17:15 22.11.2020 | Все новости раздела "КПРФ"
К.К. Тайсаев: Военно-автомобильная дорога №101 (№102) Ладога - «Дорога жизни»
2020-11-22 17:04
Отдел ЦК КПРФ по национальной политике, делам СНГ и связям с соотечественниками и СКП-КПСС
22 ноября 1941 года из Ленинграда за продовольствием выехала первая автоколонна из 60 грузовиков. Для блокадного голодного города единственный путь спасения пролегал через Ладожское озеро. По «Дороге жизни». Она была проложена по льду за двадцать суток.
Битва за Ленинград, взятию которого Гитлер придавал очень большое значение, как с военной, так и с политической точки зрения, стала одним из кровопролитнейших сражений Второй мировой войны.
Когда 8 сентября кольцо вражеских войск замкнулось вокруг Ленинграда, единственной транспортной артерией, связывавшей город со страной стали воды Ладожского озера. В первые дни блокады оказались разбомбленными городские продовольственные склады. Перед жителями города нависла угроза голода.
Эвакуация промышленных предприятий и персонала началась ещё в июле 1941 года, а эвакуация жителей – только в августе. Однако, 30 августа немецкие войска перерезали последнее железнодорожное сообщение города со страной. С этого момента доставлять в город продовольствие и боеприпасы можно было только по воздуху и водным путём по Ладожскому озеру.
С началом блокады в её кольце по приблизительным подсчётам оказалось 2,5 миллиона жителей города и около 340 тысяч жителей пригородов. Проблема с продовольственным снабжением ощущалась с каждым месяцем всё острее, число голодных смертей в городе стало стремительно нарастать, однако решить её можно было только ограниченно и только по Ладожскому озеру, навигация на котором подходила к концу. Суровая зима, наступившая в 1941 году рано, начала сковывать льдом воды озера.
Тогда смелая идея проложить по льду Ладоги автодорогу оказалась выходом из смертельной ловушки. Однако, переходный период, когда лёд уже мешал свободной навигации, а его толщина не позволяла выпустить на него автомобили, был очень трудным. Тем не менее, холод способствовал тому, что 22 ноября 1941 года ледовая «Дорога жизни», носившая официальное наименование Военно-автомобильная дорога №101 (№102) начала свою работу.
Спасительную артерию строили выпускники, студенты и преподаватели Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (Московского автомобильно-дорожного института). Я очень горд тем, что учился в этом институте, сыгравшем столь важную роль в Великой Отечественной войне. В этом году мы празднуем 75-летие Великой Победы и 90-летие со дня основания Московского автомобильно-дорожного института. Его традиции, уровень знаний, бесстрашие и самоотверженность студентов и преподавателей остались навсегда в истории Великой Отечественной войны. Именно «Дорога жизни» сыграла стратегическую роль в полном снятии блокады Ленинграда.
«Дорога жизни» официально функционировала по март 1943 года, когда после прорыва блокады было восстановлено железнодорожное сообщение Ленинграда со страной.
Одним из символов Дороги жизни стал автомобиль ГАЗ-АА, более известный как «полуторка». Именно на эти машины и ЗиС-5 легла основная тяжесть работ по снабжению блокадного Ленинграда продовольствием, а также эвакуация жителей из города. Протяженность участка дороги, проходившего по льду озера, составляла около 32 км.
Только за первый ледовый период работы дороги с ноября 1941 года по апрель 1942 года было эвакуировано из Ленинграда около 550 тысяч жителей, а в город доставлено свыше 350 тысяч тонн грузов. С началом навигации перевозки продолжились по воде. Всего же за время работы «Дороги жизни» по ней было эвакуировано из Ленинграда свыше 1 370 000 жителей, а также перевезено более 1 600 000 тонн грузов. На протяжении всего пути «Дороги жизни» в послевоенные годы были установлены памятники, монументы и памятные столбы.
Ну и, конечно, песни военных лет и послевоенные песни о войне! Одна из них целиком посвящена «Дороге жизни»: это «Песня о Ладоге», которая неизменно звучит на концертах в честь Прорыва и снятия блокады Ленинграда, в День Победы. Припев этой песни как нельзя лучше отражает роль Ладожского озера и проложенной по нему «Дороги жизни» в судьбе Ленинграда:
«Эх, Ладога, родная Ладога!
Метель и штормы, грозная волна.
Недаром Ладога родная
«Дорогой жизни» названа!»...
Иллюстрации к материалу:
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме