького;

1954—1956-й — строительством спортивного комплекса «Лужники»;

1954—1957-й — проектированием и строительством «Детского мира»;

1954—1959-й — реконструкцией комплекса ВСХВ (ВДНХ, ВВЦ);

1956—1958-й — жилищным строительством;

1957-й — проведением Московского международного фестиваля молодёжи и студентов.

По инициативе и стараниями Фурцевой впервые проведены:

1955 г. — выставка картин Дрезденской галереи;

1958 г. — Международный конкурс имени П.И. Чайковского — именно благодаря настойчивости Фурцевой и Эмиля Гилельса первая премия была вручена Вану Клиберну;

1959 г. — Московский международный кинофестиваль — именно благодаря настойчивости Фурцевой и Григория Чухрая Большой приз 1963 года был вручён Федерико Феллини за фильм «8 1/2»;

1964, 1974 годы — гастроли Ла Скала в Большом театре;

1969 г. — Международный конкурс артистов балета. Первый председатель жюри — Галина Уланова;

1973 г. — выставка «Сокровища гробницы Тутанхамона» в Москве, Ленинграде, Киеве;

1974 г. — выставка одной картины — «Джоконда» Леонардо да Винчи (в ГМИИ им. А.С. Пушкина).

По инициативе Фурцевой в эти годы были построены и открыты:

1954 г. — Театр эстрады во главе с Николаем Павловичем Смирновым-Сокольским, который позже, в 1961 году, переехал по новому, теперешнему, адресу;

1958 г. — книжный магазин «Москва» на улице Горького;

1960 г. — новое учебное заведение «Высшие сценарные курсы»;

1962 г. — Дворец пионеров и школьников на Ленинских горах;

1964 г. — родился и обосновался в нынешнем помещении Театр на Таганке;

1965 г. — Детский музыкальный театр под руководством Наталии Сац;

1967 г. — Мемориальный музей-квартира народного художника СССР П.Д. Корина;

1967 г. — новое здание балетного училища Большого театра;

1968 г. — организован художественный музей в доме-мастерской П.Д. Корина;

1971 г. — цирк на проспекте Вернадского;

1971 г. — Государственный концертный зал «Россия»;

1973 г. — новое здание МХАТ (Тверской бульвар);

1973 г. — памятник героям Отечественной войны 1812 года на Поклонной горе.

Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме