16:15 28.12.2020 | Все новости раздела "КПРФ"
Юозас Ермалавичюс: «Наука и частная собственность»
2020-12-28 15:20
Юозас Ермалавичюс, доктор исторических наук, профессор.
Наука представляет собой проявление функции человеческого мозга, поэтому выступает наиболее сложным занятием в жизнедеятельности общества, так как познавательная деятельность людей отличается особыми противоречиями. Содержанием науки – основополагающей формы общественного сознания человека – является адекватное восприятие и правильное понимание объективной реальности, что воплощается в научной картине мира, объективной логике истории, историческом детерминизме, несовместимыми с виртуальным, иллюзорным, оппортунистическим подходами к действительности.
В этом заключается исключительность науки, ее отличительные свойства от других сфер или областей жизнедеятельности общества, что обусловливается спецификой научного творчества. Научный труд, развивающий научную мысль, носит двойственный характер, выступая как всеобщий труд на благо всего человечества и как умственный труд работника науки. В научно-исследовательской работе наблюдается диалектическое взаимодействие теоретического и эмпирического мышления человека, охватывающее теоретический и обыденный уровни его общественного сознания. К тому же выявляется подлинная безграничность научной мысли и ее ограниченность в различных формах абсолютизации, вульгаризации, догматизации, максимализации и им подобных, создающих видимость научности. Не случайно результаты научного труда содержат в себе как созидательную, так и разрушительную силу, поскольку сама наука – способ теоретического осознания объективных законов движения мира – получает подтверждение или отрицание только путем проверки в исторической практике.
Наука развивается в общем процессе исторического движения человечества, локомотивами которого являются революции. Величайшая революция в развитии научной мысли, а заодно и всего человеческого мышления, состоялась в середине ХIХ века, когда К. Маркс и Ф. Энгельс создали философское учение диалектического материализма, ставшего теоретической и методологической основой науки, обеспечившего ее подлинный смысл. Основоположники диалектического материализма выявили, что законы естественного движения мира – единство и борьба противоположностей, переход количественных изменений в качественные сдвиги, повторение пройденных ступеней на более высоком уровне – носят всеобщий, универсальный, объективный характер, охватывающий развитие природы, общества, сознания людей. Определяющую роль в развитии общественного сознания человека играет общественное бытие, научное осознание которого оказывает активное воздействие на исторический прогресс человечества. Наука получила перспективу стать решающим и определяющим фактором дальнейшего естественного процесса всемирной истории. Реализацию этой возможности К. Маркс и Ф. Энгельс увязывали с революционным движением мирового пролетариата, классовые интересы которого – освобождение общества от социального неравенства и антагонизма, угнетения и эксплуатации человека человеком – совпадают в основном с объективными законами исторического развития населения земного шара.
Главным орудием социального освобождения общества и человека основоположники диалектического материализма считали науку. К. Маркс квалифицировал ее как «всеобщую общественную производительную силу» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 26, ч. 1, с. 400). Революционная преобразующая роль науки, по убеждению К. Маркса, состоит в том, что «теория становится материальной силой, как только она овладевает массами» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 1, с. 422). Формирование научного сознания народных масс выступает исторической необходимостью социалистической революции, в процессе которой, по мнению Ф. Энгельса, «объективные, чуждые силы, господствовавшие до сих пор над историей, поступают под контроль самих людей» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 19, с. 227). Эту задачу социалистическая революция решает сменой типов собственности на средства производства, так как отношения собственности являются основой общественного жизнеустройства человечества. Отменой частной собственности и установлением общественной собственности на средства производства социалистическая революция преодолевает стихийное, слепое, хаотическое развитие населения земного шара и открывает возможности для сознательного, планомерного, гармонического развития общества. Реализация этих возможностей предполагает научное обоснование организации жизни общества и научное управление ее развитием. По научному убеждению Ф. Энгельса, только с утверждения социализма на планете «люди начнут вполне сознательно сами творить свою историю» (Там же, с. 228).
Когда к началу ХХ века капитализм достиг высшей стадии своего развития – империализма – и вступил в общенациональный кризис, диалектический материализм стал руководством к действию интернационального коммунистического движения, отстаивающего интересы международного рабочего класса. Изучив сущность империализма под углом зрения диалектико-материалистического мировоззрения, В. И. Ленин заметил, что «основные свойства капитализма стали превращаться в свою противоположность, когда по всей линии сложились и обнаружились черты переходной эпохи от капитализма к более высокому общественно-экономическому укладу» (Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 27, с. 385). Капитализм стал вырождаться и распадаться, обостряя все свои общественные противоречия. Свободную конкуренцию, обеспечившую расцвет капиталистического производства, подавляло господство монополий. Буржуазное общество поворачивало от политической демократии к насилию, реакции, террору. В итоге человечество вступило в историческую эпоху социалистической революции, которая стала воплощать всеобщие объективные законы диалектики в исторической действительности. Историческим призванием коммунистического движения стало целенаправленное использование всеобщих объективных законов диалектики в революционной практике.
Постоянно нарастающее обострение общего кризиса капитализма привело к трансформации капиталистической конкуренции в империалистические войны, максимально накаляющие все общественные противоречия частнособственнической цивилизации. Из этого закономерного явления В. И. Ленин сделал научный вывод: «Только пролетарская, социалистическая революция может вывести человечество из тупика, созданного империализмом и империалистическими войнами. Каковы бы ни были трудности революции и возможные временные неуспехи ее или волны контрреволюции, - окончательная победа пролетариата неизбежна» (Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 54, с. 483). Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 года в России подтвердила в исторической действительности правильность как ленинского вывода, так и всего диалектико-материалистического учения. Великий Октябрь стал оказывать глубинное преобразующее воздействие на общественное развитие всех стран и народов земного шара. Великий Октябрь возглавил наступившую историческую эпоху новейшего времени, определив ее содержание, характер, направление развития – революционный переход человечества от капитализма к социализму. К тому же В. И. Ленин разработал теоретический проект построения социалистического общества, выявив научное обоснование этого исторического процесса в качестве его основной закономерности, «чтобы наука действительно входила в плоть и кровь, превращалась в составной элемент быта вполне и настоящим образом» (Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 45, с. 391).
Рожденные Великой Октябрьской социалистической революцией, всемирно-исторические сдвиги в общественном развитии человечества – образование мировой общественной системы социализма, количественный и качественный рост интернационального рабочего класса, распад колониальной системы империализма, развертывание международных демократических движений и другие – побудили к середине ХХ столетия величайшую производственную революцию во всемирной истории – мировую научно-техническую революцию, которая радикально преобразовала материально-производственный фундамент жизни мирового сообщества народов. Научно-техническая революция добилась соединения науки с материальным производством, превращения ее в непосредственную производительную силу общества, что привело к подъему совокупных производительных сил человечества на совершенно новый уровень развития. Непосредственное соединение науки с производством породило качественно новый вид производства – наукоемкое производство, отличающееся его автоматизацией и беспредельным развитием вплоть до полного удовлетворения человеческих потребностей всего населения земного шара. Наукоемкое производство стало материальным фундаментом для становления коммунистического способа общественного производства. Тем более что наука, будучи всеобщей общественной производительной силой, послужила основой для обобществления производства во всемирной степени, образования единого мирового материально-производственного процесса, ибо уровень наукоемкости производства определяет степень его обобществления. В целом наукоемкое производство содержит в себе экономический базис для построения коммунистического общества, что определяет соответствующие необходимые потребности общественной жизни международного сообщества. Без научного обоснования организации жизни общества и научного управления его развитием оказывается невозможным дальнейшее общественное движение человечества вперед путем исторического прогресса.
В процессе мировой научно-технической революции капиталистический способ общественного производства полностью исчерпал все свои конструктивные возможности и естественно вступил в исторический этап необратимого прекращения своего существования, так как монополизация капитала достигла максимальной высоты, апогея роста. Частная собственность на средства производства оказалась бессильной перед должным овладением производительными достижениями научно-технической революции и перестала служить основой для формирования производственных отношений общества. Всемирное обобществление производства превратило частную собственность в разрушителя производства и всей общественной жизнедеятельности народов, о чем свидетельствует перерастание в 1970-е годы общего кризиса капитализма во всеобщий мировой кризис всей частнособственнической цивилизации, содержащий в себе глобальную сокрушительную силу. Новейший научный уровень развития производительных сил общества вступил в непримиримый конфликт с частнособственническим характером его производственных отношений в планетарном объеме. В итоге последовало расстройство мировой экономической системы, что необычайно усугубило стихийность и хаотичность в общественном развитии земной цивилизации.
Революционный прорыв в научном прогрессе радикально изменил материально-производственные условия жизни человечества, далеко опережая возможности частнособственнического жизнеустройства народов земного шара. Частнособственническая система общественных отношений неизбежно и необратимо отстала от удовлетворения необходимых потребностей исторического прогресса населения планеты, что воплотилось во всеобщем мировом кризисе. Заодно последовало закономерное ускорение саморазрушения мировой капиталистической системы. Человечество оказалось охваченным мировым цивилизационным кризисом, подорвавшим относительную стабильность общественной жизнедеятельности международного сообщества. К тому же господствующие общественные силы планеты не могут подняться на высоту новейших объективных требований естественного исторического процесса и обеспечивать решение назревших задач цивилизационного прогресса. Народы охвачены мировым духовным кризисом, лишены в своем большинстве адекватного восприятия исторической действительности.
В ответ на радикальные требования мировой научно-технической революции к дальнейшему развитию материального производства монополистический капитал устремился к своей максимальной концентрации и централизации, сосредоточению всемирного богатства в частной собственности верхушки транснациональной финансовой олигархии. Монополизация капитала достигла в 1970-е годы своего апогея, чем исчерпала возможности для дальнейшего развития капиталистического производства. Глобальная сверх монополия капитала стала экономически вырождаться, завершая существование империализма. Межмонополистическая конкуренция разворачивает процесс самоуничтожения частной собственности на средства производства в непримиримой междоусобной экономической и политической борьбе глобальных сверх монополий – транснациональных корпораций, преобладающих и господствующих в мировой капиталистической системе на завершающем этапе ее существования. Межмонополистическая конкуренция следует к всемирному социальному взрыву, уничтожающему капитализм.
Установление классового господства глобальных сверх монополий в мировой общественной системе капитализма подвергло их диктатуре все сферы и области жизни буржуазного общества. Транснациональные корпорации стали отрываться от своих национальных государств, уходить от их контроля и уплаты налогов, самостоятельно выходить на арену международных отношений. К тому же транснациональные корпорации вытесняли национальные государства из решающей сферы жизни общества – материального производства, - подрывая их экономический базис. В итоге государственно-монополистический капитализм первой половине ХХ века оказался в обвальном кризисе и прекратил свое существование. На смену ему пришел транснационально-монополистический капитализм, подверженный иллюзорной имперской амбиции на мировое господство, следующий политическим курсом фашизма. Взаимоотношения между транснациональными корпорациями и буржуазными государствами оказались в остром противоборстве, в котором свой нажим диктуют глобальные сверх монополии. Эта междоусобная борьба между сверх монополиями и государствами ведет к полному распаду всей мировой капиталистической системы. Вместе с тем эта борьба угрожает существованию национальной государственности многих народов.
Достигнув полного господства в мировой капиталистической системе, транснациональная финансовая олигархия претерпела экономическое вырождение. Это связано с превращением финансового капитала в свою противоположность. Как известно, финансовый капитал образовался в начале ХХ века вследствие сращивания банкового капитала с промышленным и захвата им господствующего положения в мировой общественной системе империализма. Вместе с тем в финансовом капитале стали усиливаться спекулятивные тенденции, свидетельствующие о его фиктивном характере. Эти тенденции способствовали постепенному отрыву банкового капитала от материального производства, разрыву его связей с промышленным капиталом, что побудило в начале 1970-х годов обострение мирового экономического кризиса. В процессе накала этого кризиса наблюдается превращение финансового капитала в спекулятивный, фиктивный, иллюзорный капитал, воплощаясь в снятии денег с золотого обоснования, превращении их в манипулируемый товар уровня ценных бумаг, погружении их в сугубо спекулятивный оборот на всемирном рынке. В итоге экономическое вырождение финансового капитала повлекло за собой его всеобщую агонию, что нанесло губительный удар по капиталистическому производству и подтолкнуло мировую капиталистическую систему к прекращению своего существования.
Агонизирующий империализм оказался необычайно агрессивным. Основываясь на сверх монополистическую частную собственность на средства производства, он развязал в 1980-е годы глобальную антикоммунистическую агрессию против всех направлений исторического прогресса человечества, нацеленную на уничтожение мировой социалистической системы и реставрацию безраздельного господства капиталистического общественного строя во всемирном масштабе, что равнозначно ситуации мировой войны. В то же время глобальный передел мира непосредственно сопряжен с империалистическим переделом всемирной собственности путем хищнического разграбления сверх монополиями национальных богатств народов и природных ресурсов планеты. Но разрушением Советского Союза в 1991 году и подрывом при этом мировой социалистической системы империалистический агрессор перешагнул критическую грань допустимого в мировом историческом процессе и загнал себя в безвыходную ситуацию, которой он не может овладеть, поэтому обречен на неизбежную гибель.
За расчленением СССР последовали утрата баланса классовых сил на международной арене, нарушение равновесия в мировом общественном развитии, расстройство мировых экономической и политической систем, полномасштабный территориальный передел земного шара, глобальная дестабилизация мирового исторического процесса, империалистическое разграбление национальных богатств народов и природных ресурсов планеты, крайнее обострение всех общемировых проблем и противоречий. Соответственно возросли угрозы вселенской катастрофы и уничтожения человечества в ней. В итоге на планете образовался глобальный хаос, который не поддается произвольному управлению, что равнозначно всемирной революционной ситуации. Максимально обострилась и усугубилась всемирная гражданская война, кульминацией которой наступает глобальная социалистическая революция первоначально в большинстве, а в дальнейшем и в остальных странах. Только всемирное торжество социализма – отмена частной собственности и установление общественной собственности на средства производства в планетарном масштабе – может спасти человечество от гибели в глобальной катастрофе, порожденной частнособственническими интересами империалистической буржуазии. Только научное обоснование его общественной жизнедеятельности обеспечивает жизнеспособность всемирного сообщества народов. Наука выступает основой коммунизма, поэтому несовместима с частной собственностью.
Становление науки непосредственной производительной силой общества в условиях частной собственности на средства производства вызвало критическую, переломную, катастрофическую ситуацию в мировом историческом процессе. Наука вступила в непримиримый конфликт с частной собственностью, превращая ее в разрушителя производства и всей общественной жизнедеятельности народов земного шара. Поэтому все сферы жизни общества и все слои населения планеты оказались охваченными глобальным кризисом, постоянно обостряющимся вплоть до возникновения угрозы вселенской катастрофы и уничтожения человечества в ней. Спасти жителей планеты от гибели во вселенской катастрофе может только глобальная социалистическая революция, отменяющая частную собственность и устанавливающая общественный тип собственности на средства производства во всемирном масштабе, обеспечивая при этом соответствие характера производственных отношений общества возросшему уровню развития его производительных сил. В условиях радикальнейшего перелома во всемирной истории именно глобальная социалистическая революция отвечает требованиям основного объективного закона общественного развития, гарантируя перевод всей общественной жизнедеятельности интернационального сообщества народов на научный фундамент.
Юозас Ермалавичюс, доктор исторических наук, профессор.
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме