14:45 01.03.2009 | Все новости раздела "КПРФ"
Красноярск: Цены и прожиточный минимум. Интервью депутата-коммуниста, профессора Всеволода Севастьянова
Сайт Краснодарского обкома КПРФ опубликовал интервью с депутатом Законодательного Собрания Красноярского края, профессором Сибирского технологического университета Всеволодом Севастьяновым, посвященное вопросам уровня жизни россиян. Согласно данным опроса, приведенным в журнале “РФ сегодня” (№ 5, 2008), более 70 процентов опрошенных ответили, что их в последние годы “устойчиво” беспокоит “рост цен”, а свыше половины — “бедность, обнищание большинства населения”, напоминает профессор Севастьянов. Вывод сделать несложно: если государство не сумеет переломить ситуацию, не предложит реальной перспективы улучшения жизни этого большинства, то не будет ни стабильности в обществе, ни веры в правильность выбранного курса на развитие страны.
Пока же и система учета малообеспеченных с их нуждами далека от совершенства, и предлагаемые механизмы решения проблемы бедности не рассчитаны на существенный результат. Да и организация контроля за исполнением установок главы государства явно не эффективна.
В ходе предвыборных кампаний прозвучали весьма оптимистичные прогнозы увеличения (у мужчин аж до 75 лет) продолжительности жизни. Непонятно, на что они опирались. Продолжительная жизнь обеспечивается человечными общественными отношениями, стабильной работой “по душе”, удобным жильем и конечно же полноценным питанием. Далеко не все из подобного “набора” доступно для бедных, о которых государство должно заботиться в первую очередь. Для данной категории населения определены понятия потребительской корзины и вытекающего из ее содержания прожиточного минимума. Однако реальность того и другого вызывает сомнения по ряду параметров. Прежде всего, по главному — энергетическому потенциалу рекомендуемой потребительской корзины. Любопытно, например, сравнить ее “наполнение” для трудоспособного населения Красноярского края и нормативы питания для заключенных.
Рост прожиточного минимума сдерживается искусственно, что нельзя признать оправданным. За тот же 2006 год цены выросли на 9 процентов, прожиточный минимум — на 7. Средние показатели доходов на душу населения, по сути, не характеризуют положение малообеспеченных граждан. Известны данные Института социально-экономических проблем РАН. На 100 рублей прироста валового регионального продукта в расчете на душу населения прирост доходов у бедных составляет 5 рублей, а у богатых — 200. То есть 1:40.
Прожиточный же минимум, понятно, рассчитывается именно для бедных.
И Правительство России, и региональные власти просто опасаются поднимать прожиточный минимум, ибо это вызовет рост обязательств государства перед населением. У нас в крае с уровнем прожиточного минимума связан большой объем субсидий малообеспеченным гражданам. Только субсидирование оплаты ими жилищно-коммунальных услуг составляет около 4 миллиардов рублей из краевого бюджета. А есть еще многодетные семьи, школьные обеды для нуждающихся и т. п. Все это завязано на величину прожиточного минимума. Подними ее — возрастет число людей, получающих субсидии. Самый естественный и нравственный выход — подъем доходов граждан, который бы создал им нормальные условия жизни и в бюджете освободил бы значительные суммы для решения других социальных задач, — не реализуется нынешним государством.
А без наращивания доходов малоимущего населения (именно малоимущего, не меняя резко объема денежного обращения) говорить о борьбе с бедностью бесперспективно. Были времена, когда зарплата держалась на одном уровне, а цены на потребительские товары государство ежегодно снижало. Теперь другие времена. Но и ныне просто необходимы изменения в данной сфере, если мы всерьез собираемся решать проблемы демографии и продолжительности жизни наших граждан.
Конечно, это проблемы социальной политики федерального уровня. Именно о них говорил бывший Президент на февральском заседании Госсовета. В каком-то одном регионе их в одночасье не решишь. Как острили когда-то: “Коммунизма в отдельно взятой деревне не построишь”. Вот наш губернатор, например, в дополнение к различного рода льготам и субсидиям, введенным в крае, установил компенсационные выплаты пенсионерам по 100 рублей в месяц. Надо понимать, в связи с инфляционными процессами и ростом потребительских цен. Но их скачок по стране с августа по декабрь 2007 года был совершенно неадекватен мерам, принятым государством по индексации пенсий и дополнительным выплатам.
По расчету “корзины”, пенсионер должен в месяц потреблять 2,88 килограмма мясопродуктов. Вследствие роста цен за 2,4 кг говядины и 0,5 кг колбасы вареной необходимо выложить 66 рублей дополнительно. А всего за мясопродукты более 700 рублей в месяц. Норма месячного потребления молока 14,4 кг стала стоить дороже примерно на 29 рублей. Подорожали также масло, овощи, фрукты, яйца и прочее. Только по продуктам питания в “корзине” для пенсионеров расходы выросли к 01.03.08. на 300 рублей. Сравните с показателями индексации базовой и страховой части пенсии на год. А коммунальные услуги?
А ведь есть и трудоспособные малоимущие, чьи расходы еще больше. Даже у бюджетников дополнительные расходы по основному перечню продуктов питания, очевидно, не будут компенсированы ростом зарплаты в связи с увеличением фонда оплаты труда на 14 процентов с 01.02.08.
Вообще проблемы прожиточного минимума — это следствие “правил игры”, установленных в РФ. С одной стороны, рост его может (и должен) характеризовать рост благосостояния людей, развитие их потребностей и расширение возможностей государства и общества по удовлетворению этих растущих потребностей. С другой стороны, и это печальные реалии нашего времени, уровень прожиточного минимума, по сути, определяется уровнем потребительских цен. И если средние показатели доходов на душу населения в регионе растут, то соответственно растет покупательский спрос, а за ним адекватно и цены. А поскольку, как сказано выше, распределение доходов от роста валового регионального продукта идет по пропорции 1:40 в пользу состоятельной части населения, то и получается, что рост прожиточного минимума — это реакция на взлет цен и судить о повышении благосостояния населения по данному показателю нельзя. Разве что с обратным знаком…
Без изменения нынешней ситуации цены будут всегда стремиться соответствовать возможностям наиболее состоятельной части населения. То есть далеко не большинства. В Красноярском крае, например, доходы ниже прожиточного минимума на душу имеет практически пятая часть населения и доходы почти половины красноярцев не превышают 8 тысяч рублей, то есть всего-то двух прожиточных минимумов... Такая вот “информация к размышлению” об уровне государственного влияния на экономику и социальную политику и о необходимости нового социально-экономического курса, о котором, по сути, говорят и бывший, и нынешний президенты страны.
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме