14:17 31.12.2010 | Все новости раздела "КПРФ"

Красноярский край: Это не жизнь, а прозябание

ОТ РЕДАКЦИИ. В газете «Красноярский рабочий» за 11 декабря с.г. опубликована статья депутатов Законодательного собрания края В. Н. Севастьянова и В. И. Сергиенко «Это не жизнь, а прозябание». Статья была изложена в несколько сокращенном варианте.

Учитывая важность разъяснения населению инициатив коммунистов по защите гражданских прав трудящихся и повышению их благосостояния, наша редакция публикует полный текст статьи, взяв за основу материалы, помещенные в «Красноярском рабочем».

НА СЕССИЯХ Законодательного собрания, состоявшихся 25 ноября и 9 декабря, ключевым был, бесспорно, проект бюджета на 2011 год и период 2012–2013 годов. Бюджет года выхода из кризиса, бюджет, подводящий определенную черту под усилиями власти в предшествующие напряженные годы испытания финансовым и экономическим кризисом.

И хотя бюджет принят во втором чтении, т.е. окончательно, есть необходимость еще раз остановиться на изложении нашей позиции.

Вполне понятно, что рассмотрение этого законопроекта было в центре внимания средств массовой информации. Особенности бюджета в трактовке исполнительной власти и руководства Законодательного собрания, инициатива губернатора края Л. В. Кузнецова о повышении минимального размера оплаты труда, высокая доля социальной нагрузки в расходной части и другие детали нашли свое отражение в многочисленных комментариях.

Однако осталась за пределами внимания СМИ (точнее, практически осталась) весьма важная, на наш взгляд, деталь – высказанная в ходе обсуждения вопроса оценка заведомой заниженности планируемых доходов и соответственно этому, скажем так, предполагаемая невозможность изменить заложенные в проект параметры повышения бюджетникам зарплаты не на 6,5 процента с 1 июня, а на 10 процентов – и с первого января 2011 года.

Именно такую поправку мы внесли для рассмотрения сессией Законодательного собрания края и именно под нее полагали возможным увеличение исходных параметров бюджета.

Мы предполагаем, что при дальнейшем рассмотрении вопроса придется выслушать замечания о завышенных рисках, о необходимости проявлять разумную сдержанность (и это уже прозвучало на сессиях), а возможно, и традиционное обвинение в популизме или нагнетании социального напряжения в предвыборный год, или еще что-нибудь подобное. Не привыкать.

Считаем необходимым все-таки объяснить свою позицию так, как мы ее аргументируем, а не так, как она может выглядеть при известной трансформации.

Итак, почему все-таки мы и наши товарищи считаем, что повышение зарплаты бюджетникам сегодня необходимо –  и минимум на 10 процентов.

Аргументы здесь следующие. Во-первых, в условиях, когда государство сбрасывает с себя все больше обязательств перед обществом, переводя эти обязательства на платные услуги, то немногое, что еще остается, должно обеспечиваться достойным образом.

Именно конституционными обязательствами государства являются требования всеобщего среднего образования молодежи и нормального объема бесплатной медицинской помощи населению. И именно для обеспечения выполнения этих базовых положений Конституции социального (а у нас так считается) государства власть и государственная, и муниципальная по поручению государственной власти нанимают большое количество работников, так называемых бюджетников. Сюда же относят и тех специалистов наемного труда, которые формируют культурный облик и физическое здоровье молодого поколения. И если уж государство нанимает их для решения действительно важнейших социальных задач, то и должно создавать условия успешного этих задач выполнения.

Во-вторых, в течение всего кризисного периода и учителям, и врачам, и остальным бюджетникам не индексировали заработную плату хотя бы на уровень инфляции, что вообще-то противоречит законодательству социального государства.

Более того, в проекте бюджета, который обсуждался 25 ноября, показатели реальной заработной платы имели устойчивое снижение в течение плановых трех лет на 94–97 процентов к предыдущему году.

Кроме этого, по информации от руководителей хозяйствующих субъектов, бизнес-структуры провели-таки в эти годы повышение зарплаты на 13 –15 процентов (правда, эти средние цифры могут прятать рост доходов, прежде всего, топ-менеджмента, но тем не менее).

А главный работодатель в нашей стране – государство, – который должен подавать пример прогрессивной политики в сфере наемного труда, делает с точностью до наоборот – снижает на перспективу уровень жизни этих самых бюджетников.

В Красноярском крае около 300 тысяч бюджетников. Даже самый крупный работодатель из хозяйствующих субъектов – «Норильский никель» –  обеспечивает работой значительно меньшее количество людей.

В-третьих, реформация муниципальных учреждений образования и здравоохранения в автономные учреждения, перевод на финансирование через госзаказ да еще по душевому нормативу, к тому же под лозунгом оптимизации сети учреждений (когда под термином «оптимизация» у нас принято понимать сокращение и ликвидацию школ, ФАПов и т.д.) создает совершенно очевидные сложности с перспективами финансирования. А ведь еще говорится о конкурентоспособности школ и соответственно целенаправленности госзаказа. Что уж говорить об учреждениях культуры, тех же библиотеках, например.

То есть в целом у значительной части бюджетников – ощущение неуверенности в завтрашнем дне, да еще и подогреваемое, можно сказать, издевательским отношением к их заработной плате. Мы переведем библиотеки фактически на самофинансирование, и они займутся платным предоставлением Интернета и литературы для школьников, которым необходимо знакомиться с литературными произведениями в рамках учебной программы. Так что ли? И что библиотеки на этом заработают? И на кого падет при этом финансовая нагрузка, на родителей?

К сожалению, ориентация на самостоятельное зарабатывание средств учреждениями социальной сферы отражает позицию губернатора края Л. В. Кузнецова, который недвусмысленно поддержал «инициативу» учительского сообщества в г. Шарыпово относительно перехода на «автономку» и повышения за этот счет заработка учителей на 20 – 30 процентов. Разумеется, за счет платных услуг.

Понятно, что такая позиция, что называется, не «местного разлива». Это господин А. Кудрин, как «Кащей», сидит на мешке с нефтедолларами и удерживает любые «лишние» расходы, в том числе и на рост заработной платы, пугая уже который год инфляцией и сберегая немалые ресурсы на «черный день». Правда, как выясняется, с наступлением «черного дня» эти ресурсы уходят на поддержку банков и олигархов масштаба Дерипаски, а про бюджетников в «черные дни» и господин Кудрин, и правительство в целом не вспоминают.

В общем, установка, что называется, сверху. Губернатор края попытался даже смягчить ситуацию повышением минимального размера оплаты труда (МРОТ) в 2011 году до 5095 руб. с действующего 4430 руб. Инициатива эта – дело, безусловно, благое, но оценить его реальную эффективность, с точки зрения решения тех самых конституцией страны определенных государственных задач, необходимо.

Что мы имеем сегодня в рамках тарифных ставок оплаты труда, и как это скажется при повышении МРОТ до 5095 руб. наглядно иллюстрирует таблица, построенная на основании данных Росстата.

«Картина маслом», как стало модно выражаться после известного фильма. Учительские и врачебные должности начинаются с 7 – 8 разрядов, причем это специалисты низших категорий. Конечно, это очень хорошо, что сторожа, технички, санитарки, другой обслуживающий персонал получат повышенную доплату (например, уборщики, сторожа будут получать доплату не 1400,7, как при МРОТ в 4330 руб., а 2165 руб.), и они искренне будут благодарны губернатору, но ситуацию в этих бюджетных сферах определяют основные профессионалы. От них зависит главный результат выполнения той самой Конституцией России определяемой задачи.

А как раз эти профессионалы и высококвалифицированные врачи, учителя, работники культуры ничего не получают от инициативного предложения губернатора края.

Естественно, как только заходит речь об увеличении социальных расходов, возникает антитезис: где взять деньги или, если бюджет рассматривается во втором чтении при утвержденных основных параметрах, откуда снять?

А взять было и есть откуда.

В проекте бюджета из соображений «как бы чего не вышло» практически проигнорированы сложившиеся тренды роста цен на цветные металлы, золото, нефть, уголь – то есть то, что составляет основные статьи доходов в бюджете Красноярского края. Например, цена на золото заложена в 1110 долларов за тройскую унцию, а она давным-давно перешла эту границу и ныне находится около значения в 1400 долларов. И тренд к росту обозначен устойчивый, несмотря на мелкие зигзаги. То же самое с цветными металлами. Желающие могут уточнить в материалах журнала «Эксперт» или других источниках. О цене барреля нефти можно не упоминать – устойчивый рост обусловлен новым всплеском развивающихся экономик, прежде всего, Китая и Индии.

Здесь же проблема Ванкора. ОАО «Ванкорнефть» заявило, что не следует ожидать от этой организации определенных соглашением на 2011 год 13 млрд. рублей налоговых платежей для края, если будет снята, а об этом поставил вопрос тот же А. Кудрин, льгота на таможенную экспортную пошлину. И «пригрозило», что выплатит только 1,8 млрд. рублей. На этот показатель и спроектирован бюджет. Но, во-первых, вопрос о снятии льготы отложен до апреля 2011 года, то есть минимум первый квартал 2011 года эта льгота сохранится, так что уж если не 13, то 3 с лишним миллиарда налогов следует заплатить. А во-вторых, тревожные оценки того, что рост объемов добычи нефти, перешагнув 500 млн. тонн, затормозился, и необходимой динамики не имеет, неизбежно подвигнет правительство к сохранению льгот для нефтеперерабатывающих предприятий Восточной Сибири (как- никак подписали с Китаем соглашение об увеличении объема поставки нефти до 30 млн. тонн). Да и известно, что с предложением сохранить льготы уже вышло к руководству Минэкономразвития РФ, да и Минпромторг поставил в правительстве вопрос о снижении налоговой нагрузки на нефтеперерабатывающие предприятия.

Кроме этих маневров с Ванкором следует отметить, что и курс рубля, учтенный в проекте бюджета, не только завышен относительно сегодняшних показателей, но и не соответствует заявленной политике Центробанка, а значит, экспортеры, работающие в крае, будут иметь дополнительные доходы. Короче, найти около 4 млрд. рублей дополнительно для повышения зарплаты бюджетникам на 10 процентов реально труда не представляет. Мы, даже в прошедшие кризисные годы, ужимая бюджет, все равно получали заметные дополнительные поступления в бюджет, перераспределяя 16 – 18 млрд. Полагаем, что и в этом году дополнительные платежи будут не меньшими.

Безусловный интерес в контексте рассматриваемой проблемы представляет информация из аналитического еженедельника «Власть» за 6 декабря 2010 года об исполнении бюджета 2010 года. Согласно этой информации, за январь – октябрь 2010 года в консолидированном бюджете России профицит составил 471,3 млрд. руб.

«По данным Минфина, доходы регионов и муниципалитетов за этот период выросли по сравнению с 10 месяцами 2009 года на 12 процентов и составили 5,4 трлн. руб.».

А ведь Красноярский край позиционируется в качестве одного из лидеров, что характеризует и его реальные возможности.

И последнее. Нужно иметь все-таки нашему государству какую-то вменяемую логику. Если правительство страны и в части своей компетенции правительство края санкционируют рост всевозможных тарифов на энергосбережение, на услуги ЖКХ на 15 и более процентов, то как можно в этих условиях не индексировать зарплату и одновременно вкладывать сумасшедшие средства в Сочинскую Олимпиаду, а теперь вот и чемпионат мира по футболу в России или даже в такую мелочь, как различные Красноярские «Новоленды».

Рассуждая о повышении зарплаты бюджетникам, что реально может делать государство, следует иметь в виду еще вот что. В Красноярском крае до 10 процентов населения имеет среднедушевой доход в 2934 руб., еще 10 процентов имеет такой доход в размере 5163 рублей и еще 10 процентов добрались до уровня в 6892 рубля. То есть тридцать процентов населения в крае имеют, по данным статорганов, среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, который с 1 января 2011 года перейдет границу в 7000 рублей.

Прожиточный минимум – это ведь не жизнь, а прозябание. В нашей великой и действительно богатой стране.

Всеволод СЕВАСТЬЯНОВ. Валерий СЕРГИЕНКО.
Депутаты фракции КПРФ
Законодательного собрания.


Пресс-служба Красноярского крайкома КПРФ.

 

Разряды 

Тарифные ставки с учетом районного коэффициента и процентной надбавки 

2817,0 

2923,3 

3069,8 

3216,3 

3571,4 

3964,6 

4355,9 

4787,3 

5256,8 

Дополнительные средства на обеспечение заработной платы на уровне 5095 руб. 

2278,0 

2165,7 

2025,2 

1878,7 

1523,6 

1130,4 

739,1 

307,7 


Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме