01:00 10.10.2009 | Все новости раздела "КПРФ"

Контроль без контроля. Академик В.И.Кашин о думском отчете ФАС и ФТС по вопросам сдерживания тарифов и цен на услуги естественных монополий

В пятницу 9 октября 2009 года депутаты Государственной Думе заслушали отчеты двух очень важных федеральных ведомств - Федеральной антимонопольной службы и Федеральной службы по тарифам. Речь шла о самых актуальных на сегодняшний день вопросах – вопросах о тарифах, ценах и конкуренции.

Кашин Владимир Иванович

заместитель Председателя ЦК КПРФ, академик РАСХН, депутат Государственной думы РФ (фракция КПРФ).

Актуальные они не только потому, что за окнами кризис в экономике и в карманах многих людей. Безудержный рост цен и тарифов уже, как говорится, достал наших граждан: торгаши и расплодившиеся посредники буквально выворачивают последние копейки из карманов обнищавшего населения. Казалось бы и службы имеются, которые обязаны защищать нас от грабежа через несправедливо установленные цены и тарифы, а толку никакого. Их просто не замечают так называемые коммерсанты, они совершенно безнаказанно плюют на законы и подзаконные акты правительства. История умалчивает, чтобы хоть кого-нибудь из этих воротил удалось привлечь к уголовной ответственности, не говоря уже, чтоб посадить на нары, за сговор по установлению завышенных цен. Если представить на миг, что контролирующих контор не существует, ничего бы не изменилось. Ничего! Или почти ничего. Изменилась бы только сумма бюджетных средств, которая тратится попусту на содержание подобных контор – рассадников чиновничества. Как следовало из отчетов руководителей федеральных ведомств, главную свою задачу они видят в налаживании конкуренции, а не в государственном регулировании ценообразования. Стоит только оглянуться вокруг себя, выйти на улицу, заглянуть в магазины, на рынок, в аптеку, на бензоколонку, в счета за уплату коммунальных услуг, и мы поймем всю никчемность регулирующей роли этих ведомств. Господа по-прежнему уповают на рынок, который, дескать, все отрегулирует.

Странно было слышать ответы солидных чиновников на вопросы депутатов. Один из них, наболевший: почему в нашей стране, добывающей энергоносители, половина которых продается за рубеж, цена на бензин и другое топливо даже выше, чем в некоторых странах, импортирующих это топливо? Почему во многих странах-экспортерах цена на топливо внутри страны составляет буквально копейки? У нас же в цене бензина присутствует весь спектр налогов, в том числе и налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), которые отнесены на себестоимость. Платежи НДПИ «привязаны» к мировым ценам на нефть, в связи с чем рост мировых цен на нефть сопровождается увеличением цен на топливо. Но тогда почему падение цен на нефть почти в 2 раза практически никак не сказалось на цене бензина, а в последнее время она снова начала расти? Рост цен на энергоносители, в конечном счете, переносится полностью в цену конечной продукции и таким образом перекладывается на потребителей. В чем же тогда роль как регулирующих организаций, если каждый раз в канун посевной или уборки следует повышение цен на бензин и солярку? Вразумительного ответа не последовало, за исключением жалких потуг о якобы каких-то штрафах торговцам бензином.

Та же ситуация и с тарифами на электроэнергию. Нельзя получить ответ на естественный вопрос: как формируются эти самые тарифы? Почему производство киловатта стоит копейки, а потребителям продают за несколько рублей? Сколько и какие посредники на этом наживаются? И как можно объяснить то, что на 2010 год тарифы электроэнергии для некоторых северных районов страны установлены на уровне 8 рублей за киловатт? Что же это за политика? Стоит ли после этого удивляться, что народ бежит из этих районов. Сибирь и Дальний Восток, северные территории уже обезлюдили на 40-60%. Для кого освобождаем территории?

Ничего вразумительного не могли сказать чиновники и, например, о формировании стоимости горячей воды для населения. Чем можно объяснить, что ее цена в текущем году подскочила сразу в полтора раза? Что такое произошло, что оно вздернуло цену? «Котроллеры» не знают, а потребители уверены, что с них дерут три шкуры, потому что некому поубавить аппетиты потерявшим совесть «коммерсантам».

Для нашей страны особенно актуален вопрос лекарств: у нас 1/3 населения пенсионеры. Реформы уничтожили отечественную фармацевтическую промышленность. На оставшихся предприятиях зачастую производят фальсифицированные лекарства, как, например, это происходило на предприятии еще одного «эффективного собственника» Брынцалова. Тем не менее, вряд ли отсутствием собственного производства можно объяснить тот факт, что в конце прошлого и вначале текущего года на ряд важнейших для поддержания здоровья лекарств цена выросла в разы. На чужой беде, на злоупотреблении здоровьем людей нажиты миллиардные состояния. Государство распахнуло ворота для жуликов, которые выполняют главную свою задачу - умерщвляют наш народ, получая одновременно огромные барыши. Сегодня фармрынок - это джунгли, в которых трудно ориентироваться человеку. Более трети россиян (35%) заявляют, что им часто приходится отказываться от покупки лекарств из-за их дороговизны. В ценовом вопросе царит полнейший хаос. Главное то, что нет механизма контроля за ценообразованием. Государство не влияет на регистрацию цен даже для препаратов из списка жизненно важных, так как эта регистрация носит заявительный характер. Тогда о каком регулировании может идти речь и о каких мерах контроля можно рассуждать? Разве не знают чиновники контролирующих органов, что сообщество врачей находится в сговоре с производителями лекарств, в том числе и с иностранными, и за денежное вознаграждение выписывают рецепты на лекарства именно этих фирм? Оказывается не знают. А скорее не хотят знать.

О бедственном положении нашего крестьянства только разве ленивый не говорит. Но под убаюкивающие разговоры о контроле и регулировании и том, что рынок все отрегулирует село гибнет. Прежде всего из-за дикого диспаритета цен. Цены на промышленную продукцию растут в несколько раз быстрее, чем на продукцию селянина. Напомню, что сегодня, чтобы купить 1 тонну дизтоплива крестьянину нужно отдать почти 4-5 тонн зерна или 300-400 кг мяса или 3-4 тонн молока. Это в 10-12 раз больше, чем в 1990 году. Покупая у крестьянина зерно по 2-3 рубля за килограмм, из которого можно испечь несколько батонов хлеба, продают эти батоны по 16-20 рублей. Таким образом, в цене батона хлеба доля крестьянского труда составляет около 8%. Молоко у крестьянина покупают по 2-3 рубля за литр, а реализуется потребителям по 35-40 рублей. Т.е. львиная доля прибыли остается в руках перекупщиков и торгашей. Какое же это регулирование и контроль, господа? Какая же это конкуренция, если производителю-крестьянину закрыт доступ на рынок? И вообще, где в нашем государстве можно заметить конкуренцию? В магазинах, на рынке, уличной торговле? Удавалось ли хоть кому-нибудь где-нибудь увидеть, чтобы один и тот же товар продавался по цене различающейся хотя бы на рубль? У нас отсутствует конкуренция даже в политической сфере, ибо одна из партий находится вне конкуренции. Пришедшие в парламент чиновники контролирующих и регулирующих органов заявили, что вот, дескать, скоро будет принят закон о торговле и там все вопросы с регулированием цен будут решены. Не читали чиновники этот законопроект. В противном случае они бы воздержались от такой оценки, ибо нет в этом документе ни слова о государственном регулировании цен. Внесенный в Государственную Думу закон о торговле – это чистейшей воды лоббирование интересов не простого народа, потребителей, а торгашей и жуликов.

Любая наша деятельность имеет смысл только в том случае, если она направлена во благо человека. Этого требует от нас и Конституция Российской Федерации. Напомню, что в соответствии с Конституцией Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Пока что деятельность Федеральной антимонопольной службы и Федеральной службы по тарифам этим требованиям не отвечает. То чем они сегодня занимаются, вмещается в краткую формулу: контроль без контроля.

В.И.Кашин,

зам. Председателя ЦК КПРФ,

депутат Государственной Думы,

академик РАСХН





Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме