11:45 24.05.2012 | Все новости раздела "КПРФ"
«Капиталисты и другие психопаты». Американец об американцах
Представляем вашему вниманию статью американского аналитика У. Дирисевича, пытающегося осмыслить основные звенья капиталистической системы с точки зрения этики и общечеловеческих ценностей.
В нашей стране происходят бесконечные дебаты по поводу богатых: кто они такие, какова может быть их социальная роль, являются ли они хорошими или плохими людьми. Итак, рассмотрим следующее. Последнее исследование показало, что 10 процентов людей, работающих на Уолл- Стрит, являются «клиническими психопатами», проявляя полное отсутствие интереса или полное равнодушие к другим, а также «ни с чем не сравнимую способность ко лжи, фабрикациям и манипуляциям» (погрешность максимум 1 процент). Другое исследование пришло к выводу, что богатые с наибольшей вероятностью лгут и нарушают закон.
Единственное, что вызывает у меня вопрос по поводу этих утверждений, это то, что кто-то еще считает их удивительными. Капитализм Уолл-Стрита в своей самой чистой форме - это капитализм, предусматривающий плохое поведение. Все это вряд ли может быть новостью. Английский писатель Бернард Мандевилль доказывал это более трех веков назад в наполовину сатирической, и в то же время философской поэме под названием «Басня о пчелах».
«Пороки частных лиц благодетельны для общества», - значилось в подзаголовке этой книги. Экономист-макиавеллист – человек, показавший нам, кто мы есть на самом деле, а не как мы хотели бы о себе думать – Мандевилль утверждал, что коммерческое общество создает процветание, используя наши естественные импульсы: склонность к мошенничеству, жизни в роскоши и гордыню. Под «гордыней» Мондевилль имел в виду тщеславие; под «роскошью» стремление иметь индульгенцию на чувственность. Все это создает спрос, как знает каждый человек, занимающийся рекламой. Со стороны, поставляющей товар, как мы уже сказали, это мошенничество: «вся торговля и все рынки сиречь обман и плутовство. Никакое ремесло не проходит без проделки».
Все это можно сказать как раз про «Энрон», «Бритиш Петролиум», «Голдман Сакс», «Филлип Морис», «Джи И», «Мерк» и т.д. и т.п., имея в виду мошенничество, избежание налогов, загрязнение окружающей среды токсичными отходами, нарушение безопасности продукции, манипуляции с ценами, завышение цены, лжесвидетельство. Скандал вокруг взяток в сети магазинов «Уолмарт», скандал с компиляциями в «Ньюс Корпорейшен» - да просто откройте страницу деловых новостей в любой ежедневной газете. Притеснять ваших рабочих, нарушать права ваших потребителей, уничтожать землю. Заставлять народ разбираться с последствиями. Это не аномалии – это то, как работает система: прибрать к рукам все, что удастся и постараться смыться, если тебя поймают.
Я всегда нахожу объявления о приеме в бизнес-школы поразительными. Какого рода курсы они предлагают? Как грабить вдов и сирот? Как измываться над бедняками? Как делать и то, и другое? Как кормиться из государственной кормушки? Несколько лет тому назад вышел документальный фильм под названием «Корпорация», который исходил из предпосылки, что корпорации – некие персоны, а потом задавался вопросом, какого рода людьми они бы были. Ответ следовал такой: они были именно психопатами – индифферентными к другим, не способными признавать свою вину, полностью сосредоточенными на удовлетворении своих собственных интересов.
Да, конечно, существуют корпорации, которые исповедуют этические принципы, и, конечно же, существуют бизнесмены, исповедующие те же принципы. Однако этика при капитализме - это совершенно необязательное, совершенно чуждое явление. Ожидать морали в условиях рынка означает совершать категорическую ошибку. Капиталистические ценности являются антиэтичными в сравнении с христианскими (как самые громкоголосые христиане в нашей общественной жизни умудряются одновременно быть наиболее воинственными поборниками необузданного свободного рынка является делом их совести). Капиталистические ценности являются также антиэтичными в отношении демократических ценностей. Так же как и в христианской этике, принципы республиканского правительства требуют от нас учитывать интересы других. А капитализм, который насаждает одноклеточную жажду прибыли, заставляет нас верить в то, что каждый человек существует лишь для самого себя.
В последнее время много говорится о «создателях рабочих мест» - фраза, относимая к Франку Лунтсу, пропагандистскому гуру крайне правых. По его мнению, богатые заслуживают нашей признательности и почитания, также как и все, чем они владеют. А иные к ним чувства – это просто проявление зависти.
Но дело в том, что если предприниматели являются создателями рабочих мест, то рабочие - создателями богатств. Предприниматели используют богатство для создания рабочих мест для рабочих. Рабочие используют свой труд для создания богатства для предпринимателей путем повышения производительности труда, которое значительно превышает их зарплату и другие формы компенсации, и все это относится к корпоративной прибыли. Никакая из этих двух групп не ставит перед собой цель помогать другой, но тем не менее, это именно то, что происходит.
Кроме того, предприниматели и богатые - это разные и только частично совпадающие категории. Большинство богатых – это не предприниматели; они являются исполнительными директорами существующих корпораций, различного рода менеджерами, наиболее преуспевающими врачами и юристами, наиболее успешными шоуменами и спортсменами, людьми, просто унаследовавшими свои деньги. И да, это люди, работающие на Уолл-Стрите.
Наиболее важно то, что и не предприниматели, и не богатые не имеют монополии на мозги, труд до седьмого пота или риск. Существуют научные, а также творческие работники, которые так же умны, как любой предприниматель, они лишь заинтересованы в другой форме вознаграждения. Одинокая мать держится за свое место и посвящает всю себя работе в местном колледже, вкалывая там так же, как любой менеджер рискового фонда. Женщина, берущая ипотеку или студенческую ссуду, или задумавшая завести ребенка, хватается за работу, которую, как она знает, может потерять в любой момент (возможно благодаря одному из этих «создателей рабочих мест»). Так вот: она так же рискует, как и тот, кто начинает заниматься бизнесом.
На этих предпосылках основана невероятная часть проводимой политики: какого рода деятельность мы собираемся подвергать налогообложению и как много мы собираемся брать налогов; что мы собираемся потратить и на кого. Но хотя «создатели рабочих мест» возможно, и новый термин, то низкопоклонство, которое он отражает и презрение, о котором так очевидно сигнализирует – таковыми не являются. «От бедных американцев требуют ненавидеть самих себя» - писал Курт Воннегут в «Бойне номер пять». И таким образом, они опускают самих себя и прославляют своих избранных. «Наша наиболее деструктивная ложь, - добавлял он, - состоит в том, что каждому американцу очень легко делать деньги». И эта ложь продолжается до сих пор. Бедные ленивы, тупы и вообще дьяволы. Богатые восхитительны, мужественны и хороши. Они демонстрируют свое милосердие в сравнении с остальными из нас.
Мандевилль полагал, что индивидуальное преследование собственного интереса может приносить общественную пользу, но в отличие от Адама Смита, не считал, что это происходит само по себе. «Рука» Смита была «невидимой» - имелось в виду автоматическое функционирование рынка. По Мондевиллю, оно включало в себя «умелое управление квалифицированных политиков» - выражаясь современным языком, законодательство, регулирование и налогообложение. Или, как он писал, «порок – полезная подмога, но под Законом и в оковах».
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме