22:00 15.04.2012 | Все новости раздела "КПРФ"

Как «эффективные менеджеры» из "Росатома" торгуют национальными интересами

Давайте посмотрим, как предаются национальные интересы России так называемыми "эффективными менеджерами" Росатома на примере строительства АЭС "Аккую" на территории Турции.

Соглашение на ее строительство подписано в мае 2010 года. Предполагается до 2022 года будет построено 4 энергоблока с реакторами ВВЭР-1200. Начальная стоимость строительства составляет 20 млрд. долларов. Ну, а какой цена будет конечной, то имея уже некоторый опыт, можно смело сказать, что она может вырасти в 2, а то и в 3 раза.

Впервые в мировой практике подписан контракт, в котором по отношению к исполнителю, т.е. к России, применена схема: строй-владей-эксплуатируй. Это значит, что возврат затраченных российских средств, в отличие от устоявшейся мировой практики, ложится на сторону, которая строила АЭС, т.е. на Россию.

Строить владеть и эксплуатировать АЭС "Аккую" будет АО, организованное Росатомом, так называемая Проектная организация, во главе которой стоит гражданин США некий господин Суперфин.

В Соглашении по этой АЭС все затраты и риски по реализации проекта взяла на себя российская сторона, в то время как риски турецкой стороны минимальны. Например:

- соглашение по АЭС "Аккую" выполняется российскими организациями без финансовых обязательств Турецкой Республики, это значит, что Турецкое государство не несет никаких финансовых рисков по этому проекту;

- принятая схема возврата средств, заложенная в Соглашении, предусматривает только риски Проектной компании или российского бюджета, например, в случае затягивания сроков строительства АЭС;

- все обязательства по страхованию рисков эксплуатации АЭС берет на себя так же Проектная компания. Взять на себя такие риски по эксплуатации АЭС на территории другого государства - чрезвычайно опасно и недальновидно. Надо иметь в виду, что АЭС - не какой-то супермаркет, производство ширпотреба или иной гражданской продукции. АЭС - это опасное производство, связанное с радиационными и ядерными рисками. Турция - это арена незатухающего курдистанского конфликта, с реальной террористической угрозой. Удивительно, как этот проект прошел согласование с ФСБ и внешней разведкой России, если, конечно, это согласование вообще имело место;

- предусматривается широкое привлечение турецких компаний в качестве контрагентов по поставке товаров, оказания услуг и выполнения работ по строительству АЭС. Объем финансирования турецких подрядчиков может составить $10 млрд. и более, т.е. свыше половины стоимости контракта;

- граждане Турецкой республики бесплатно будут обучаться и широко привлекаться для эксплуатации АЭС. В стоимость проекта входит также создание полномасштабного тренажера на площадке АЭС. Хотя обычно услуги по обучению и сам тренажер поставляются по отдельному контракту за дополнительную плату. Например, это имело место по контрактам с Китаем, Индией, Ираном;

- по истечении срока возврата затрат на строительство АЭС, Проектная компания обязуется отдавать турецкой стороне 20% чистой прибыли в течение всего срока эксплуатации АЭС.

Подобных кабальных условий договоров по строительству АЭС в мировой практике еще не было.

Но на этом их перечень не заканчивается. АЭС "Аккую" - это российская атомная станция на турецкой территории, поэтому должна соответствовать всем нашим нормам и правилам и нормам и правилам Турции. Но из-за нахождения ее на турецкой территории возникают существенные особенности ее эксплуатации, которые никак не отражены ни в законе "Об использовании атомной энергии", ни в целом ряде отечественной нормативной документации, ни в самом Соглашении, в том числе:

- кто и как будет охранять АЭС. На российских АЭС имеется специализированная охрана, персонал АЭС имеет справку-допуск секретности. Для предотвращения несанкционированных действий проводится специальные мероприятия, как среди персонала АЭС, так и среди кандидатов на прием на работу. Все они проверяются соответствующими спецслужбами. Не понятно, как это будет организовано в отношении турецких граждан.

- по российским нормам запрещен полет самолетов над атомными станциями. Кто будет устанавливать ограничения по пролету самолетов над АЭС "Аккую"? Кто будет осуществлять меры по ПВО, которые действуют для всех отечественных АЭС?

- кто будет решать проблемы с местным населением, в случае, если люди выйдут на улицы с пикетами против строительства станции? Согласно заключенному соглашению, Турция не взяла на себя эти риски, и они остались за Проектной компанией, т.е. за Россией.

Теперь о финансировании проекта. В конце 2011 года этот проект уже получил 24 млрд. рублей бюджетных средств. Но это только начало. Скажите, кто-нибудь приходил из правительства за разрешением выделить такую сумму? Кто-нибудь видел в федеральном бюджете утвержденную сумму на реализацию данного проекта? Никто! Недавно, выступая в парламенте, Председатель Государственной Думы С.Е.Нарышкин очень верно заметил, что надо повышать роль парламента в реализации его функций, что к парламенту должны прислушиваться, также как и он должен слушать. Пример финансированная строительства АЭС "Аккую" - это есть яркий образец пренебрежения со стороны правительства мнением парламента. В этой ситуации надо разобраться не только парламенту, но и Счетной палате, Генпрокуратуре, Следственному комитету.

Надо подчеркнуть, что федеральные деньги выделяются Проектной организации бесплатно, в отличие от всех остальных инвестиционных контрактов строительства АЭС да и других объектов за рубежом. Как будто мы строим стратегически важный объект внутри страны.

Как будут возвращаться затраченные на строительство средства? Возврат денег предусмотрен в течение 15 лет с момента ввода станции, т.е. в течение 2022-2037 годов. До 70% вырабатываемой электроэнергии российская сторона в течение этого времени будет продавать Турции по фиксированной стоимости - 12,35 цента за киловатт. Установление фиксированной цены на электроэнергию является экономическим нонсенсом, и несет огромные риски финансовых потерь для российской стороны.

Эти риски связаны, с одной стороны, с возможным ограничением роста стоимости электроэнергии в Турции на длительный период, с другой - с существенной инфляцией самого доллара на мировом рынке (за 15 лет доллар может подешеветь в 2-3 и более раза, исходя из ныне существующей динамики). Поэтому, предоставление Проектной компании беспроцентных ссуд на десятилетний период с последующим погашением этой ссуды в течение 15 лет, за счет продажи электроэнергии по фиксированной цене, всего на 40 % дороже текущей, несет за собой огромный ущерб федеральному бюджету, значительно больше, чем величина самой ссуды в $20 млрд. И что особенно прискорбно, - большая часть этой ссуды (60-70%) с высокой вероятностью будет потрачена на зарубежных подрядчиков и образуемые совместные предприятия.

Соглашение по АЭС "Аккую" невозможно объяснить и политическими соображениями. По нему мы значительно больше зависим от Турции, чем Турция - от нас. А, если что-то случится, мы будем вынуждены компенсировать весь ущерб турецкой стороне, например, дополнительными скидками на стоимость нашего газа для Турции, или иным способом. Такое соглашение подрывает основы для подписания Россией других контрактов, других соглашений с другими странами, поскольку показано, что Россия может пойти на необоснованные преференции при продвижении на международный рынок строительства своих АЭС.

Уверен, что за рубежом, за такую бездарную и предательскую по отношению к своей стране подготовку международных соглашений и продавливания их для подписания правительством "эффективный менеджер" С.Кириенко обязательно подвергся бы уголовному преследованию. Древняя мудрость гласит: за каждой идеей есть интерес. Так вот в данном случае, чей интерес, кроме "эффективных менеджеров" реализуется? Ведь данное соглашение должно было пройти согласование в МИДе, Минэнерго, Минфине, Минэкономразвития и других ведомствах. Почему они его визировали, прекрасно понимая, какой огромный ущерб оно может нанести национальным интересам России? Это тоже должно стать предметом внимания и Генпрокуратуры, и Следственного комитета, и Счетной палаты, и других контрольных органов России.

Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме