14:45 14.10.2014 | Все новости раздела "КПРФ"
К.А. Лазарев в Госдуме рассказал о проблемах Дальнего Востока
2014-10-14 13:40
Пресс-служба фракции КПРФ в Госдуме
14 октября на пленарном заседании Госдумы от имени фракции КПРФ выступил депутата К.А. Лазарев.
- Уважаемые депутаты, сегодняшнее выступление я, как депутат от Хабаровского края и ЕАО, хочу посвятить проблемам Дальнего Востока, задам вопросы, на которые хотелось бы завтра услышать ответы в выступлении министра по развитию Дальнего Востока.
К сожалению, экономика Дальнего Востока не диверсифицируется. Хотя заявления о необходимости такой диверсификации экономики с высоких трибун звучат постоянно.
За двухтысячные годы у нас особое развитие получили сырьевые отрасли. Добыча нефти на Дальнем Востоке выросла почти в 5 раз, добыча газа - в 7,5 раз, первичная переработка нефти - почти в 2 раза. И это только начало.
Неразведанные запасы у нас, по оценкам экспертов, составляют порядка 5 процентов - это на территории Дальнего Востока, и разведан примерно 1 процент шельфовой территории, то есть перспективы у нас исключительно в сырьевых отраслях. Это может быть и не плохо, но точно не хорошо, поскольку даже тот рост сырьевых отраслей не улучшил благосостояния людей, жить на Дальнем Востоке от этого легче не стало.
За период с 1990 года по настоящее время Хабаровский край и весь Дальневосточный федеральный округ покинуло почти 2 миллиона человек. На сегодня нас там осталось меньше 6 миллионов человек.
Тот законопроект, который завтра будет обсуждаться по территориям опережающего развития, подаётся сегодня как некое чудо, которое будет способствовать возрождению Дальнего Востока и повышению благосостояния и уровня жизни населения.
Я выражаю очень большое сомнение по поводу таких перспектив. Почему?
Министерство по развитию Дальнего Востока заявляет, что данные территории опережающего развития будут ориентированы на экспорт. Но возникает тогда вопрос: какие отрасли будут развиваться на этих территориях, что мы будем производить, чтобы продавать на экспорт?
Наши ближайшие соседи - страны азиатско-тихоокеанского региона сегодня производят практически всё. И мы со своими высокими ценами им не конкуренты.
Сегодня в азиатско-тихоокеанские страны вынесены наиболее трудоёмкие производства, за счёт низкой стоимости рабочей силы производители пытаются снизить себестоимость. А на Дальнем Востоке стоимость рабочей силы достаточно велика. В этой части мы никаким образом конкурировать с азиатско-тихоокеанским регионом не сможем.
Уже отмечалось Министром экономического развития, что произошёл рост тарифов на железнодорожные перевозки. У нас очень большие железнодорожные перевозки на Дальнем Востоке. Я из Хабаровска только на самолёте лечу семь с половиной часов, а на поезде такая поездка займет целую неделю.
Стоимость транспортировки леса из Хабаровского края в порт Владивостока составляет 80-90 долларов за один кубометр при рыночной стоимости леса сегодня на рынке Китая - 120-130 долларов. То есть, представляете, какой процент себестоимости составляют только транспортные расходы! Хотелось бы завтра услышать от Министра по развитию Дальнего Востока, каким образом министерство планирует решить эту проблему.
Вторая проблема, которая существенно влияет на развитие территорий опережающего развития - это рынки сбыта. Рынок сбыта на Дальнем Востоке крайне мал, что следует из малой плотности населения. Возможно решить эту проблему путём уплотнения населения, но желающих ехать на Дальний Восток, как показывает практика, нет. Только из Хабаровского края за последние четыре года уехало 60 тысяч человек. Для нашего очень маленького по численности края это очень большая цифра.
Примером успешной деятельности на Дальнем Востоке называют компанию "Соллерс", которая производит во Владивостоке автомобили. Но опять же проблема с ограниченным рынком сбыта на Дальнем Востоке привела к тому, что из 68 тысяч автомобилей, которые компания изготовила в прошлом году, 64 тысячи она привезла в центральную полосу России.
Размер налоговых отчислений у компании составил за 2012 год чуть более 900 миллионов рублей. При этом в прошлом году государство компенсировало данной компании транспортные издержки на перевозку автомобилей в размере четырех миллиардов 900 миллионов рублей - суммы несопоставимые.
Возникает вопрос: к чему такая экономика нужна? Мы говорим о том, что нам нужно развивать свои производственные отрасли, чтобы у нас создавался дополнительный добавочный продукт. Но если государство возмещает предприятию почти пять миллиардов рублей, о какой добавочной произведённой стоимости может тогда идти речь?!
Пример компании "Соллерс" ярко высветил проблемы сбыта, непомерных транспортных расходов и энерготарифов. От решения этих проблем зависят перспективы развития территории опережающего развития.
Если население не может обеспечить спрос, то, на мой взгляд, такой спрос должно обеспечивать государство.
В советское время опережающее развитие Дальнего Востока по сравнению с центральной полосой обеспечивалось за счёт очень большого государственного спроса. Государство обеспечивало предприятия гарантированными заказами, это давало предприятиям гарантированную прибыль, предприятия работали стабильно, развивались темпами от 10 до 15 процентов в год.
Сегодня развитию Дальнего Востока может способствовать только такая политика. Но чтобы государство обеспечивало спросом дальневосточные предприятия, у государства должны быть соответствующие национальная политика и национальная идея. Такой идеи в настоящее время совершенно не видно, ради чего мы могли бы загружать наши предприятия на Дальнем Востоке?
Дальневосточный регион становится центром экспорта сырьевых ресурсов, их потенциал огромен. Его необходимо защищать от наших агрессивных соседей.
Но Министерство по развитию Дальнего Востока выбрало территории опережающего развития, которые вряд ли смогут явиться каким-то толчком. В качестве такой зоны рассматривается портовая зона Советской Гавани Ванино, но портовая зона не может являться территорией опережающего развития, это ворота, через которые проходит продукция, которая произведена в другом месте.
А что является таким местом? У нас сегодня через Ванино идёт продукция Сибирской угольной компании, сибирских алюминиевых заводов, то есть эта территория будет давать возможность для опережающего развития не нашей дальневосточной территории, а сибирской территории.
Другая территория опережающего развития, отобранная Министерством по развитию Дальнего Востока, -сельскохозяйственная местность в Хабаровском крае в районе села Ракитного. Но, каким образом, сельскохозяйственные предприятия могут являться точкой роста, которая могла бы потянуть за собой экономику края?!
Сегодня доля валового регионального продукта сельского хозяйства ничтожно мала: 3-5 процентов. Это тоже, на наш взгляд, ошибочное решение в выборе данной зоны. Единственное более-менее перспективно может рассматриваться зона города Комсомольска-на-Амуре, где строится перспективный боевой самолёт Т-50 и "СуперДжет". Но опять же стратегический фундаментальный подход министерства, заключающийся в том, что они хотят создавать зоны в чистом поле, ничего кроме критики вызвать не может.
Зачем нам строить что-то в чистом поле, если у нас ещё сохранилась с советского времени инфраструктура, которую можно привести в надлежащее состояние.
Вот эти все вопросы являются ключевыми. Их надо решать совместно. А иначе мы будем идти по пути предприятия "Соллерс", которое, с одной стороны, производит, а с другой стороны, государство ему за этот платит.
Спасибо.
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме