20:30 25.09.2009 | Все новости раздела "КПРФ"
Коммунисты в Госдуме: Латание дыр в бюджете - это не выход из экономического кризиса
25 сентября Госдума приняла в первом чтении проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» (об уточнении параметров федерального бюджета на 2009 год).
Штогрин Сергей Иванович |
От фракции КПРФ по данному вопросу выступил заместитель председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам С.И. Штогрин.
С.И. Штогрин (фракция КПРФ).
- Уважаемые депутаты, представители Правительства!
Совершенно естественно, что мы сегодня, в первый месяц осенней сессии Российского парламента рассматриваем изменения в федеральный бюджет текущего года. Ведь условия, в которых живет страна осенью, разительно отличаются от условий в которых мы его весной изменяли Я бы сказал кардинально правили федеральный бюджет, принятый в прошлом году.
Буквально позавчера Минэкономразвития сделало уточненный прогноз социально-экономического развития страны до конца года. И этот прогноз разительно отличается от того, на основе которого строился нынешний федеральный бюджет.
Объем внутреннего валового продукта составит около 39 триллионов рублей, что на один триллион 423 миллиарда меньше запланированного; уровень инфляции по верхней границе 12 процентов, что на 1 процентный пункт ниже установленного законом; цена нефти марки «Юралс» увеличена с 41 до 57 доллара США за баррель; снижен среднегодовой курс доллара США по отношению к рублю с 35.1 до 32,7 рубля за один доллар.
Изменение этих и других параметров разнонаправлено влияют на доходы федерального бюджета. Так, нефтегазовые доходы увеличатся на 740 миллиардов рублей, налог на прибыль организаций уменьшится на 30 с половиной миллиардов рублей.
Но в совокупности доходы федерального бюджета в этом году будут больше чем планировалось весной. И поступают они стабильно и из месяца в месяц растут. Так, если в апреле доходы федерального бюджета составили 488,7 миллиарда рублей, в мае 420, то в июле 633,6, а в августе 612,8 миллиарда рублей. И если каких-то катаклизмов не произойдет, а я в душе оптимист и искренне в это верю, то в последние месяцы года они будут только расти.
По этому у Правительства есть все возможности аккуратно и в полном объеме исполнить расходы федерального бюджета 2009 года с учетом изменений, которые мы сегодня сделаем.
Мы поддерживаем предложения Правительства на поддержку авиастроительного комплекса страны, на увеличения инвестиций в важнейшие народнохозяйственные объекты, как, например, строительство Тунгусского водозабора для обеспечения питьевой водой жителей города Хабаровска. Но считаем совершенно недостаточной поддержку сельского хозяйства, предложенную Правительством в обсуждаемом проекте изменений в бюджет. По сути, в чем она состоит? Средства выделяются на оплату затрат на хранение уже закупленного зерна, и всего чуть более 800 миллионов рублей на увеличение капитала «Россельхозбанка», это те деньги, которые он в качестве агента Правительства вернул в бюджет от заемщиков прошлых лет. Все знают, как вздорожало моторное топливо в этом году, и считаю, было бы правильно вернуться к практике частичной компенсации сельским товаропроизводителям вздорожания бензина и дизельного топлива. Это была бы самая реальная помощь сельским труженикам в условиях преодоления экономического кризиса в стране. Это тем более важно, что проектом предлагается финансирование федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» всего в объеме 55 процентов утвержденными паспортными назначениями.
Одной из причин внесения обсуждаемого проекта называлась необходимость выделения 150 миллиардов рублей на выпуск облигаций федерального займа для увеличения капиталов банков. Думаю, нужно более тщательно разобраться с этим предложением, насколько оправдано увеличение внутреннего государственного долга в нынешней ситуации. Ведь в целях поддержки банковской системы и финансового рынка на депозитах во Внешэкономбанке размещены средства Фонда национального благосостояния в объеме 400 миллиардов рублей, на депозитах коммерческих банков – временно свободные средства федерального бюджета в сумме 1,0 триллиона рублей и Банком России предоставлены кредитным организациям средства в общем объеме около 7,0 триллионов рублей. Хотя следует заметить, что эти меры не сильно повлияли на рост кредитования реального сектора экономики, сохраняется зависимость страны от внешних заимствований, по оценке Банка России консолидированный внешний долг Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2009 года составил 475,1 миллиарда долларов США, в то время как международные резервы страны, без учета средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, составили всего 233,2 миллиардов долларов.
Анализируя исполнение в этом году федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации, невольно приходишь к выводу, что именно в регионах складывается самая сложная ситуация. И когда мы бываем в своих регионах, то порой сталкиваемся с поразительными фактами. Недавно был в городе Советская Гавань Хабаровского края. Так вот, на встрече с работниками районной больницы мне сообщили, что они на 10 сентября не получили ни рубля заработной платы за август. Здесь зарплата задерживается на месяц, а отпускные они получают после возвращения из отпусков и то по частям. Они годами ждут компенсаций за проезд к месту отдыха или лечения, как жители района приравненного к районам Крайнего Севера. Но субсидий на приобретения жилья для переселения с северов пенсионеры наверное не дождутся никогда, потому что в федеральном бюджете на эти цели средств выделяется в десять раз меньше, чем того требует жизнь.
И в это время Правительство своими предложениями по изменению федерального бюджета 2009 года предлагает уменьшить по различным направления финансовую помощь субъектам федерации на сумму порядка 55 – 60 миллиардов рублей.
Особое неприятие вызывает предложение о сокращении на 31,4 миллиарда рублей субвенции бюджетам субъектов федерации и муниципальным образованиям, из них 10 миллиардов сокращают на предоставление жилья ветеранам Великой Отечественной войны, чего вообще допускать нельзя. И мы с вами, уважаемые депутаты, должны сделать все возможное и невозможное, чтобы не допустить этого сокращения. Более того, добиться, чтобы жилье и автомобили получили все участники войны, а не только те, кто встал на очередь на жилье до 1 января 2005, а на автомобили до 1 марта 2005 года. И на 20,5 миллиардов сокращается финансовая помощь субъектам на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан.
И я смею предположить, что эта идея родилась не на пустом месте. Это связано с тем, что Правительство еще в январе должно было принять постановление «О порядке предоставления субсидий из федерального бюджета в целях софинансирования расходов бюджетов субъектов Российской Федерации по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг». Но уже сентябрь кончается, а этого нормативного акта Правительства нет.
К стати говоря, не только его одного. Из 92 подзаконных актов, необходимых для исполнения закона о федеральном бюджете, Правительство приняло только 80, на 1 сентября осталось принять еще 12. Среди них документы, связанные с распределением дотаций субъектам на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов; с порядком предоставления субсидий бюджетам субъектов на проведение оздоровительной кампании детей, о распределении дотаций бюджетам закрытых административно-территориальных образований; с утверждением перечня приоритетных расходных обязательств регионов и муниципалитетов, софинансируемых из федерального бюджета. Не принято, на мой взгляд, важнейшее постановление, которого с нетерпением ждут все работники оборонно-промышленного комплекса – это постановление о проведении реструктуризации их долгов по налогам. Я занимался летом этой проблемой и даже получил проект постановления от заместителя Председателя Правительства С.Иванова . Но видно кто-то блокирует принятие постановления в Правительстве, и мы должны потребовать от него вообще исключить подобные факты. Ведь, по сути дела, получается, что непринятием подзаконных нормативных актов Правительство налагает вето на отдельные нормы федеральных законов, которые мы принимаем, чего в принципе не должно быть в отношениях между правительством и парламентом.
Проектом вносятся серьезные изменения в финансирование Федеральных целевых программ. Эти изменения вызывают много вопросов. По 38 программам, что составляет 71,7 процентов от их общего количества, предлагаемые проектом бюджетные ассигнования не соответствуют их паспортам. Занижены объемы финансирования таких важных программ, как развитие электронной компонентной базы; модернизация системы организации воздушным движением и других. Но зато по программе Государственной корпорации по атомной энергетики «Росатом» на долгосрочный период (2009-2015 годы) предлагается выделить еще в этом году 30 миллиардов рублей в виде имущественного взноса, в том числе на приобретение акций АОА «Атомредметзолото» 15 миллиардов. И таким образом в этом году общий размер финансирования программы составит 80 миллиардов рублей, а на всю программу по ее паспорту планировалось всего 87,43 миллиарда рублей. Кто-нибудь бы нам объяснил, что это за встречный план.
И еще с одним предложением Правительства нельзя согласиться. Мы весной, когда корректировали федеральный бюджет, приняли решение вернуть в бюджет часть средств, внесенных в фонд по реформированию ЖКХ и госкорпорацию Роснано. Теперь Правительство принимает обратное решение. Непонятно, зачем это нужно, ведь деньги там по прямому назначению не используются, по данным из Интернета Роснано почти все 130 миллиардов внесло на депозиты банков, а фонд ЖКХ из 240 миллиардов разместил на депозитах коммерческих банков 118 миллиардов.
В связи с выше приведенными доводами наша фракция Коммунистической партии Российской Федерации на будет поддерживать проект федерального закона о внесении изменение в федеральный бюджет 2009 года, внесенный Правительством страны.
* * *
Результаты голосования по проекту Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О Федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» (об уточнении параметров федерального бюджета на 2009 год)
Всего | В % | «Единая Россия» | КПРФ | ЛДПР | «Справедливая Россия» | |
За | 315 чел. | 70,0% | 315 чел. | 0 | 0 | 0 |
Против | 84 чел. | 18,7% | 0 чел. | 57 | 0 | 38 |
Воздержалось | 0 чел. | 0,0% | 0 чел. | 0 | 0 | 0 |
Голосовало | 399 чел. | 315 чел. | 57 | 0 | 38 | |
Не голосовало | 40 чел. | 0 чел. | 0 | 40 | 0 |
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме