10:31 19.01.2012 | Все новости раздела "КПРФ"
Китай ХХI века верен принципам марксизма
Участие китайских представителей в международной теоретической конференции «Марксизм в ХХI веке», состоявшейся недавно в Лондоне, свидетельствует о значительной роли марксистов-теоретиков в современной КНР.
В докладах учёных опровергались распространяемые буржуазной пропагандой всего мира утверждения об отказе Китая от принципов научного коммунизма. Хотя докладчики не скрывали сложных проблем, характерных для республики сегодня, они видят в творческом исследовании марксистского наследия магистральный путь их решения. Они подчёркивают уверенность, что Китай ХХI века будет развиваться на принципах марксизма. Вместе с тем выступавшие раскрыли сложность исторического пути, пройденного великой страной, обозначили ключевые вопросы, решаемые сейчас Коммунистической партией Китая.
Изучение классиков
Доклад директора Центра собрания классических произведений марксизма профессора Цы Вэйдонга, изобиловавший статистическими данными об издании трудов Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина и китайских марксистов, был посвящён истории распространения марксистского наследия в Китае. Профессор сообщил, что, хотя сочинения классиков марксизма-ленинизма появились впервые в его стране задолго до 1949-го — года образования КНР, тогда публиковались лишь их отдельные работы. Единственный сборник избранных работ Ленина вышел в годы антияпонской войны (1937—1945 гг.).
Систематическое издание сочинений Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина началось лишь после провозглашения Китайской Народной Республики. Вскоре после создания в декабре 1950 года «Народного издательства» оно опубликовало 7-томное собрание сочинений избранных трудов В.И. Ленина, двухтомный сборник избранных работ К. Маркса и Ф. Энгельса.
В дальнейшем в КНР стали издаваться крупные собрания сочинений классиков марксизма. Созданное в 1953 году Центральное бюро по сбору и переводу предприняло издание 13 томов Собрания сочинений И.В. Сталина и 39-томного Собрания сочинений В.И. Ленина. В 1953—1965 годах бюро издало 21 том сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса. В 1960—1965 годах публикуются сборники избранных трудов Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина. Кроме того, с 1949 по 1965 год вышло в свет более 200 книг, написанных китайскими исследователями марксистского творческого наследия.
Эта работа была прервана «культурной революцией», сообщил профессор Цы Вэйдонг. За три года после 1966-го была опубликована лишь одна работа Ф. Энгельса («Социализм: утопический и научный»). Издание Собрания сочинений Маркса и Энгельса было прекращено, а 80 тысяч экземпляров 4-томного сборника «Избранные труды Маркса и Энгельса» отправили на склад.
Положение изменилось после второй сессии IХ съезда Коммунистической партии Китая, когда Мао Цзэдун заявил: «Надо серьёзно и внимательно изучать марксизм... Мы должны сосредоточить внимание на популяризации марксизма». В мае 1971 года по инициативе Чжоу Эньлая была принята резолюция Госсовета КНР, в которой говорилось: «Публикация марксистских трудов и сочинений Мао Цзэдуна должна стать нашей первостепенной задачей». В том же году был издан трёхтомный сборник избранных трудов Маркса и Энгельса, к 1974-му — завершено издание 39 томов сочинений Маркса и Энгельса. С 1970 по 1978 год в КНР вышли в свет 62 книги с трудами Маркса и Энгельса, 52 книги с трудами Ленина, шесть книг с работами Сталина. За этот же период в Китае появилось 129 книг, написанных исследователями наследия классиков марксизма.
Новым этапом в изучении марксизма стал, по словам докладчика, период с 1978 по 1995 год после выступления Дэн Сяопина с призывом «Раскрепостить сознание. Искать правду из фактов». По словам Цы Вэйдонга, количество публикаций классиков марксизма-ленинизма (377) и китайских современных исследователей марксизма (1299) было в этот период максимальным за шесть десятилетий существования КНР. В эти годы завершилось издание 60-томного Собрания сочинения В.И. Ленина, вышли в свет 11 дополнительных томов к Собранию сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса, 4 книги с работами И.В. Сталина, а также многочисленные сборники трудов Ленина, Маркса и Энгельса. Профессор подчеркнул, что «после начала периода реформ и открытости в публикациях классических марксистских работ центр тяжести в издательской деятельности перешёл от работ Ленина и Сталина к трудам Маркса и Энгельса».
После 1995 года, по словам Цы Вэйдонга, «издание марксистско-ленинских работ перешло в стабильный и ровный период. К этому времени были изданы Собрание сочинений Маркса и Энгельса, два Собрания сочинений Ленина и Собрание сочинений Сталина». Из данных, приведённых профессором, следовало, что с 1995 по 2008 год появились 97 книг с трудами классиков марксизма-ленинизма. Однако, сказал он, «центр тяжести перешёл от издания переводов к исследовательской работе. Академические исследования стали вестись глубже». За эти годы вышло в свет 829 монографий и учебных пособий по проблемам марксизма-ленинизма.
Большое внимание китайские марксисты уделяют изучению опыта, в том числе и негативного, стран социализма. Об этом говорил в своём докладе президент Академии марксизма и Китайской академии общественных наук профессор Чен Энфу. Осудив троцкистов, приветствовавших крушение социализма в СССР, профессор остановился на причинах такого разворота событий. Прежде всего профессор Чен Энфу обратил внимание на отрицательную роль Н.С. Хрущёва и его «неумеренные атаки на Сталина», что привело к идейному расколу в коммунистическом движении. В то же время, по словам профессора, часть вины за раскол лежала и на китайской стороне.
Профессор Чен Энфу указал также на выдвижение к руководству КПСС «немарксистов». В конечном счёте произошло коллективное предательство марксизма такими людьми, как Горбачёв и Ельцин, отметил Чен Энфу. Профессор заявил, что действия Горбачёва нанесли больший урон социализму, чем агрессия Гитлера.
Моральные кризисы
В своих докладах марксисты из КНР отмечали успехи, достигнутые республикой в ходе строительства социализма с китайской спецификой. Вместе с тем, как говорил в своём докладе Чен Энфу, частный сектор получил слишком большое развитие. «В Белоруссии — 70 процентов производства находится в руках государства, а в Китае — 30 процентов», — заметил профессор. Развитие рыночного сектора привело, по его словам, к обострению социальных проблем.
О негативных сторонах влияния рыночных отношений на общественную мораль говорилось в докладе «Моральные кризисы и марксистский ответ в современном Китае», который был представлен главным редактором журнала «Марксизм и действительность» профессором Ли Итианом.
Свой доклад профессор начал с примера злоупотреблений в сфере общественного питания. Целый ряд мелких предпринимателей в течение многих лет применяли для приготовления пищи уже использованное масло. Его негодность к употреблению прикрывалось частичной очисткой и использованием ароматизаторов. Профессор ставил вопросы: «Почему они так поступали, хотя знали, что это запрещено законом?», «Почему имелся рынок для продажи такого масла?», «Куда смотрели местные власти?»
Этот частный пример Ли Итиан дополнил упоминанием об «обманах, непорядочности, нарушении правил» и сослался на слова премьер-министра КНР Вэнь Цзябао о происходящем в Китае «крахе морали». Профессор замечал: «В душах людей происходят моральные кризисы, в результате чего закон становится бесполезным, а цена поддержания общественного порядка — дорогой. Если мы живём в обществе, в котором фундаментальные моральные основы подрываются, основные моральные ценности презираются, а в сознании людей нет серьёзных представлений о морали, то я не знаю, каким образом мы сможем разрабатывать правовые нормы, воплощать их в жизнь и соблюдать закон».
Ли Итиан обратил внимание на кризис традиционной морали китайского общества. Желание быть благородным господином, а не простым человеком стало распространённым идеалом, особенно среди молодёжи, отмечал профессор. По его словам, эта расхожая фраза служит оправданием недооценки традиционной морали.
В то же время Ли Итиан обратил внимание и на «неполноту преобразования общественных институтов» со времён создания КНР. Принцип общественного равенства подрывается традиционными обычаями, характерными для иерархического классового общества: «Те, кто имеет власть, злоупотребляют ею для обеспечения себе привилегий, а те, кто не имеет власти, хотят заручиться поддержкой власть имущих, чтобы приобщиться к их привилегированному положению. Этим они снижают свою ответственность за нарушение общественных правил и не думают о дурных последствиях презрения к морали».
Указывая на то, что марксизм рассматривает мораль как часть надстройки, которая формируется общественным базисом, Ли Итиан обратил внимание на то, что в КНР существует три уклада, связанных с разным типом производства: 1) плановый, государственный 2) традиционный, сельский 3) рыночный. Каждому из этих укладов соответствует определённый тип морали. Ли Итиан заметил: «В ходе происходящих преобразований многие моральные ценности в сельской общине и в сфере плановой экономики были отброшены (например, забота о ближнем и интересах страны), в то время как морально вредные установки сохранились (например, стремление получить преимущества нечестным путём)».
Профессор заявил: «Моральный кризис в современном Китае следует решать в контексте нынешней жизни в стране. Являясь официальной идеологией КНР, марксизм ищет подходящие моральные концепции и принципы, с помощью которых можно было найти ответ на нынешний кризис. Однако марксисты обнаружили, что это не так просто. У них возникли разногласия относительно моральных идей в философии Маркса. Я думаю, если мы не займёмся основательным академическим исследованием марксистской морали, мы не сможем донести её до общества».
В то же время профессор отметил, что в изучении марксистской морали существуют известные трудности. По его оценке, многие исследователи уходят от изучения марксистской морали и конкретного текста Маркса, ограничиваясь пропагандой общих положений о важности соблюдения моральных принципов.
Ли Итиан говорил и о том, что обращение к Марксу также связано с определёнными трудностями. Поскольку марксизм рассматривал мораль как часть надстройки, атака против буржуазной морали представлялась важным элементом классовой борьбы. Поэтому в трудах Маркса и Энгельса отношение к морали нередко критичное и ироничное. В то же время главным в марксизме является требование по-строения человечного общества, что предполагает торжество принципов новой морали. «Если мы хотим правильно понять моральные идеи марксизма и марксистские концепции «свободы», «справедливости», «хорошей жизни», мы должны подняться над рассуждениями Маркса о самой морали, углубиться в его исследование политической экономии, в его суждения об историческом характере и основных законах развития человеческого общества», — подчеркнул профессор.
В заключение Ли Итиан сказал: «Великий Китай, стоящий на основе марксизма в XXI столетии, должен предпринять серьёзное исследование марксистских идей и концепций. Эти идеи и концепции должны быть прояснены, распространены в народе и приняты народом. Это необходимо не только для того, чтобы подтвердить теоретическую легитимность марксизма, но также и для того, чтобы найти эффективные способы решения морального кризиса в Китае».
За объединение усилий
В своих выступлениях китайские участники конференции обращали внимание на многообразие форм современного кризиса капитализма. Об этом, в частности, шла речь в докладе профессора Ли Реншена «Марксистское объяснение экологического кризиса». Докладчик подчеркнул актуальность положений классиков марксизма относительно конфликта между буржуазным производством и окружающей средой и заострил внимание на необходимости развивать связи между марксистами и участниками экологических движений.
В нынешних условиях, подчеркнул профессор Чен Энфу, как никогда актуален лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Этот лозунг означает укрепление единства всех сил рабочего класса и левых партий. Особое значение приобретает координация усилий марксистов всего мира. По словам Чен Энфу, Китай будет развивать активность в этом направлении.
Члены китайской делегации проявили большой интерес к событиям в России и высказали пожелания успехов КПРФ на выборах.
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме