12:30 02.03.2017 | Все новости раздела "КПРФ"
Ю.В. Афонин: «За сносом столичных пятиэтажек должно последовать кардинальное решение проблемы аварийного жилья в регионах»
2017-03-02 11:25
Пресс-служба ЦК КПРФ.
Перспектива переселения жителей бараков, коммуналок и «хрущёвок» по всей России пока вызывает больше вопросов, чем ответов.
Пятиэтажные дома первых серий наиболее массово возводили в СССР в конце пятидесятых – первой половине шестидесятых годов, - напоминает член Президиума, секретарь ЦК КПРФ, первый зампред комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Юрий Афонин. - Это было время, когда страна только начала оправляться после страшной войны, продолжалась индустриализация, шёл приток людей в города, им нужно было где-то жить. Требовалось разместить и переселить десятки миллионов людей! Поэтому жильё строилось, как бы сейчас сказали, социальное – без архитектурных изысков, лифтов, зато с коммунальными удобствами.
К 1965 году в новые квартиры переехали 54 миллиона человек, а ещё спустя пятилетку это число увеличилось до 127 миллионов. Ни до, ни после этого, подобных объёмов жилищного строительства страна не знала. Понятно, что при таких темпах порой страдало качество, но ни о каких серьёзных ЧП с «хрущёвками» неизвестно – их не было. Тогдашние архитекторы и строители были уверены, что через несколько десятков лет появятся новые технологии, материалы, а вместе с ними – более современное и комфортабельное жильё. Ещё через 20 лет Горбачёв обещал каждой советской семье к 2000 году отдельную квартиру, а что было потом – все мы знаем и помним.
Конечно, сегодня пятиэтажки с их «своеобразной» планировкой, минимальным набором удобств, слабой утеплённостью, стали анахронизмом. Поэтому программу переселения жителей таких домов в столице можно только приветствовать, - убеждён Юрий Афонин. - Около 1 миллиона 600 тысяч москвичей получат возможность переехать в более комфортабельное жильё. Главное, чтобы людям предоставили квартиры в тех же районах, где они живут сейчас.
Снос «хрущёвок» столичные власти ведут с 1999 года. Тогда предполагалось расселить 1722, в основном, панельных, дома, из них сейчас осталось всего 78, новоселье справили свыше 160 тысяч московских семей. Сейчас расселяют пятиэтажки на Ленинском проспекте, улицах Лобачевского и Коштоянца, потом – на проспекте Вернадского. За последние пять лет по программе переселения жителей пятиэтажек было построено почти 2 млн кв. метров жилья – это 110 жилых домов на 23 112 квартир. На проспекте Вернадского вместо прежних 200 тыс. кв. м предполагается построить в 3 раза больше – порядка 600 тыс. кв. м.
Теперь речь идёт о сносе домов других серий – кирпичных, но тоже устаревших, так сказать, морально и физически. Однако, сейчас объёмы гораздо значительнее, а сроки – более сжатые: предстоит расселить 25 млн кв. м или около 7 тыс. домов и возвести на их месте порядка 80 млн кв. м нового жилья. В этой связи, придётся решать целый комплекс задач: резко возрастут нагрузки на инфраструктуру – дорожно-транспортную, социальную, коммунальную. Значит, нужно будет реконструировать существующие и строить новые дороги, развязки, парковки, детские сады, школы, поликлиники и больницы, заниматься энергетикой, заново организовывать общественные пространства. Нужно сделать всё, чтобы не пострадали интересы переселенцев, чтобы им не пришлось переезжать в другой конец города, чтобы не было проблем с местами в детсадах и школах, с посещением поликлиник и госпитализацией в стационар, а для этого необходим общественный и депутатский контроль.
В рамках Адресной инвестиционной программы на 2016-2019 гг. в столице должны построить 55 и 64 . В этих цифрах учтены и те кварталы, которые появятся на месте сносимых «хрущёвок», причём, АИП придётся скорректировать с поправкой как раз на расселение пятиэтажек. Важно, чтобы работа велась комплексно, и социальная инфраструктура сдавалась в строй одновременно с жильём, а не через год-два-три, как это иногда, к сожалению, случается.
И, если ситуация в Москве даёт основания для осторожного оптимизма, то вопрос о судьбе пятиэтажек в других регионах России остаётся открытым. Даже крупные города-миллионники, включая Санкт-Петербург, Новосибирск, Казань, Уфу, не могут позволить себе такую «роскошь», как снос «хрущёвок». Более того, даже отдельные эксперименты по их реконструкции там не получили развития – у муниципалитетов и субъектов Федерации нет на это денег, а привлекать инвестора сложно: есть законодательные, инфраструктурные ограничения, другие проблемы. Девелоперы будут вкладываться в проект, только если на нём удастся заработать, а пятиэтажки – явно не тот случай.
10 лет назад был опыт надстройки мансарды или даже нескольких этажей в столице Башкирии – этим занимался иностранный подрядчик из Чехии. Они возвели два дополнительных этажа на двух панельных «хрущёвках» в районе проспекта Октября, и на этом всё закончилось. Дело в том, что шестые-седьмые этажи без лифта не очень привлекательны для потенциальных покупателей, кроме того, бывает очень сложно получить согласие всех жильцов на реконструкцию здания, а этого требует закон. Потом был другой проект по достройке пятиэтажек до девяти этажей, включая монтаж лифтового оборудования, но он снова натолкнулся на сопротивление жителей, у которых возникли свои сомнения и опасения по поводу реконструкции.
Комплексный капитальный ремонт многоквартирных домов в настоящее время тоже не осуществляется, а если бы это делалось, техническое состояние домов было более удовлетворительным, и ветшали бы они не так быстро. Пресловутый 185-й федеральный закон подразумевает одновременное проведение лишь одного из семи возможных видов капремонта. Кстати, и само принятие этого закона во многом связано с желанием государства переложить на жильцов всю ответственность за состояние домов. Кстати, жители сносимых пятиэтажек тоже платят взносы на капремонт, поэтому нельзя допустить, чтобы их деньги пропали.
Компартия заняла простую и чёткую позицию относительно капитального ремонта многоквартирных домов: когда людям 25 лет дали возможность приватизировать свои квартиры, никто не предупредил, что в недалёком будущем им придётся взять на себе все расходы по содержанию не только жилья, но и кровель, подъездов, подвалов, фасадов. Мы настаиваем, чтобы 85% затрат на капремонт на данном этапе взяло на себя государство, 15% – собственники квартир. Отремонтировать – и только после этого передать под их ответственность.
Между тем, общий жилой фонд России составляет 3,3 млрд кв. метров. Из них 200 млн кв. метров (6,06%) приходятся на «хрущёвки», а свыше трети – это дома, построенные до 1970 года. Общий объём ветхого и аварийного жилья в стране по итогам 2014 года составил 93,3 млн кв. метров, и вряд ли существенно сократился с тех пор. Причём, порядка 24 млн кв. метров – это развалюхи, в которых просто опасно жить! С 2008 по 2015 год в России было расселено около 10,47 млн кв. м непригодных для проживания жилищ. И, если такие темпы сохранятся, на решение проблемы уйдёт не один десяток лет, ибо каждый год будут признаваться ветхими и аварийными всё новые миллионы «квадратов».
И, если в Москве сносят «хрущёвки» и строят на их месте многоэтажные дома, то в небольших городах и посёлках гораздо более насущная задача – расселение из бараков и коммуналок, где люди десятилетиями не видят никаких перспектив улучшить жилищные условия – нормальной работы нет, денег нет, у них стоит вопрос буквально о физическом выживании. 185-й закон призван помочь решить эту болезненную проблему, но в условиях бюрократической волокиты, коррупции и злоупотреблений чиновников на местах, сроки и объёмы региональных программ переселения, качество возводимых домов далеко не всегда отвечают ожиданиям тех, кто выстрадал право жить по-человечески.
Средняя обеспеченность жилыми помещениями в России в расчёте на одного человека составляет 24 кв. м. За 10 лет реализации нацпроекта «Доступное и комфортное жильё» она выросла всего на 3 кв. м, несмотря на значительный рост объёмов строительства, - напоминает депутат. - Так что «эффективность» этой программы говорит сама за себя.
Если же в целом говорить о жилищной проблеме в нашей стране, то сегодня её решение сдерживают низкие доходы населения, дорогая, если не сказать, кабальная, ипотека, отсутствие развитого рынка арендного жилья и слабое участие государства. Подъём стройиндустрии (вместе со смежными отраслями), комплексная застройка с подведением коммуникаций за счёт бюджета, минимизация бюрократической волокиты и коррупционных рисков, поощрение и поддержка индивидуального жилищного строительства позволят значительно продвинуться в решении «квартирного вопроса».
Но наиболее успешным, безусловно, был советский опыт, когда люди массово получали жильё от государства или предприятия, причём абсолютно бесплатно. Есть накопления, но нет желания стоять в очереди на квартиру? Пожалуйста, вступайте в жилищно-строительный кооператив. Была возможность построить и свой дом. Даже во второй половине сороковых, то есть, сразу после войны, в тяжелейших экономических условиях тем, кто строился самостоятельно, государство предоставляло ссуду на 12 лет под символический 1 процент в год.
Уверен, социалистическая практика обеспечения граждан жильём ещё будет востребована!
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме