14:30 02.07.2014 | Все новости раздела "КПРФ"
К.А. Лазарев: Предлагаемая правительством стратегия по развитию Дальнего Востока ожидаемых результатов не даст
2014-07-02 13:48
Пресс-служба фракции КПРФ в Госдуме
2 июня на пленарном заседании Госдумы от имени фракции КПРФ выступил депутат К.А. Лазарев.
Мое выступление посвящено инициативе Правительства по развитию Дальнего Востока.
Изучив ФЦП, проект закона о ТОРах, выступления министра развития ДВ, его заместителей, специалистов, считаю, что предлагаемая стратегия ожидаемых результатов не даст.
Во-первых, в нее заложен точечный принцип. В Советский период стройка пришла в каждый населенный пункт.
Во-вторых, в основе стратегии - опять частная инициатива. Правительство игнорирует тот факт, что чем холоднее страна, тем большую роль оно должно играть в управлении, и считает гипотезу о том, что частный собственник эффективнее государства, доказанной.
За счет каких общетеоретических установок Правительство собирается достигать озвученные цели? В чем логика идеи?
Заместитель министра РФ по развитию Дальнего Востока Кирилл Степанов, в интервью Российской газете в апреле этого года: Основная идея нашего законопроекта - создать конкурентные условия с аналогичными площадками в странах АТР, в том числе за счет значительных преференций. А именно - минимальное налогообложение, безбарьерная среда и максимальное участие государства в создании инфраструктуры .
Кто посчитал, что «минимальное налогообложение, безбарьерная среда и максимальное участие государства в создании инфраструктуры», именно те факторы, которые обеспечат конкурентоспособность?
Базой, которая дает возможность конкурировать, является низкая себестоимость.
Все затраты, образующие себестоимость, группируются по следующим элементам:
• материальные расходы;
• расходы на оплату труда;
• амортизация;
• прочие расходы.
К материальным расходам относятся расходы на приобретение сырья и материалов, топлива, воды, энергии всех видов, отопление зданий и др.
Сырье у нас продается по мировым ценам, тарифы на эл. энергию, тепло не ниже чем в странах АТР, а отопительный сезон существенного в разы больше. Среднегодовая температура в Хабаровске +2. В Комсомольске-на-Амуре – 2. А в Тайланде, например, средняя температура января выше 25 градусов.
Доля транспортных издержек в Валовом Региональном Продукте ДВ в два раза превышает аналогичный среднероссийский показатель. Например транспортная составляющая в себестоимости топливно-энергетических ресурсов ДВ составляет более 50%.
Как учтен этот важнейший фактор в стратегии развития ДВ?
Средняя заработная плата на Дальнем Востоке несколько выше, чем в центральной полосе и не уступает нашим конкурентам из Юго-Восточной Азии. Если мы будем ее еще уменьшать, тогда возникнет вопрос, а для чего такое развитие вообще нужно? Нам экономика нужна, чтобы получать достойную заработную плату.
Экономия на страховых взносах, будет очень маленькой. При наличии прибыли, из которой можно вычесть часть взносов (20%), экономия составит менее 10% от ФОТ. В составе себестоимости это даст приблизительно экономию не более 5 %.
Амортизация. Кто-нибудь знает, какая глубина промерзания грунта на Дальнем Востоке? Она доходит до 2,5 метров. А это соответствующие по объему и стоимости котлованные работы, фундамент, подвод водопровода, отопления, канализации. Их стоимость доходит до 30% стоимости всего объекта. Затем толщина стен и утеплителя. Это тоже деньги. Все эти расходы перекладываются на стоимость произведенной продукции в виде амортизации и входят в себестоимость. Как в этой части можно конкурировать с площадками стран АТР?
Прочие расходы – это различные налоги, сборы, платежи по кредитам, затраты на командировки, по подготовке и переподготовке кадров, износ по нематериальным активам, ремонтный фонд, платежи по обязательному страхованию имущества и т. д. Какой из данных видов расходов у нас меньше чем в странах АТР?
Можно было бы экономить на массовости производства. Для этого необходим соответствующий спрос? Кому продавать? В Хабаровском крае проживает менее 1,5 млн. человек, а всего на ДВ – чуть более 6 млн. Много не продашь. Везти в центральную часть – большие транспортные издержки. Поэтому снизить себестоимость за счет объема выпускаемой продукции не получится. За границу в значительных объемах готовую продукцию промышленного производства не вывезти, себестоимость не позволит. Только сырье. За счет чего продукция перерабатывающих отраслей будет дешевле произведенной в АТР?
Даже при выравнивании положения с уровнем издержек равному странам АТР, что невозможно в принципе в силу объективных географических и климатических факторов, производители АТР обойдут нас за счет массового производства. При низком внутреннем спросе местный производитель не выдерживает конкуренции с иностранным, и разоряется.
Высказывание замминистра – это Волюнтаризм — стремление реализовать желанные цели без учёта объективных обстоятельств.
Подобного рода решение в отношении одной из территорий Дальнего Востока – Советской Гавани уже принималось. В 2008 году министерство экономического развития приняло решение создать в Советской Гавани особую экономическую зону. В 2009 премьер министр подписал постановление, которым зарезервировано 3 млрд. руб. Прошло 5 лет. Не построено ничего. Где конструктивный анализ причин данной неудачи? И почему никто не несет ответственности?
Мы слышим интервью Замминистра из той же серии, в котором он ведет речь «…о создании новых производств, жилищной и социальной инфраструктуры в чистом поле» . Зачем в чистом поле? На Дальнем Востоке спад производства, отток населения. Прекратило существование большое количество производств. К ним ранее была подведена вся необходимая для промышленного производства инфраструктура.
Премьер министр говорит о необходимости импортозамещения. Что конкретно планируется импортозамещать? Программа инвестиций на 80% по стоимости – это сырьевые отрасли.
О каких товарах с высокой долей добавленной стоимости идет речь? Производство Суперджетов на Комсомольском авиационном предприятии планово убыточное. Завод компенсирует их за счет военных заказов. В тех же случаях, когда на Дальнем Востоке пытались производить что-то высокотехнологичное, оборачивалось одинокого. Прекратил существование завод радиоэлектронного оборудования. В предбанкротном состоянии находится в высшей степени технологичный комбинат по переработке древесины «Аркаим».
И подобная ситуация в других отраслях. Частник не желает инвестировать в то, что важно с государственной точки зрения. Если вначале 1990-х экспорт машин, оборудования и транспортных средств из ДВ региона составлял более 34%, то сегодня не превышает 3%. Тогда как доля сырья, топлива, металлов и необработанной древесины достигает 85-90%. Это ли не убедительное доказательство моих слов?
Частник на суровом Дальнем Востоке пойдет только в те отрасли, где меньше всего переделов, поскольку в условиях высокой себестоимости, каждый новый передел будет только увеличивать убытки. Этот вывод подтверждается перечнем инвестиционных проектов, рассматриваемых Минвостокразвития. Они почти все сырьевые.
Философия Правительства заключается в том, что ключевое решение о том, куда вкладывать ресурсы, отдается на откуп частным кампаниям в форме инвестиционных проектов. То есть государство выбирает из того, что предложит частник.
А кто будет вкладывать в сельское хозяйство, если соответствующих инвестпроектов не поступит? На ДВ произошло резкое падение доли собственного производства продуктов питания – до 30% общей потребности.
Это политика не эффективного государства ! Из такой политики следует, что государство поддерживает лишь то, что способно приносить прибыль и там где это возможно. Этот показатель стал единственным для Правительства. Об этом прямо говорят и премьер министр и министр по развитию Дальнего Востока.
Государственно-частное партнерство должно быть более широким. Помощь должна заключаться не только в снижении налоговой нагрузки, упрощения передачи собственности, и решении других сопутствующих проблем. Государство должно на первом этапе обеспечить спрос на продукцию конкретного инвестпроекта, чем обеспечит устойчивость вновь созданного предприятия, снизит риски, соответственно стоимость кредита, участвовать в работе по снижению издержек, пройтись по всей цепочке предприятий, которые обеспечивают деятельность инвестиционного, с целью уменьшения себестоимости их продукции. По-другому в нашей стране, не имеющей базовых конкурентных преимуществ перед странами АТР, нельзя. Кроме того, данное обстоятельство вынудит использовать при отборе проектов другой критерий – государственную пользу.
Самым лучшим индикатором результатов деятельности Правительства, является настроения людей. С 1990 года у подавляющей части населения ДВ преобладают негативные ожидания своего будущего и будущее своего региона, высокий уровень недоверия власти. Утрачена уверенность в завтрашнем дне. Это является следствием отсутствия значимых результатов и многолетних отчетов о том, что все идет хорошо.
До тех пор, пока стратегия развития Дальнего Востока не придет в каждый населенный пункт, Правительство, несмотря на отчеты о том, что все идет хорошо, доверия граждан иметь не будет.
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме