16:30 19.04.2017 | Все новости раздела "КПРФ"

Коммерсантъ: Коммунисты нашли способ реально защитить итоговые протоколы на любых выборах

2017-04-19 16:25

Законопроектом КПРФ предлагается уголовная ответственность за выдачу копий ненадлежащих документов вместо итоговых протоколов. На данный момент полученные наблюдателями материалы зачастую признаются судом, следователями и избиркомами «документами неустановленного образца».

КПРФ подготовила поправки в Уголовный кодекс РФ, по которым члены комиссий, представляющие «копии ненадлежащих документов вместо копии протокола об итогах голосования» будут считаться «воспрепятствующими свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав».

Зампред ЦК КПРФ Валерий Рашкин готовит к внесению в Госдуму поправки в ст. 141 УК РФ (проект направлен на получение отзыва в Верховный суд). Коммунисты хотят дополнить состав преступления и ввести наказание для сотрудников избирательных комиссий за выдачу копии ненадлежащего документа вместо копии протокола об итогах голосования (таким образом, наблюдателям остается удостовериться в правильном заверении копии, а также соответствии ее номера реестру выдачи).

Чтобы не ограничивать права наблюдателей, членов комиссий и иных участников процесса на получение копий других документов, законопроектом предусмотрена ответственность только за выдачу копии недействительного протокола об итогах голосования (о результатах выборов, референдума), либо копии документа, изготовленного на бланке итогового протокола или с подражанием ему, но не соответствующего установленным законом требованиям.

В пояснительной записке сказано, что сегодня ответственность за соответствие в полном объеме данных, содержащихся в копии протокола об итогах голосования, данным, содержащимся в протоколе, несет лицо, заверившее указанную копию протокола, однако зачастую документы, которые выдаются наблюдателям, признаются судом, следователями и вышестоящими избирательными комиссиями «документами неустановленного образца», а не копиями протокола, что создает почву для массовых нарушений прав политических партий и кандидатов.

Так, например, на выборах депутатов Государственной Думы седьмого созыва в Воронежской области на УИК № 3618 следующие расхождения между документом, полученным членом УИК с правом совещательного голоса, запросившим копию протокола об итогах голосования, и данными, введенными в ГАС «Выборы»:

УИК № 3618

Одномандатный округ № 90

Федеральный округ

Копия протокола

ГАС «Выборы»

Копия протокола

ГАС «Выборы»

Гостев

121

21

Родина

5

0

Климов

16

0

КПКР

22

0

Лютикова

17

0

ЕР

550

705

Марков

537

739

ЛДПР

63

0

Муштенко

5

0

Яблоко

5

0

Щербаков

35

5

КПРФ

123

23

СР

0

40


Согласно данным Избирательной комиссии Воронежской области, «секретарь участковой комиссии не выполнила требования процедуры выдачи копий протоколов об итогах голосования и допустила ряд процедурных ошибок, в частности, составила предварительные рабочие варианты протоколов, на основании имевшихся у нее неточных и не утвержденных данных, и преждевременно (в 21:15) выдала их члену комиссии с правом совещательного голоса.

Предварительный характер выданных копий протоколов подтверждается тем фактом, что в них не содержатся сведения об адресе участковой избирательной комиссии, числовые значения не продублированы прописью, сумма голосов, поданных за всех кандидатов, указанная в копии протокола № 1, равняется 731, а количество действительных бюллетеней -765, неверно указан экземпляр протокола, с которого снималась копия.

Все несоответствия данных, имевшиеся в предварительных рабочих вариантах протоколов были выявлены и действительные протоколы об итогах голосования были подписаны только после 22 часов».

Подобный подход избирательных комиссии к проблеме грубейшего нарушения прав наблюдателей, кандидатов и политических партий является совершенно недопустимым, однако абсолютно типичным для большинства регионов России.

Распространенная практика выдачи на избирательных участках документов неустановленного образца вместо копий протоколов об итогах голосования (о результатах выборов, референдума) порочит фундаментальные демократические институты и нарушает основные принципы законодательства о выборах и референдуме в Российской Федерации.

При этом судебная практика, как правило, не позволяет защитить нарушенные избирательные права. Так, судебная коллегия по административным делам Воронежского областного суда 11 января 2017 года определила: «обратить внимание Территориальной избирательной комиссии Таловского района Воронежской области на недопустимость нарушения участковой избирательной комиссией 36/18 положений ч.24 ст.85 ФЗ от 22.02.2014 года №20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думк Федерального Собрания Российской Федерации», устанавливающей, что копии протоколов участковой избирательной комиссии об итогах голосования изготавливаются и выдаются после подписания протоколов участковой избирательной комиссии».

Между тем, требования административного истца об отмене решения избирательной комиссии об итогах голосования на УИК 36/18 не были удовлетворены, а лица, сделавшие невозможным достоверное наблюдение за определением результатов волеизъявления избирателей, не были привлечены к соразмерной ответственности.

Должностные лица в избирательных комиссиях, по наблюдениям коммунистов, становятся «основными нарушителями» во время выборов, заявил секретарь ЦК КПРФ по юридическим вопросам Вадим Соловьев. «Фактически речь идет о государственном преступлении»,— сказал он также, добавив, что на данный момент обвинительные приговоры суда за преступления в сфере выборов выносятся чрезвычайно редко, при этом«суды ограничиваются ничего не значащими штрафами». По ч. 1 ст. 141 УК РФ осужденному грозит штраф до 80 тыс. руб., либо обязательные работы до 60 часов или исправительные работы на срок до года. Поэтому партийцы еще предложат инициативы по усилению ответственности должностных лиц.

Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме