13:15 09.10.2017 | Все новости раздела "КПРФ"
Юозас Ермалавичюс о понятии «Великая русская революция»
2017-10-09 13:46
Юозас Ермалавичюс, доктор исторических наук, профессор.
В научном и идеологическом обороте появилось понятие «Великая Русская революция», посвященное осмыслению исторических событий 100-летней давности в России. Считаю своим долгом присоединиться к столь сложному познавательному делу с позиций объективной логики всемирной истории, поскольку Великими квалифицируются только такие социальные революции, которые имеют всемирно-историческое значение. Как известно, в историческую эпоху буржуазных революций на высшую ступень вышла Великая Французская революция конца XVIIIвека.
Основоположник научного мировоззрения К.Маркс считал, что историческая эпоха социальной революции наступает тогда, когда «материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями». Изучив объективные закономерности развития капиталистического способа общественного производства, К.Маркс писал: «Монополия капитала становится оковами того способа производства, который вырос при ней и под ней. Централизация средств производства и обобществление труда достигают такого пункта, когда они становятся несовместимыми с их капиталистической оболочкой. Она взрывается». Содержанием этого социального взрыва является «превращение капиталистической частной собственности, фактически уже основывающейся на общественном процессе производства, в общественную собственность».
Практическое осуществление революционного скачка человечества от высшей, монополистической стадии капитализма к бесклассовому обществу социальной свободы и равенства возглавила Коммунистическая партия большевиков под руководством гениальнейшего мыслителя и революционера ХХ века В.И.Ленина в России, которая занимала первое место в мире по монополизации капитала при сохранении в стране значительных остатков феодализма. К тому же Первая мировая война 1914-1918 годов максимально обострила все общественные противоречия капитализма. В связи с этим В.И.Ленин писал: «Только пролетарская, социалистическая революция может вывести человечество из тупика, созданного империализмом и империалистическими войнами. Каковы бы ни были трудности революции и возможные временные неуспехи ее или волны контрреволюции, - окончательная победа пролетариата неизбежна».
Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 года в России, представлявшая собой соединение научной теории социалистической революции с революционной практикой народных масс, увенчалась победой всемирно-исторического значения, оказывающей глубинное воздействие на весь мировой исторический процесс, общественное развитие всех стран и народов земного шара. Анализируя вопрос, в каком смысле можно говорить о международном значении русской революции, В.И. Ленин резюмировал, что «все основные и многие второстепенные черты нашей революции имеют международное значение в смысле воздействия ее на все страны». Поэтому логически В.И.Ленин сделал вывод, что «весь мир уже переходит теперь к такому движению, которое должно породить всемирную социалистическую революцию».
Непосредственную связь Великой Октябрьской социалистической революции со всемирной социалистической революцией В.И.Ленин провозгласил 7 ноября 1917 года на заседании Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов. Сообщив о победе социалистической революции в России, он поставил задачу создания Советского государства и предвидел всемирную социалистическую революцию. Это предвидение исходило из научного понимания диалектики развития капиталистического способа общественного производства к своему естественному отрицанию. «Объективный ход развития таков, – считал В.И.Ленин, - что от монополий…вперед идти нельзя, не идя к социализму». Следовательно, Великий Октябрь возглавил историческую эпоху социальных революций, конечным итогом которых должно стать всемирное торжество социализма.
Поскольку идеалом всемирной социалистической революции может быть только «человеческое общество, или обобществившееся человечество», объединяющее основополагающие принципы коммунизма – коллективизм и гуманизм, - корни этого определения К.Маркса обнаруживаются в менталитете русского народа, характеризующегося общинностью и человечностью. По своему коллективистскому и гуманистическому менталитету русский народ является наиболее коммунистическим народом на земном шаре. Отсюда логически прогнозируется развитие человеческой цивилизации от Великого Октября к всемирной социалистической революции. Тем более что коллективизму и гуманизму принадлежит историческая перспектива, поэтому русский народ является народом будущего. Он не ассимилирует другие народы, а сплачивает их вокруг себя. Неслучайно мировая империалистическая реакция превратила русофобию в неотъемлемую черту антикоммунизма, выступающего против любых проявлений исторического прогресса человечества.
В.И.Ленин считал, что «без революционной теории не может быть и революционного движения». Он радовался тому, что «марксизм, как единственно правильную революционную теорию, Россия поистине выстрадала». Овладению научным мировоззрением, коммунистической идеологией марксизма способствовали духовность русского народа, его умственная развитость. Русский образ мышления отличается аналитическим характером, диалектическим подходом к противоречиям общественного развития, духовным иммунитетом против дурных идей, восприимчивостью к научным знаниям. По силе человеческого ума сам В.И.Ленин представлял в начале ХХ столетия наивысшую вершину умственной развитости человечества. Адекватное восприятие им исторической действительности в стране и мире, научное ее понимание служили основой для научного обоснования принимаемых Коммунистической партией большевиков решений, осуществление которых в революционной практике увенчалось всемирно-историческими победами. Поэтому соединение научной теории с революционной практикой стало наиболее характерной чертой ленинизма, которой до сих пор отличаются его последователи.
Поскольку в начале ХХ века основной узел противоречий мировой капиталистической системы образовался в России, первым на поиск пути преодоления ее всеохватывающего кризиса вышел российский рабочий класс совместно с многочисленным трудовым крестьянством и другими слоями трудящихся. Об этих особенностях России В.И.Ленин писал: «История поставила теперь перед нами ближайшую задачу, которая является наиболее революционной из всех ближайших задач пролетариата какой бы то ни было другой страны». На решение этой всемирно-исторической задачи наиболее революционного характера пришла Великая Русская революция. В ее исторических рамках Первая русская революция 1905-1907 годов решала буржуазно-демократические задачи, порождая при этом и невиданную до тех пор форму политической власти рабочего класса – Советы. Февральская народная революция 1917 года пошла дальше в решении буржуазно-демократических задач – свергла монархию в пользу власти Советов рабочих. Наконец, Великая Октябрьская социалистическая революция не только установила Советскую власть в России, но и возглавила революционный переход всего человечества от капитализма к социализму.
Историческая эпоха революционного перехода человечества от капитализма к социализму характеризуется острой классовой борьбой между общественными силами социалистической революции и империалистической контрреволюции. Сразу после победы Великого Октября на уничтожение Российской Советской Республики устремились как внешняя империалистическая интервенция, так и внутренняя антисоветская контрреволюция. Но революционный натиск социализма оказался настолько сильным, что впервые во всемирной истории показал реальный пример его построения в Советском Союзе и стал высшим достижением общественного прогресса человечества в ХХ столетии. С целью уничтожения советского социализма фашистская реакция империализма развязала в 1941 году кровопролитную войну против Советского Союза. Но мужество и героизм советского народа, проявленные им под руководством Коммунистической партии большевиков, показали жизнеспособность и победоносность социалистического общественного строя, открыли просторы для становления социализма международным явлением.
В ответ на Великую Победу советского социализма, достигнутую в 1945 году, империалистическая реакция развязала «холодную войну» против его становления мировой общественной системой. Но «холодная война» оказалась бессильной перед могущественным натиском социалистических, народно-демократических, национально-освободительных революций на всех континентах, свидетельствующих о переходе человечества от Великого Октября к всемирной социалистической революции. Правда, «холодная война» сдерживала осуществление преимуществ социализма в жизни общества, но вместе с тем подавляла и конструктивные возможности капитализма. В итоге очередное обострение в 1970-е годы общего кризиса капитализма переросло в глобальный кризис всего старого общественного устройства мира, основанного на частной собственности на средства производства. Соответственно обострилась всемирная гражданская война – «война интересов» на земном шаре.
Решающую и определяющую роль в историческом движении человечества к всемирной социалистической революции сыграла мировая научно-техническая революция второй половины ХХ столетия, вызванная радикальным преобразующим воздействием Великого Октября на мировой исторический процесс. Эта величайшая революция в развитии производительных сил общества открыла наукоемкий вид производства, обеспечивающий возможности для беспредельного его развития вплоть до достаточного удовлетворения человеческих потребностей всего народонаселения земного шара, и закономерно потребовала соответствующих социальных сдвигов.
Мировая научно-техническая революция превратила науку в непосредственную производительную силу общества, что послужило основой для обобществления материального производства во всемирной степени. Поэтому капиталистическая частная собственность на средства производства полностью перестала служить основой для формирования производственных отношений народов. К сожалению, ни один народ земного шара не овладел должным образом производительными достижениями научно-технической революции. Благодаря ее воздействию капитализм достиг максимальной монополизации материального производства в гигантских сверхмонополиях – транснациональных корпорациях – и «перезрел» для социалистических революций, что повлекло за собой образование в 1970-е годы всемирного предреволюционного кризиса, охватывающего всю частнособственническую цивилизацию, влекущего за собой социальное и духовное вырождение буржуазного общества, а заодно и засилье антикоммунистического психоза. Ведь демонополизация производства, приватизация экономики вышли за грань здравого смысла. Вместе со всем человечеством Россия оказалась в виртуальном мире, отстающем от удовлетворения необходимых потребностей жизни общества, обусловленных научно-технической революцией.
В ответ на образование всемирного предреволюционного кризиса империалистическая контрреволюция, возглавляемая американским фашизмом, развязала в 1980-е годы глобальную агрессию против всего человечества, нацеленную на полное уничтожение социализма и реставрацию безраздельного господства капиталистического общественного строя в планетарном масштабе. В 1988 году империалистическая агрессия непосредственно коснулась территории Советского Союза. Навстречу ей ринулись политические выродки из старой КПСС, которые вступили в сговор с американским фашизмом, возглавили антисоветскую контрреволюцию внутри СССР, разрушили естественно исторически сложившуюся огромнейшую и богатейшую страну, сколотили компрадорскую олигархию криминального характера для экспроприации общественного богатства советского народа. Россия стала полностью подготовленной к разрушению с целью разграбления ее природных ресурсов. Тем более что приватизация экономики, реанимация частной собственности на средства производства лишили Российское государство материального фундамента, обрекли его на гибель. Вместе с тем на планете образовалась всемирная революционная ситуация, развернулся глобальный передел мира. Россия оказалась в эпицентре всемирного перелома.
На защиту социалистического Отечества первыми выступили подлинные советские коммунисты – последователи марксистско-ленинского учения, обладающие научным мировоззрением диалектического материализма. Нам удалось не только затормозить разрушение Советского Союза, но и превратить империалистического агрессора в заложника своих преступных действий. Использование нами всеобщих объективных законов диалектики в революционной практике увенчалось в 1991 году значимыми результатами: фашистская реакция империализма перешагнула критическую грань в мировом историческом процессе и загнала себя в безвыходное положение, которым она не может овладеть, поэтому обречена на неизбежную гибель. В итоге мировую капиталистическую систему охватила всеобщая агония, поставившая ее на историческую полосу ускоренного саморазрушения. На земном шаре развернулась всемирная социалистическая революция. В ее преобразующем потоке Россию от уничтожения империалистической реакцией может спасти новая социалистическая революция, дополняющая и обогащающая исторические свершения Великого Октября.
Движение агонизирующего капитализма в могилу на кладбище истории еще далеко не лишило его иллюзорных надежд на расчленение России и разграбление ее природных богатств. Тем более что американскому фашизму и антисоветской контрреволюции удалось ввергнуть Советскую страну в общенациональную катастрофу, вызвать геноцид советского народа. Полностью подтвердилось предположение В.И.Ленина, что и после победы социалистической революции Россия сделается «не образцовой, а опять отсталой (в «советском» и в социалистическом смысле) страной». Великая Русская революция оказалась более значимой для всего человечества, чем для самой России. К тому же империалистическая контрреволюция прибегла к транснациональному террору и бандитизму, устраивающих массовое истребление жителей земного шара. Наконец, фашистская реакция империализма стала захлебываться своей глобальной агрессией против человечества. Агонизирующая империалистическая контрреволюция, полностью охваченная умственной шизофренией, уничтожает сама себя. Тем не менее, междоусобные политические интриги американского фашизма и антисоветской контрреволюции обостряют всемирную революционную ситуацию до крайних пределов, угрожая самому существованию человечества.
Следовательно, Великая Русская революция, побудившая мировую научно-техническую революцию, инициировала заодно и всемирную социалистическую революцию. Она вызвала глобальный хаос, который стал хоронить частнособственническую цивилизацию на кладбище истории. Глобальный хаос не поддается произвольному управлению политическими «верхами» мира, поэтому уничтожает их. Выход из глобального хаоса возможен только благодаря применению всеобщих объективных законов диалектики в исторической практике. Точнее – путем обеспечения соответствия характера производственных отношений общества уровню развития его материальных производительных сил, что и является главным историческим призванием любой социальной революции, составляет ее основное содержание. Приватизация средств производства, реанимация частной собственности в России неизбежно завершатся соответствующим социальным взрывом в исторических рамках всемирной социалистической революции.
Стратегическая инициатива исторического прогресса современного человечества XXIвека по-прежнему находится в России – Родине В.И.Ленина, идеи которого до сих пор воплощаются в жизнь всех народов земного шара. А практическая инициатива социалистического строительства переместилась из разрушенного Советского Союза в Китайскую Народную Республику, успешно обогащающую достижения социализма в мире. Когда антисоветская контрреволюция полностью выполнит свою разрушительную «миссию», советскому народу придется очистить поле своей жизнедеятельности от руин экономики и культуры, с тем чтобы приступить к обновлению социализма. Из-за неравномерного характера исторического развития человечества всемирная социалистическая революция охватывает первоначально большинство, а в дальнейшем и остальные страны планеты. Она не только завершит историческую эпоху революционного перехода человечества от капитализма к социализму, но и откроет грядущую эпоху коллективистского и гуманистического развития народов к коммунизму. Она призвана обеспечить должное овладение человечеством производительными достижениями мировой научно-технической революции. В итоге глобальная социалистическая революция окажется последней социальной революцией во всемирной истории. Ее перспективу Ф. Энгельс предполагал в качестве «величайшей революции всех времен».
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме