17:45 18.05.2012 | Все новости раздела "КПРФ"
Ю.В. Афонин: Вся история пионерского движения - это летопись воспитания в ребёнке любви к Родине, его патриотических и гражданских качеств
18 мая на заседании Госдумы от имени фракции КПРФ выступил депутат Ю.В. Афонин.
- Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты, ровно 90 лет назад в Советской России было создано, до сих пор не имеющее аналогов в мире, массовое детское объединение, которое чуть позже получило название Всесоюзной пионерской организации имени Владимира Ильича Ленина.
Десятки миллионов советских людей, в том числе и большинство присутствующих в этом зале, в разные годы с гордостью носили красный галстук. А наша уважаемая коллега Людмила Ивановна Швецова была секретарём Центрального Комитета ВЛКСМ и руководителем всей пионерии Советского Союза.
Разрешите от имени фракции КПРФ поздравить всех с этой замечательной юбилейной датой. (Аплодисменты.)
90 лет назад, стоя у истоков детского общественного движения советской России, Надежда Крупская говорила, что основной задачей развития пионерского движения является воспитание юного поколения. Вся история пионерского движения - это летопись воспитания в ребёнке любви к Родине, его патриотических и гражданских качеств.
Во все времена пионерия жила интересами страны и народа, без преувеличения являясь первой школой гражданского становления подрастающего поколения. Без этой кропотливой работы был бы невозможен отмеченный даже врагами феномен советского человека, патриота, государственника, не жалеющего себя в деле защиты и процветания своей отчизны.
Воспитанники пионерии - это герои Великой Отечественной войны, труженики тыла, покорители целины и космоса, укротители атома, они создатели и творцы великого советского государства.
К сожалению, 20 с небольшим лет назад на фоне антикоммунистической истерии вместе с водой выплеснули в буквальном смысле и ребёнка, а точнее миллионы детей вытолкнули на улицы из воспитывающей, развивающей и созидающей общественной среды. Вот уже третье десятилетие происходит размывание воспитательной функции российского образования. Современная законодательная база, а главное финансово-экономическая политика государства, направленная на так называемое оказание пресловутых услуг, а не на воспитание. Всё это самым пагубным образом сказывается на подрастающем поколении.
В России происходит рост детской преступности. Бандитами и убийцами становятся уже 8-10-летние. Например, в Санкт-Петербурге рост преступлений, совершённых детьми и подростками, за последние годы вырос на 20 процентов.
Неуклонно растёт количество сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их в стране уже почти 700 тысяч. Беспризорность и безнадзорность достигла, по некоторым данным, 2 миллионов человек. Ежегодно в стране появляется 120 тысяч сирот, около 200 детей ежедневно государство отбирает у нерадивых родителей.
Нас захлестнула волна детских и подростковых самоубийств, насилия над детьми, растёт число детей, подверженных алкоголизму и наркомании. Всё это следствие ухода государства с поля воспитания детей.
Школа под напором бюджетирования, ориентированная на результат, всё больше становится фабрикой образовательных услуг.
В этих условиях воспитательная функция могла бы быть подхвачена детскими, общественными, в том числе и пионерскими организациями, как это было в Советском Союзе, и как это происходит во многих развитых странах мира.
Кстати, хорошим примером для нас могла бы послужить братская Белоруссия, где даже в условиях серьёзных экономических проблем было сохранено массовое пионерское движение.
Однако за 20 лет, прошедших после разрушения пионерских структур, так и не выстроена система детских общественных организаций. А то, что осталось от советских времён, во многом держится на энтузиазме отдельных активистов, которые не находят практически никакой государственной поддержки.
В современной России в разы сократилось количество детских оздоровительных, трудовых и спортивных лагерей. Стремительно исчезают дворцы пионеров и дома юного творчества. Происходит коммерциализация внеклассной и внешкольной форм организованного детского досуга. Мерилом всего и вся становится пресловутая эффективность.
Уже сейчас воспитатели и работники детских и общественных организаций лишились педагогического стажа, стремительно исчезают должности вожатых и воспитателей. В современной ситуации школам становится неэффективно их сохранять.
Громадной проблемой для всего детского движения становится отсутствие новых кадров и их подготовки.
Как верно отметил один из директоров московской школы, в системе школьного образования близорукий бухгалтер приходит на смену учителю.
Особо опасными являются законы, принятые в последние годы - об автономных некоммерческих учреждениях, о подушевом финансировании школ и других детских учреждений, и состряпанный фурсенковской командой новый проект закона об образовании.
Этот господин, который ни дня не проработал ни в школе, ни пионервожатым в лагере, любит повторять, что задача современной образовательной системы - это подготовка квалифицированного потребителя.
Между тем великий педагог Василий Александрович Сухомлинский как-то сказал: "С годами образуется пустота и разочарование у тех молодых людей, детство и отрочество которых было бездумным удовлетворением их потребностей".
Считаем, что сейчас просто необходимо лицом обернуться к тем проблемам, которые стоят перед детскими, общественными, пионерскими организациями.
В первую очередь разработать и принять стратегию развития детских общественных организаций в Российской Федерации. Необходимо восстановить материально-техническую базу детских учреждений, которая в период ломки страны была передана в ведение коммерческих структур. Сформировать кадровый состав пионервожатых, преодолеть информационную блокаду, в которой оказались пионерские и иные детские общественные организация в условиях капитализма. Внести изменения в Федеральный закон номер 98 "О государственной поддержке молодёжных и детских общественных организаций", в Федеральный закон 135 "О защите конкуренции", в законодательство "Об образовании" и Налоговый кодекс. Кстати, такие поправки нашей фракцией подготовлены.
Со стороны госорганов необходимо разработать новые механизмы поддержки таких организаций, предусмотреть подготовку кадров в учреждениях высшего и среднего профессионального образования по вопросам детского и молодёжного движения. Решить вопрос о выделении в штате учреждения дополнительного образования или общеобразовательного учреждения ставки для куратора детских и юношеских общественных объединений. Открыть школы подготовки старших вожатых общеобразовательных учреждений федерального и регионального уровня, организовать подготовку и переподготовку, повышение квалификации старших вожатых и педагогов-организаторов для работы с детьми и молодёжными организациями. Предоставить вожатым в сельских школах оклады в размере базовой ставки независимо от комплектации школы, а в сельских школах большинство вожатых, которые остались, работают или на четверть или на половину ставки. Ввести коэффициенты за количество детей и достижения в педагогический стаж вожатых.
В преддверии этого праздника мы провели всероссийский слёт пионервожатых. Десятки тысяч детей по всей стране, в том числе и здесь, в Москве на Красной площади вступят в ряды пионерии, принесут клятву на верность Родине, добру и справедливости. Однако для кардинального решения проблемы защиты детства и воспитания детей мы считаем необходимым создание в стране мощной детской организации, которая получит серьёзное финансирование со стороны государства, и работа которой будет строиться на основе опыта развития детского движения в нашей стране. И тогда мы сможем сказать, что наши дети вновь становятся тем единственным привилегированным классом, каковыми они были в Союзе Советских Социалистических Республик. Спасибо.
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме