20:15 18.09.2019 | Все новости раздела "КПРФ"
К 140-летию И.В. Сталина. О значении речи вождя СССР на XIX съезде партии
2019-09-18 20:19
Председатель ЦС РУСО И.И. Никитчук.
Из всех сталинских выступлений эта речь советского руководителя вспоминается в наши дни, вероятно, чаще всего. Часто задают вопрос: Почему заключительная речь была посвящена не внутренним вопросам, а явилась обращением к зарубежным коммунистическим партиям?
Дело в том, что на нём впервые присутствовали делегации братских марксистско-ленинских партий. Всем руководителям 44 делегаций было предоставлено слово для выступлений. На съезде была впервые опробованная форма деловых встреч партий, образующих международное коммунистическое движение. Традиция такого общения прижилась и сохраняется до сих пор. Вспомним: делегации братских партий приглашались на XX, XXII - XXVII съезды КПСС, и каждый из них был местом общения и обмена мнениями. Эта традиция была сохранена и после того, как КПСС в 1991 году сошла с исторической сцены: на очередных IV, VII, XIII, XV съездах КПРФ присутствовали представители зарубежных коммунистических и рабочих партий. А после съездов состоялись их международные информационные встречи, на которых проходил деловой обмен мнениями, хотя и не принималось никаких заключительных документов. И если на очередной, XVII съезд КПРФ, проходивший в мае 2017 года, зарубежные гости не приглашались, то как раз потому, что в связи со 100-летием Великой Октябрьской социалистической революции на ноябрь 2017 года была запланирована в РФ очередная XIX Международная встреча коммунистических и рабочих партий.
Закладка новой традиции в 1952 году была исторической необходимостью. В международном коммунистическом движении оно (движение) никогда не рассматривалось как некая сумма партий. Оно всегда представлялось живым целостным организмом, составные части которого обладали определенной самостоятельностью. Требовалась, если не координация действий этих частей, то, как минимум, взаимное информирование о положении дел в коммунистических партиях в международном масштабе, надо было время от времени сверять часы. Между тем такая потребность у разных партий существовала не в одинаковой степени, что определялось разной обстановкой в странах, где они работали, и, следовательно, неодинаковыми задачами, которые они решали. Значит, сказать об этом, о насущной необходимости систематического сотрудничества должен был человек, который обладал в коммунистическом движении безусловным авторитетом. И таким человеком, безусловно, был именно И.В. Сталин.
Тема совместной классовой борьбы была главной в последней речи Сталина. Своё слово он начал с естественной благодарности гостям-единомышленникам за «приветственные обращения, за дружеские приветствия, за пожелание успехов, за доверие». Но к этому выражению благодарности он подошёл как диалектик. Конечно, он подчеркнул: «Было бы ошибочно думать, что наша партия, ставшая могущественной, не нуждается больше в поддержке. Это неверно. Наша партия и наша страна всегда нуждались и будут нуждаться в доверии, в сочувствии и поддержке братских народов за рубежом». Но тут же указал: «Особенность этой поддержки состоит в том, что всякая поддержка миролюбивых стремлений нашей партии со стороны любой братской партии означает вместе с тем поддержку своего собственного народа в его борьбе за сохранение мира».
В подтверждение такой связи он вспомнил про английских рабочих, которые в 1918-1919 годах организовывали борьбу под лозунгом «Руки прочь от России!»: это была поддержка борьбы своего народа против войны, а потом и поддержка Советской власти в России. Сталин привёл и пример из начала 1950-х годов: «Когда товарищ Торез или товарищ Тольятти заявляют, что их народы не будут воевать против народов Советского Союза, то это есть поддержка, прежде всего поддержка рабочих и крестьян Франции и Италии, борющихся за мир, а потом и поддержка миролюбивых стремлений Советского Союза».
И далее т. Сталин делает вывод: «Эта особенность взаимной поддержки объясняется тем, что интересы нашей партии не только не противоречат, а, наоборот, сливаются с интересами миролюбивых народов».
Второй сталинский вывод был о том, что авангардом международной борьбы за мир и классовые интересы трудящихся являются коммунистические партии стран, строящих социализм, во главе с советским народом. В речи на XIX съезде он сказал:
«После взятия нашей партией власти в 1917 году и после того, как партия приняла реальные меры по ликвидации капиталистического и общественного гнёта, представители братских партий, восхищаясь отвагой и успехами нашей партии, присвоили ей звание «Ударной бригады» мирового революционного и рабочего движения. Этим они выражали надежду, что успехи «Ударной бригады» облегчат положение народам, томящимся под гнётом капитализма. Я думаю, что наша партия оправдала эти надежды, особенно в период второй мировой войны, когда Советский Союз, разгромив немецкую и японскую фашистские тирании, избавил народы Европы и Азии от угрозы фашистского рабства.
Конечно, очень трудно было выполнять эту почётную роль, пока «Ударная бригада» была одна-единственная и пока ей приходилось выполнять эту передовую роль почти в одиночестве. Но это было. Теперь - совсем иное дело. Тогда, когда от Китая и Кореи до Чехословакии и Венгрии появились новые «ударные бригады» в лице народно-демократических стран, теперь нашей партии легче стало бороться, да и работа пошла веселее».
Третий сталинский вывод, заложенный в речи на XIX партсъезде, состоит в том, что «особого внимания заслуживают те коммунистические, демократические или рабоче-крестьянские партии, которые ещё не пришли к власти и которые продолжают работать под пятой буржуазных драконовских законов. Им, конечно, труднее работать».
И Сталин достаточно подробно объясняет, почему так. Буржуазия отказалась от либерализма. «Раньше буржуазия позволяла себе либеральничать, отстаивала буржуазно-демократические свободы и тем создавала себе популярность в народе. Теперь от либерализма не осталось и следа… Знамя буржуазно-демократических свобод выброшено за борт. Я думаю, что это знамя придётся поднять вам, представителям коммунистических и демократических партий, и понести его вперёд, если хотите собрать вокруг себя большинство народа. Больше некому его поднять.
Раньше буржуазия считалась главой нации, она отстаивала права и независимость нации, ставя их «превыше всего». Теперь не осталось и следа от «национального принципа». Теперь буржуазия продаёт права и независимость нации за доллары. Знамя национальной независимости и национального суверенитета выброшено за борт. Нет сомнения, что это знамя придётся поднять вам, представителям коммунистических и демократических партий, и понести его вперёд, если хотите быть патриотами своей страны, если хотите стать руководящей силой нации. Его больше некому поднять».
Может показаться, что революционер Сталин призывает международное коммунистическое движение поднять знамя буржуазной демократии и буржуазного национализм. И шустрые антисталинисты подхватили упавший им в руки тезис и «развить» дальше: так ведь Сталин-то на том съезде от большевизма отказался, партия, даже в скобках, перестала именоваться большевистской… Но Сталин в своей последней речи ни от себя, ни от большевизма ни на йоту не отрекался. Об этом в его речи нет и не могло быть и малейшего намека. Сталин всего лишь призывает братские партии, которые стремятся к власти, не изобретать велосипед, а использовать в борьбе выработанные веками вполне пригодные для этого средства.
Речь т. Сталина остается актуальной и сегодня. Особенно это касается сохранения мира. Империализм толкает народы к очередной войне, к очередному переделу мира. Трофеи, захваченные в ходе реставрации капитализма на просторах СССР и европейских социалистических стран, империалистический Молох уже переварил. Чтобы ему выжить, нужна новая пища, новые жертвы.
Весьма актуальной остается и консолидация всех левых сил планеты, в первую очередь усилий коммунистических и рабочих партий в противодействии наступлению фашистских и профашистских сил, что также грозит новыми смертельными бедами для всего человечества.
Речь т. Сталина актуальна и поучительна для нас, советских и российских коммунистов, не прислушавшихся к его предостережениям о существующей как внешней, так и внутренней опасности.
Сталин сегодня любим и популярен - об этом свидетельствуют соцопросы. Притом его любит молодёжь.
В 90-е и даже в нулевые было иначе: молодёжь стояла за новизну, идущую с Запада, а старики - за совковую старину, которую воплощал Сталин.
Подразумевалось: старики уйдут - уйдёт и сталинизм. Но через 66 лет после смерти Сталина вон что творится: крепнет, как выражались в советское время, идейно-политическое единство советского общества. Сегодня это единство «дедов» и «внуков», но и «отцов» среди них немало. И центром кристаллизации является могучая фигура Сталина. Это знамя, вокруг которого идёт быстрый сбор народного ополчения. Пока идейного, но недалёк час - начнётся и организационное сплочение.
Впечатление, что сама судьба способствует популярности Сталина. Судите сами. В 80-х, когда запустили антисталинский вой, главным сюжетом были репрессии, 37-й год. Ночь, в квартиру мирно спящего наркома вламываются безжалостные чекисты, увозят отца семейства на Лубянку, дети плачут, жена заламывает руки: «Будь он проклят, кровавый тиран, во веки веков!»
Их и впрямь немало увезли. Только вот какая вышла ирония истории: раскрутив тему репрессий против зарвавшихся «бояр», хулители и разоблачители сталинизма нежданно сработали в пользу Сталина. То, что по замыслу должно было навеки отвратить людей от Сталина, сегодня массово воспринимается как очень привлекательная сторона его деятельности!».
Сегодня в России очень многие простые люди относятся к репрессиям против зарвавшегося руководства как к делу полезному и неизбежному. Недавно в метро я услышал: «Пока их всех не пересажают - толку не будет; Сталина вот только на них нет».
Ещё чем любезен народу Генералиссимус - это бескорыстие и бытовая скромность. Сам жил попросту и бояр своих одёргивал. Сегодня разнузданное материальное неравенство, к которому русские люди, в отличие от жителей Индии или Латинской Америки, не привыкли - работает на Сталина.
При Сталине выдвинулось много талантливых людей: без них не состоялся бы тот рывок, который поразил весь мир. Сегодня при всей возне вокруг «новых лидеров» простому человеку путь наверх очень затруднён. Так происходит во всём мире, но мы-то живём не во всём мире, а у себя. И, естественно, вспоминаем времена, когда было не так.
Чего ещё люди ищут в Сталине? Мне кажется - правды. Все мемуаристы, вспоминая о работе со Сталиным, в один голос говорят: пуще всего Сталин карал за враньё. Не за ошибку, а за ложь и дезинформацию. От своих сотрудников он требовал предметного знания фактов, личного проникновения в предмет. Это единственный способ достичь результата в любой деятельности - знать, как устроен тот фрагмент реальности, на который мы пытаемся воздействовать. В старину это хорошо понимали - и в процессе воспитания детей строже всего наказывали за ложь. Но это было давно.
Молодые люди, вступающие в жизнь, хотят понять, как устроен мир - и не могут. Школа не даёт внятной картины миры, да и сама её не имеет. Вот парень закончил школу - и куда? Он поступает в так называемый университет, где его вроде должны чему-то полезному научить. И часто обнаруживается, что всё это понарошку: учить его не собираются, да и сами учителя-то мало что знают. Все бодро, энергично врут: про права, возможности, успех. А парнишке бы рабочее место по специальности, как было во времена дедов. Вот это был бы настоящий успех!
Молодые хотят сделаться специалистами, продвигаться, а мир ядовитого тумана вынуждает их становиться прекариатом - лицами без определённых занятий. Они ловят рассказы дедов об их молодости и - призывают Сталина. Его ждут, и он явится - в новом обличье, дайте срок.
Для всех, кто хотел бы сам лично ознакомиться с речью И.В. Сталина на XIX съезде партии, публикуем ее полный текст.
Сталин И.В.
Речь на XIX съезде КПСС
14 октября 1952 года
Источник:
Сталин И.В. Cочинения. – Т. 16. –
М.: Издательство “Писатель”, 1997. С. 227–229.
Товарищи!
Разрешите выразить благодарность от имени нашего съезда всем братским партиям и группам, представители которых почтили наш съезд своим присутствием или которые прислали съезду приветственные обращения, за дружеские приветствия, за пожелания успехов, за доверие.
Для нас особенно ценно это доверие, которое означает готовность поддержать нашу партию в ее борьбе за светлое будущее народов, в ее борьбе против войны, в ее борьбе за сохранение мира.
Было бы ошибочно думать, что наша партия, ставшая могущественной силой, не нуждается больше в поддержке. Это неверно. Наша партия и наша страна всегда нуждались и будут нуждаться в доверии, в сочувствии и в поддержке братских народов за рубежом.
Особенность этой поддержки состоит в том, что всякая поддержка миролюбивых стремлений нашей партии со стороны любой братской партии означает вместе с тем поддержку своего собственного народа в его борьбе за сохранение мира. Когда английские рабочие в 1918–1919 годах, во время вооруженного нападения английской буржуазии на Советский Союз организовали борьбу против войны под лозунгом “Руки прочь от России”, то это была поддержка, поддержка прежде всего борьбы своего народа за мир, а потом и поддержка Советского Союза. Когда товарищ Торез или товарищ Тольятти заявляют, что их народы не будут воевать против народов Советского Союза, то это есть поддержка, прежде всего поддержка рабочих и крестьян Франции и Италии, борющихся за мир, а потом и поддержка миролюбивых стремлений Советского Союза. Эта особенность взаимной поддержки объясняется тем, что интересы нашей партии не только не противоречат, а, наоборот, сливаются с интересами миролюбивых народов. Что же касается Советского Союза, то его интересы вообще неотделимы от дела мира во всем мире.
Понятно, что наша партия не может оставаться в долгу у братских партий и она сама должна в свою очередь оказывать им поддержку, а также их народам в их борьбе за освобождение, в их борьбе за сохранение мира. Как известно, она именно так и поступает. После взятия власти нашей партией в 1917 году и после того, как партия предприняла реальные меры по ликвидации капиталистического и помещичьего гнета, представители братских партий, восхищаясь отвагой и успехами нашей партии, присвоили ей звание “Ударной бригады” мирового революционного и рабочего движения. Этим они выражали надежду, что успехи “Ударной бригады” облегчат положение народам, томящимся под гнетом капитализма. Я думаю, что наша партия оправдала эти надежды, особенно в период второй мировой войны, когда Советский Союз, разгромив немецкую и японскую фашистскую тиранию, избавил народы Европы и Азии от угрозы фашистского рабства.
Конечно, очень трудно было выполнить эту почетную роль, пока “Ударная бригада” была одна-единственная и пока приходилось ей выполнять эту передовую роль почти в одиночестве. Но это было. Теперь – совсем другое дело. Теперь, когда от Китая и Кореи до Чехословакии и Венгрии появились новые “ударные бригады” в лице народно-демократических стран, теперь нашей партии легче стало бороться, да и работа пошла веселее.
Особого внимания заслуживают те коммунистические, демократические или рабоче-крестьянские партии, которые еще не пришли к власти и которые продолжают работать под пятой буржуазных драконовских законов. Им, конечно, труднее работать. Однако им не столь трудно работать, как было трудно нам, русским коммунистам, в период царизма, когда малейшее движение вперед объявлялось тягчайшим преступлением. Однако русские коммунисты выстояли, не испугались трудностей и добились победы. То же самое будет с этими партиями.
Почему все же не столь трудно будет работать этим партиям в сравнении с русскими коммунистами царского периода?
Потому, во-первых, что они имеют перед глазами такие примеры борьбы и успехов, какие имеются в Советском Союзе и народно-демократических странах. Следовательно, они могут учиться на ошибках и успехах этих стран и тем облегчить свою работу.
Потому, во-вторых, что сама буржуазия – главный враг освободительного движения – стала другой, изменилась серьезным образом, стала более реакционной, потеряла связи с народом и тем ослабила себя. Понятно, что это обстоятельство должно также облегчить работу революционных и демократических партий.
Раньше буржуазия позволяла себе либеральничать, отстаивала буржуазно-демократические свободы и тем создавала себе популярность в народе. Теперь от либерализма не осталось и следа. Нет больше так называемой “свободы личности”, – права личности признаются теперь только за теми, у которых есть капитал, а все прочие граждане считаются сырым человеческим материалом, пригодным лишь для эксплуатации. Растоптан принцип равноправия людей и наций, он заменен принципом полноправия эксплуататорского меньшинства и бесправия эксплуатируемого большинства граждан. Знамя буржуазно-демократических свобод выброшено за борт. Я думаю, что это знамя придется поднять вам, представителям коммунистических и демократических партий, и понести его вперед, если хотите собрать вокруг себя большинство народа. Больше некому его поднять.
Раньше буржуазия считалась главой нации, она отстаивала права и независимость нации, ставя их “превыше всего”. Теперь не осталось и следа от “национального принципа”. Теперь буржуазия продает права и независимость нации за доллары. Знамя национальной независимости и национального суверенитета выброшено за борт. Нет сомнения, что это знамя придется поднять вам, представителям коммунистических и демократических партий, и понести его вперед, если хотите быть патриотами своей страны, если хотите стать руководящей силой нации. Его некому больше поднять.
Так обстоит дело в настоящее время.
Понятно, что все эти обстоятельства должны облегчить работу коммунистических и демократических партий, не пришедших еще к власти.
Следовательно, есть все основания рассчитывать на успехи и победу братских партий в странах господства капитала.
Да здравствуют наши братские партии!
Пусть живут и здравствуют руководители братских партий!
Да здравствует мир между народами!
Долой поджигателей войны!
Правда. 15 октября 1952 года
Председатель ЦС РУСО
И. Никитчук
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме