19:46 18.04.2011 | Все новости раздела "КПРФ"

Ю.В. Афонин: Молодежь и образование – вопросы политической повестки дня

     Доклад  члена Президиума, секретаря ЦК КПРФ, первого секретаря  Тульского областного Комитета КПРФ Ю.В. Афонина на пленуме обкома.

     Принципиальной социально-экономической и политической тенденцией последнего времени оказалось то, что важнейшими темами и для российского общества, и для власти, и для оппозиции становятся темы образования и положения молодежи в нашей стране. Это темы во многом взаимосвязанные, и обе они имеют непосредственное отношение к ключевым для России вопросам: есть ли у страны шансы для реальной, а не декларативной модернизации и каковы в целом перспективы ее развития, зависящие в значительной степени от образованности, интеллектуального и морального состояния молодого поколения?

     То, что тема образования зазвучала  с особой остротой, в значительной степени было спровоцировано правительственным  проектом нового Закона об образовании, который в парламенте усиленно поддерживает «Единая Россия». Этот проект в очередной раз обнажает ультра-либеральную, основанную на все тех же принципах дикого капитализма идеологию исполнительной власти и партии «единороссов». Он задает так называемые новые стандарты образования, как школьного, так и вузовского, которые, по сути дела, означают деградацию образовательной сферы, предусматривает фактическое урезание полноценного преподавания в школе важнейших дисциплин, сокращение числа школьных учителей и преподавателей вузов. Кроме того, если говорить о молодежи, о тех, кто получает высшее и среднее специальное образование, этот проект закона предусматривает и дальнейшее урезание их социальных прав. В частности, он грозит окончательно лишить студентов стипендий и льгот. До сих пор сохранявшиеся нормы о государственной социальной стипендии, о фонде поддержки нуждающимся студентам в проекте нового закона попросту отсутствуют.

     Разрушительные  тенденции, которые проявляются  в данном проекте, - это очередное  звено в цепи других опасных инициатив исполнительной власти. В этом же ряду следует назвать недавно вступивший в силу закон о бюджетных учреждениях, который фактически переводит бюджетный сектор из социальной сферы в коммерческую. В первую очередь тотальная коммерциализация, наряду со сферой медицинского обслуживания, которое и так уже стало материально недоступным для множества граждан, затронет именно образовательную сферу. Фактически речь идет о том, что образование, которое было в нашей стране всеобщим достоянием в советские годы, окончательно превратится в привилегию богатых. Школы и вузы, способные дать действительно качественное образование, будут становиться все более недоступными для абсолютного большинства юных граждан – не только из бедных семей, но и из семей со средним достатком. То есть, будет и дальше усугубляться ситуация, которая и сегодня плачевна. Если 25 лет назад, во времена СССР, буквально все советские студенты учились за счет бюджета, то сегодня в России такую возможность имеет лишь треть. В то время как, например, в Германии за счет бюджета учится 90% студентов, во Франции – 80%.

     Окончательно  довершает тревожную картину  недавно обнародованная Федеральная  целевая программа развития образования. Согласно этому документу, доля студентов  среди тех, кто получает профессиональное образование, составляющая сегодня 71%, должна к 2015 году уменьшиться до 50%, то есть почти на треть. Для сравнения: в США, в скандинавских странах, в Южной Корее высшее образование получает от 80% до 90% молодежи. Благодаря чему и обеспечивается лидерство этих стран в технологической, инновационной и других сферах. В России же налицо очевидная нацеленность власти на сокращение количества хорошо образованных россиян, высококлассных отечественных специалистов.

     Все это самым прямым образом связано с тупиковой сырьевой ориентацией российской экономики, от которой власть не собирается отказываться, вопреки провозглашаемым ею же тезисам о модернизации. В конечном же счете проблема еще глубже и еще серьезнее. Деградация образования, интеллектуального развития и профессиональной подготовки молодого поколения грозит России кадровым и управленческим коллапсом во всех жизненно важных сферах. Грозит тем, что страна может оказаться попросту не способной своими силами поддерживать элементарное функционирование собственной инфраструктуры, социальных и государственных институтов и тех же сфер здравоохранения и образования. Это проблема, о которой постоянно и настойчиво говорит КПРФ, проблема, которая, по нашему убеждению, должна рассматриваться и решаться как ключевая с точки зрения обеспечения национальной безопасности и независимости страны. Инициативы власти в области образования, все более очевидное пренебрежительное отношение к перспективам российского студенчества и молодежи в целом, говорят о том, что власть не только не желает всерьез противодействовать нарастающему кадровому и управленческому кризису, но способна лишь усугублять его, окончательно лишая страну возможности полноценно развиваться.

     Желая продемонстрировать свою заботу о подрастающем поколении и о молодежи, руководители страны выступают и с другими инициативами, касающимися образовательной сферы и якобы направленными на улучшение плачевной ситуации. Но эти инициативы носят сугубо прожектерский, а иногда и попросту издевательский характер. Так, из недр президентской администрации вышла программа «Наша новая школа». Она, по утверждению ее авторов, призвана модернизировать техническое оснащение школьных знаний, улучшить их бытовое состояние. При этом из российского бюджета на реализацию данной программы выделено около 15 миллиардов рублей. В масштабах России такая сумма смехотворна. Согласно расчетам специалистов, только на обеспечение школ учебниками требуется не менее 15 миллиардов рублей в год. На питание школьников требуется как минимум 25 миллиардов рублей из федерального бюджета и столько же из бюджета регионов. А тут 15 миллиардов отводится на техническую модернизацию школ по всей России. Ясно, что за такие деньги задача быть реализована не может. Зато у власти появляется повод лишний раз напомнить о своем якобы неустанном стремлении к модернизации, которую она не желает на деле подкрепить необходимыми государственными инвестициями.

     Из  того же разряда и не так давно  прозвучавшая идея премьер-министра Путина, касающаяся студенческих стипендий. Встречаясь в конце февраля в Сочи с представителями студенческих организаций, глава правительства заявил, что стипендии надо бы проиндексировать. В каком объеме? По мнению Путина, нужно ориентироваться на официальные данные по инфляции в России. Если ее средний показатель составляет 9%, то и стипендии надо увеличить на те же 9%. То есть, на 90-100 рублей. Ведь средняя студенческая стипендия в России составляет 1000 рублей.

     Серьезно  и честно анализировать социальное положение молодежи, студенчества, анализировать ситуацию с теми же стипендиями и принимать реальные меры вместо издевательских обещаний, власть не желает в принципе. Между тем, если сравнить данные об уровне стипендий по отношению к прожиточному минимуму в 80-е годы, при советской власти, и сегодня, то выясняется, что со времени развала СССР этот уровень в вузах упал в 4 раза, в техникумах – в 8 раз, в ПТУ – почти в 12 раз. В настоящее время стипендия студентов высших учебных заведений – это 20% официально принятого в стране прожиточного минимума, который и сам является нищенским. Стипендия учащихся ПТУ – это и вовсе 7% прожиточного минимума. Это позор для государства, претендующего на звание цивилизованного и правового. Точнее, позор для руководителей этого государства, для всех федеральных чиновников, на которых лежит ответственность за подобное отношение к учащейся молодежи страны.

     Впрочем, учитывая упомянутое выше стремление власти сократить число студентов  в России, подобное отношение к  их материальной поддержке в период обучения выглядит вполне логичным. Помощник президента Аркадий Дворкович и вовсе заявил, что нужно отменить студенческие стипендии, что молодежь, получая образование, должна одновременно работать, добывая себе хлеб насущный. А те, кто считает, что государство должно платить им за то, что они учатся, - это просто иждивенцы. Можно ли квалифицировать подобные тезисы иначе как идеологию социального геноцида? Любому здравомыслящему человеку ясно, что полноценное образование возможно только если учеба становится самой настоящей серьезной работой, упорным трудом, а не дополнением к трудовой деятельности, с помощью которой студентам приходится зарабатывать на жизнь. Не учитывая этого, не способствуя соблюдению этого принципа, власть не имеет морального права говорить, что ее заботит положение молодежи и не может рассчитывать на доверие граждан, рассуждая о модернизации и необходимости инновационного развития страны. И когда идеи, подобные тем, которые высказал Дворкович, звучат из уст президентских помощников, кремлевских «аналитиков» или правительственных консультантов, мы прекрасно понимаем, что на самом деле они исходят от самой власти. Просто высшие чиновники предпочитают, чтобы их самые непопулярные, самые возмутительные идеи и планы озвучивали подчиненные.

     Вопиющая  безответственность власти по отношению  к молодому поколению касается не только студентов, но и аспирантов, и молодых специалистов, преподающих  в учебных заведениях. Сегодняшняя  средняя стипендия аспиранта  в России – 2500 рублей. Как может  человек полноценно заниматься научной работой, трудиться над диссертацией, если у него нет состоятельных родителей, если у него, к тому же, собственная семья, дети, если ему приходится снимать жилье? Преподавательские зарплаты тоже остаются фактически нищенскими. В результате многие молодые специалисты, способные принести пользу на преподавательской работе, оказываются вынуждены искать себе применения в других сферах, фактически выталкиваются из профессии неприемлемой социальной политикой государства.

     Процитирую  слова, которые сказал по этому поводу первый заместитель Председателя нашей партии И.И. Мельников, выступая на прошедшем 26 марта VIII совместном пленуме ЦК и ЦКРК КПРФ: «На 2012 и 2013 годы ни роста расходов на образование, ни повышения зарплаты не планируется вовсе. Естественно, сократился и приток молодежи, а вертикаль чиновников сделала все, чтобы превратить педагогов из носителей знаний в элементы системы обеспечения результатов на выборах. Идет обесценивание честного труда и высоких моральных качеств. Запас прочности иссякает, фактически страна стоит перед угрозой потерять эту часть интеллигенции как особую, основательно подготовленную социокультурную группу. А без этого огромного преимущества, которое мы всегда имели перед другими странами, конкурировать в современном мире невозможно: ведь данная конкуренция начинается именно у школьной доски и вузовской кафедры. Мы твердо убеждены, что без поддержки преподавателей модернизация невозможна. В первом квартале 2010 года зарплата в сфере образования составляла лишь 64% от ее уровня в промышленных производствах. Сегодня нужна индексация, опережающая инфляцию хотя бы на 30%. В случае реализации своей программы социалистической модернизации КПРФ в первую очередь установит ставки педагогических работников общеобразовательных учреждений выше средней заработной платы в производственных отраслях. А в средних специальных учебных заведениях – не ниже 150% от средней заработной платы на производстве».

     Процитированные слова напоминают как о том, что  у КПРФ выработана собственная программа социалистической модернизации, предусматривающая и совершенно иную образовательную и молодежную политику, так и о том, что у нынешней власти нет никакой внятной, созидательной программы в этих сферах. Власть может предложить только разрушительные инициативы.

     Более того, способствуя деградации сферы  образования, попирая интересы как учащихся школ и вузов, так и преподавателей, власть еще и стремится внедрить в образовательную практику методы откровенного идеологического насилия. Об этом свидетельствует так называемая программа «десталинизации» и «десоветизации» - детище президентского совета по содействию развитию институтов гражданского общества. Реализация этой программы приведет к фактическому преследованию тех, кто не пожелает согласиться с пропагандистскими тезисами либеральной пропаганды о «преступном советском прошлом» и «кровавой сталинской диктатуре». А также повлечет за собой тотальную корректировку содержания исторической и других гуманитарных дисциплин в школах и вузах. Корректировку в духе оголтелого антисоветизма, антипатриотизма и русофобии, направленную на фальсификацию отечественной истории, на унижение исторической памяти и национального достоинства россиян. В сущности, к таким инициативам, к таким планам и сводится реальная программа «модернизации» и «инноваций», которые предлагает гражданам власть, не способная решать актуальные масштабные проблемы страны.

     Если  будет и дальше реализовываться  сценарий, осуществляемый в интересах  нынешней социально-экономической  системы, в рамках идеологии олигархии и коррумпированного чиновничества, которые сегодня хозяйничают в России, то детям в школах и молодежи в вузах будут рассказывать о кровавой истории их страны, о преступном прошлом поколений их дедов и отцов. Будут вещать об «ужасах» советского времени в стенах учебных заведений, все чаще становящихся удобной площадкой для распространителей наркотиков, ареной криминальных и межэтнических столкновений – всего того, что было попросту исключено при советской власти, ненавистной нынешним хозяевам страны.

     Осознавая все это, именно самая активная, независимо мыслящая часть молодежи все чаще, все очевиднее склоняется к социальному  протесту против происходящего, все  стремительнее превращается в сознательных и последовательных противников  действующей системы. В последнее время широко обсуждаются новые данные социологических исследований, согласно которым уровень доверия граждан к высшему руководству страны снизился до рекордно низкой за последние десять лет отметки. Даже откровенно близкие к Кремлю и белому дому социологические службы заявляют, что президенту и премьер-министру сегодня доверяют не более 40% россиян. Отдельно не приводятся данные, касающиеся молодежи. Но можно уверенно утверждать, что среди молодых уровень доверия к власти еще ниже. А процент тех, кто готов принять участие в акциях уличного протеста, составляющий порядка 50% от опрашиваемых социологами россиян, среди молодых еще выше.

     Социальные  и политические процессы, происходящие сегодня в других странах и  на других континентах при активном участии прежде всего молодежи, тоже неизбежно заставляют задуматься о том, что может ждать Россию. В Тунисе и в Египте, политическая стабильность которых казалась не менее незыблемой, чем российская, революционная волна поднялась буквально за считанные дни. Совсем недавно, в конце марта, на улицы Лондона вышли сотни тысяч левых демонстрантов, социалистов и антиглобалистов. Они буквально громили банки и офисы крупных корпораций. Это были уже не традиционные требования о повышении зарплат и социальных пособий, а совершенно революционный по духу протест против системы современного капитализма. Протест, который будет неизбежно нарастать. Между тем, ясно, что в сегодняшней России и поводов для социального протеста, и недовольных своим социальным положением намного больше, чем в Британии.

     Обо всем этом, о неизбежной протестной реакции на свои действия, разумеется, задумывается и российская власть. Но она не хочет, да и не может  ответить на это изменением социально-экономической  политики в интересах большинства, реальными делами, которые дали бы молодым надежду на то, что они будут жить и трудиться в более справедливой и благополучной стране. Вместо этого, проявляя все ту же враждебность к обществу, к молодому поколению, власть пытается защититься от нарастающей волны протеста с помощью давления, запугивания, политического сыска. Пример тому – недавняя скандальная история в Санкт-Петербургском Государственном университете. В это знаменитое учебное заведение, из стен которого вышли и нынешние президент и премьер-министр России, недавно пришел запрос из прокуратуры: предоставить сведения о неблагонадежных студентах. Подчеркну, речь шла вовсе не о тех, кто может быть замешан в криминале, в той же торговле наркотиками. Тут власть и правоохранительные органы продолжают демонстрировать полнейшую пассивность и беспомощность. Имелись в виду именно политически неблагонадежные. СМИ, освещая этот скандал, ставший достоянием общественности благодаря студентам, устроившим в знак протеста пикет возле университета, указывали, что подобную практику прокуратура намеревается распространить и на другие вузы страны. Но такое поведение власти способно лишь обострить недовольство и протестные настроения молодежи и общества в целом.

     Все это, безусловно, учитывают и наши политические противники из лагеря псевдооппозиции – либералы, стремящиеся к реваншу идеологии 90-х, и искусственно взращиваемые самой властью якобы оппозиционные, в том числе и молодежные движения, готовые прикидываться хоть патриотами, хоть демократами-западниками. Все они не прочь погреть руки на волне набирающего силу социального недовольства, попытаться повернуть эту волну в своих интересах. Поэтому в нынешней ситуации в особенности принципиальны стоящие перед нами задачи повышения эффективности нашей агитационной и просветительской работы. А вузы, средне-специальные  учебные заведения и молодежная аудитория в целом должны занимать в этой работе особое место.

     Вопросы образования и положения молодежи, о которых я говорил, в сегодняшней  России приобретают не только социальную, экономическую, но и все более явную политическую окраску. И мы, коммунисты и комсомольцы, обязаны это учитывать и грамотно использовать, если хотим, чтобы в ближайшем будущем страна действительно реализовала свой шанс на оздоровление и возрождение.    

           


Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме