16:46 04.02.2013 | Все новости раздела "КПРФ"
Коммунисты внесли в Госдуму законопроект о ратификации Конвенции ООН против коррупции
2013-02-04 17:25
Пресс-служба фракции КПРФ в Госдуме
4 февраля 2013 года депутаты Госдумы фракции КПРФ Г.А. Зюганов, И.И. Мельников, С.Н. Решульский, А.Д. Куликов, С.П. Обухов, В.Ф. Рашкин внесли на рассмотрение Госдумы в качестве законодательной инициативы проект ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О ратификации Конвенции Организации Объединённых Наций против коррупции".
Пояснительная записка к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О ратификации Конвенции Организации Объединённых Наций против коррупции"
8 марта 2006 года Российская Федерация ратифицировала большинство положений Конвенции ООН 2003 года против коррупции. В настоящее время практически все они либо нашли отражение в российском уголовном законодательстве, либо могут быть криминализированы без нарушения структуры и принципов российского уголовного законодательства. Исключение составляет норма, предусмотренная статьёй 20 Конвенции ООН против коррупции "незаконное обогащение", трактуемое как значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которые это должностное лицо не может разумным образом обосновать. Отказ от ратификации статьи 20 Конвенции ООН объяснялся опасением, что имплементация данной нормы в российское законодательство нарушит закреплённый в статье 49 Конституции РФ принцип Презумпции невиновности. Однако эти доводы являются надуманными и несостоятельными. Подтверждением этому является неоднократно высказанная позиция Конституционного Суда РФ.
В частности, в Определении от 15 ноября 2001 г. №277-0 Конституционный Суд РФ указал, что согласно статье 37 (часть 1) Конституции РФ каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. В то же время это право не предполагает обязанности государства обеспечить занятие гражданином конкретной должности и не исключает возможности закрепление в законе специальных требований к лицам, осуществляющим определённые виды деятельности в органах государственной власти или органах местного самоуправления.
При этом, запреты и ограничения, обусловленные специфическим статусом, которое приобретает в таком случае лицо, не могут рассматриваться как неправомерные ограничения конституционных прав этого лица.
В Определении от 30 сентября 2004 г. № 299-0 Конституционный Суд РФ дополнительно указал, что гражданин, пожелавший реализовать конституционное право, предусмотренное статьёй 37 (часть 1) Конституции РФ при осуществлении деятельности в органах государственной власти и местного самоуправления добровольно принимает условия, ограничения и преимущества, с которыми связан приобретаемый им публично-правовой статус должностного лица и выполняет соответствующие требования согласно установленной законом процедуре и не влечет ограничения или нарушения конституционных прав этого гражданина.
Таким образом, никакие положения Конституции РФ и основополагающие принципы внутреннего законодательства РФ не препятствуют распространению юрисдикции РФ в отношении деяний, признанными преступными согласно статьи 20 Конвенции ООН против коррупции.
Необходимость ратификации статей 26, 34, 35, 36 Конвенции ООН против коррупции не нуждается в отдельном обосновании. Признание положений указанных статей вытекает из общей концепции видения мирового сообщества комплекса мер, без которых борьба с коррупцией затруднительна или практически невозможна.
Ответственность юридических лиц за участие в коррупционных преступлениях (ст.26), а также создание механизма, компенсирующего последствия ущерба, наступившего от коррупционных действий (ст.ст. 34, 35) закономерным образом исходит из концепции Конвенции ООН против коррупции и подтверждена мировой практикой противодействия коррупции.
Что касается ст.36, предполагающей создание специализированных органов по борьбе с коррупцией, то, как показывает практика стран, успешно борющихся с коррупцией, создание таких структур является оправданным и эффективным. Для этого нет нужды радикально перестраивать правоохранительную систему, а лишь произвести перегруппировку имеющихся сил и средств, сосредоточив их на главном направлении.
Эта мера назрела и полностью отвечает требованиям времени. Принятие данного закона значительно повысит эффективность деятельности по противодействию коррупции и укрепит доверие и авторитет России на международной арене.
Иллюстрации к материалу:
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме