10:16 03.12.2013 | Все новости раздела "КПРФ"
Ю.В.Афонин: «Бюджет Тульской области - мифы и реальность»
2013-12-02 23:33
Пресс-служба ЦК КПРФ
Этой осенью главной темой экономических новостей и дискуссий стал федеральный бюджет. Еще до поступления бюджетного проекта в Государственную Думу независимые эксперты оценили его как худший за последние 18 лет. Но 25 октября он был принят в первом чтении благодаря голосованию депутатов от «Единой России». А 20 ноября их же голоса обеспечили принятие бюджета на ближайшие три года во втором чтении. Таким образом, самый антисоциальный бюджет из всех, которые когда-либо рассматривались парламентом, утвержден стараниями проправительственного большинства. Даже несмотря на то, что его критически оценили не только оппозиционные депутаты. О проекте негативно высказался даже председатель бюджетного комитета, адвокат-единоросс Андрей Макаров.
Это первый принятый Думой бюджет, в котором предусматривается снижение расходов на самые социально важные сферы – на ЖКХ, образование, здравоохранение, науку и культуру.
Не стану углубляться в анализ федерального бюджета, поскольку он уже обстоятельно проанализирован в статье Г.А. Зюганова «Проект катастрофы». Однако напомню, что во время парламентского обсуждения проекта в первом чтении министру финансов Силуанову было задано множество вопросов относительно снижения расходов бюджета по названным выше социальным направлениям. На все эти вопросы министр отвечал: «Расходы на ЖКХ, образование, здравоохранение, культуру в федеральном бюджете снижаются и переносятся на региональные бюджеты». Но мы, коммунисты, настаиваем на том, что оценивать принятый бюджет нужно, опираясь на реальную действительность, а не на формальные ответы Силуанова.
Федеральный бюджет рассматривается в Думе в отрыве от бюджетов региональных, которые зачастую остаются вне поля зрения депутатов, да и самого министра финансов. Поэтому Минфину удается прикрываться мнимой достаточностью региональных бюджетов, а одновременно и мнимой возможностью региональных властей самостоятельно решать социальные проблемы. То есть обеспечивать расходы на ЖКХ, на медицину и образование, на детские учреждения и учреждения культуры, на содержание профессиональных учебных заведений и т.д.
Реальные финансовые условия в регионах очень сложные. Нужно отметить, что в федеральный бюджет поступает 65-67% всех бюджетных доходов, а в региональные бюджеты – лишь 33-35%.
Разумеется, в течение финансового года из федерального бюджета в регионы поступают трансферты, дотации, ассигнования в рамках отдельных госпрограмм, то есть дополнительные финансовые средства. Но распределяются по регионам эти средства далеко не всегда обоснованно. Здесь, как и в политике власти в целом, действует порочный принцип «ручного управления», основанный на сиюминутных решениях, лишенных стратегической основы и не опирающихся на ответственное прогнозирование.
Как показывает опыт, в результате «ручного управления» больше всего ущемляются интересы центральных российских областей. А ведь именно на них веками держалась наша страна. И Тульская область – одна из тех земель, которые множили силы Отечества. Это земля мастеровитых, трудолюбивых и одаренных людей. Но какие экономические возможности она имеет сегодня, и какие будет иметь в ближайшей трехлетней перспективе?
Надо отметить, что рост валового регионального продукта в Тульской области прогнозируется на довольно высоком уровне по сравнению с прогнозом роста ВВП в целом по стране. Уже в 2014 г. предусматривается рост ВРП на 8,6% по сравнению с 2013 г. В то время как рост общероссийского ВВП не превысит 3%. Поступательный рост валового продукта Тульской области прогнозируется на последующие два года: в 2015 г. – на 9,6% по сравнению с 2014 г., а в 2016 г. – на 10,2% по сравнению с 2015 г. В целом за весь прогнозируемый период 2013-2016 гг. рост ВРП Тульской области должен составить 31,2%. Этот показатель существенно выше среднего по регионам страны.
Казалось бы, такой прогноз должен свидетельствовать об экономическом прорыве региона. Однако, если внимательно анализировать областной бюджет, то обращают на себя внимание более низкие показатели роста его расходов по сравнению с показателями роста валового регионального продукта. И это бесспорно свидетельствует о невысокой эффективности экономики, о несоответствии уровня ее развития потребностям жителей нашей области.
Эта неблагоприятная тенденция усугубляется неравномерным ростом доходов областного бюджета в течение прогнозируемого периода. Так, в 2014 г. по отношению к 2013 г. доходы возрастают на 7,6%, но в 2015 г. они по отношению к 2014 г. вырастут всего на 2,4%. А вот в 2016 г. по отношению к 2015 г. рост доходов, согласно прогнозу, должен продемонстрировать существенный скачок и составить без малого 8,6%. Такие колебания ставят под сомнение реальность исполнения доходной части бюджета. Можно было бы поверить в успех развития нашей области в 2016 г., но элементарная логика не позволяет этого сделать из-за скромного, почти провального показателя роста доходов в 2015 г., который является базой для следующего года. Резкие колебания динамики доходов бюджета говорят об общей неустойчивости экономики области, а следовательно и о неустойчивости ее социальной системы.
О невысокой эффективности экономики Тульской области свидетельствует сокращение доходов ее бюджета по отношению к ВРП. В 2013 г. ожидаемые доходы бюджета составят 16,4% по отношению к валовому продукту. Согласно проекту на 2014 г. соотношение составит 16,2%, а согласно проекту на 2015 и 2016 гг. – 15,2% и 15% соответственно. Таким образом, уровень доходности бюджета по отношению к валовому региональному продукту снижается с 2013 по 2016 гг. на 1,4%. Что кроется за этими цифрами?
Если бы доходность бюджета в 2016 г. сохранялась на уровне 2013 г., то доходы бюджета в 2016 г. были бы выше на 5,7 млрд. руб. Это недополученные средства, и они составляют более полвины бюджетных ассигнований в экономику нашего региона в 2016 г. Поэтому за относительным снижением уровня доходов бюджета скрываются конкретные и весьма ощутимые для области потери.
Анализируя структуру доходов, нельзя не отметить снижение удельного веса, доли доходов бюджета от налога на прибыль в 2016 г. по сравнению с 2014 г. Если в 2014 г. за счет налога на прибыль организаций формируется почти 26% доходной части бюджета, то в 2016 г. – лишь 24,2%. Снижение доли доходов от прибыли организаций – это, попросту говоря, снижение отдачи, снижение эффективности экономики. Либералы-рыночники пытаются это оспаривать, но жизнь доказывает очевидную истину: крупные собственники прибылью делиться не любят. Они всегда ищут способ добиться снижения налогов в своих интересах, доказывая, что это якобы выгодно и обществу. Однако на снижении доли налога на прибыль на 1,8% в 2016 г. по сравнению с 2014 г. бюджет Тульской области теряет как минимум 1 млрд. руб. доходов. Эта сумма составляет 10% от расходов на развитие экономики области в том же 2016 г. А ведь десятипроцентное увеличение этих расходов позволило бы поднять зарплаты, обновить оборудование на предприятиях, увеличить объемы выпуска продукции. То есть обеспечить реальный рост внутреннего регионального продукта. Область и ее жители теряют такую возможность из-за необоснованного снижения доли налога от прибыли организаций в Тульской области.
Еще более значительную долю в формировании бюджета области составляет налог на доходы физических лиц. В 2014 г. эта доля составит 29,7%, а в 2016 г. вырастет до 30,3% - на 0,6%. Таким образом, в 2016 г. жители области уплатят налогов на 335 млн. руб. больше, чем должны были бы уплатить, если бы их доля в формировании бюджета области оставалась на уровне 2014 г. И теперь финансовые власти даже не считают себя обязанными объяснять, почему возникают такие тенденции.
Очевидно, что те, то настаивает на так называемых современных методиках анализа, будут опровергать мой подход. Они объяснят рост удельного веса налога с физических лиц ростом зарплат и других доходов. Но на самом деле рост доходов от прибыли должен опережать рост доходов от налогов на зарплату. Это один из важнейших принципов эффективной экономики и социальной политики.
При внимательном изучении прогнозов социально-экономического развития области и доходов бюджета приходится усомниться в достоверности расчета этих доходов. Так, согласно прогнозам, рост прибыли в 2014 г. должен составить 11,8%, а налог на прибыль при этом увеличивается всего на 4,7%. Такие расхождения между динамикой роста прибыли и динамикой роста налога на прибыль дают право говорить о недостоверном бюджетном планировании. Погрешность в расчетах составляет 807 млн. руб., не учтенных при планировании доходов бюджета от налога на прибыль. Эту сумму можно отнести к упущенным доходам, в которых явно нуждается область, а точнее – ее жители.
Наиболее значимой социально частью бюджета являются заложенные в нем расходы. От них зависит экономическое развитие и социальная перспектива. Поэтому нельзя не обратить внимания на то, что на период 2013-2016 гг. прогнозируется весьма существенное снижение расходов по отношению к ВРП Тульской области. В 2013 г. расходы областного бюджета составляют 18,9% по отношению к ВРП, в 2014 г. снижаются до 18,3%, в 2015 г. – до 16,4%. А в 2016 г., несмотря на прогнозируемый существенный экономический рост, расходы бюджета по отношению к ВРП составят всего 16%. Что стоит за этими цифрами?
Если бы расходы бюджета в 2016 г. оставались на уровне 2013 г. относительно прогнозируемого ВРП, то они превысили бы заложенные в проекте на 12 млрд. руб. И эта «потерянная» сумма превышает расходы 2016 г. на такую важную социальную сферу как здравоохранение.
В целом за период с 2013 г. по 2016 г. объем расходов областного бюджета увеличивается на 11% при росте ВРП за этот же период на 31,2%.
В пояснительной записке к региональному бюджету поясняется, что в его расходной части нашли отражение все приоритетные для области сферы: дорожное хозяйство, аграрный комплекс, инвестиции в строительство и реконструкцию детских учреждений, поддержка среднего и малого предпринимательства. Однако, при ближайшем ознакомлении с прогнозом социально-экономического развития Тульской области, мы видим снижение инвестиций из регионального бюджета в 2016 г. почти на 233 млн. руб. То есть почти на 4% по сравнению с 2013 г. Получается, что при росте ВРП почти на треть инвестиции все равно снижаются. Возникает вопрос: за счет чего же тогда предполагается обеспечить рост валового продукта? Ведь без капитальных вложений из бюджета не может быть и развития экономики, обновления основных фондов, создания новых рабочих мест. А в итоге оказывается невозможным и создание благоприятной социальной ситуации в области.
Заложенному в областном бюджете росту ВРП за прогнозируемый период на 31,2% явно противоречит снижение расходов по разделу «Национальная экономика». В 2016 г. их снижение составит 17,1% (более 2 млрд. руб.) по сравнению с 2013 г. На 2014 г. заложен попросту катастрофическое снижение расходов на экономику – почти на 3,8 млрд. руб. И самое значительное снижение заложено по подразделу «Сельское хозяйство и рыболовство». В 2014 г. снижение расходов по данному направлению составит 2,5 млрд. руб., или 70,8% по сравнению с 2013 г. Это в буквальном смысле нокаутирующий удар по жизненно важной сфере экономики региона, удар по сельхозпроизводителям.
На сельское хозяйство в разделе «Национальная экономика» отводится всего 6%, а более 16% при этом «спрятаны» в разделе «Другие вопросы национальной экономики». Такое финансовое планирование прямо способствует нецелевому использованию средств бюджета, дает возможность как угодно манипулировать финансовыми ресурсами области.
Уже превратилось в традицию ежегодное снижение расходов по разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство».
К 2016 г. расходы областного бюджета на ЖКХ сократятся почти на 70% по сравнению с 2013 г. И это при том, что число аварий в тепловых сетях Тульской области в 2011-2012 гг. увеличилось на 13,2%. Нельзя не отметить как положительный факт увеличение расходов из бюджета области на образование – и прежде всего на общее образование. Расходы на дошкольное образование должны в течение прогнозируемого периода увеличиться почти в 4 раза, при том что число детей в дошкольных учреждениях возрастет на 8,4%. Это, безусловно, разумные инвестиции, и в данном случае можно говорить о вложении в будущее нашего региона.
Неплохо выглядит ситуация в финансировании здравоохранения. В целом по соответствующему бюджетному разделу эти расходы сохраняются на прежнем уровне. Однако, на амбулаторную помощь, от которой в первую очередь зависит качество медицинского обслуживания граждан, а значит и состояние их здоровья, выделяется всего 5% от общей суммы расходов по разделу «Здравоохранение». А более половины всех расходов и здесь «загнаны» в статью «Другие вопросы в области здравоохранения».
Такая маскировка все чаще используется в практике Министерства финансов при составлении федерального бюджета. А региональные финансовые органы эту практику «успешно» перенимают. Но во всем должна быть мера. Подобное распределение бюджетных расходов никак не идет на пользу гражданам, которые вынуждены возмещать недостающие бюджетные расходы на медицинское обслуживание из собственного кармана. А это для многих попросту непосильно.
В бюджете Тульской области, как и в федеральном бюджете, и в бюджетах регионов, относящихся к числу наиболее устойчивых в финансовом плане, самыми высокими темпами растут расходы на обслуживание государственного долга. В 2016 г. они вырастут в нашей области на 78,8% по сравнению с 2013 г. В конечном счете, это и есть тот результат, к которому изначально стремились ультралиберальные реформаторы, определяющие модель социально-экономического развития России в последние два десятилетия. Он состоит в окончательном закреплении за нашей страной роли примитивного сырьевого придатка глобальной экономики, лишенного национальной промышленности и национального сельского хозяйства. То есть, в конечном счете, лишенного национальной независимости.
Мы обязаны это ясно осознавать. И не просто осознавать, а противостоять этому всеми силами. Потому что те, кто действительно ответственно относится к вопросу о будущем России и ее регионов, не могут смириться с тем, что нашей Родине уготована такая участь.
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме