18:15 13.05.2016 | Все новости раздела "КПРФ"
Ю.П. Синельщиков: Одно лишь увеличение санкций за преступления террористической направленности малоэффективно
2016-05-13 17:51
Пресс-служба депутата Государственной Думы Ю.П. Синельщикова
Депутат фракции КПРФ Ю.П. Синельщиков выступил 13 мая 2016 г. на пленарном заседании Государственной Думы по законопроекту «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и Уголовно-процессуальный кодекс РФ в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности». Публикуем текст его выступления.
Законопроект направлен на осуществление дополнительных мер противодействия террористическим и иным экстремистским проявлениям. В частности, Уголовный кодекс РФ предлагается дополнить новыми составами преступлений, устанавливающими ответственность за несообщение о преступлении террористического характера, содействие экстремистской деятельности, а также совершение акта международного терроризма.
Предлагается также установить четырнадцатилетний возрастной порог за преступления террористической направленности.
Фракция поддерживает идею усиления ответственности за преступления, связанные с терроризмом. Однако законопроект в таком виде принимать нельзя даже в первом чтении.
1. Весьма существенные изменения в УК и УПК предлагается внести без рассмотрения вопроса в Комитете по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству. Обсуждение законопроекта в профильном комитете надлежало провести с участием Уполномоченного РФ по правам ребенка, Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ и других ведомств.
2. Законопроект, предусматривающий изменения в УК и УПК РФ, предлагает расширить уголовную ответственность для детей 14 лет. Сегодня эти лица несут уголовную ответственность по 22 составам преступлений. Законопроект предлагает увеличить этот перечень до 32 составов. В советские времена дети этого возраста могли стать субъектами по 10 видам преступлений. Сомневаюсь, что четырнадцатилетних детей следует отправлять в места лишения свободы за прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности (ст. 205-3), членство в террористическом сообществе (ч.2 ст.205-4), несообщение о преступлении (ст.205-6) и др.
3.Законопроект содержит многочисленные перекосы с предлагаемыми санкциями по сравнению с действующим законодательством. Так, за пособничество в совершении преступлений террористической направленности предлагается установить более строгое наказание, чем за само совершение такого преступления. За содействие экстремистской деятельности предполагается ввести более суровую ответственность, чем за саму такую деятельность.
Законопроект вносит принципиально новый состав: «несообщение о достоверно известных преступлениях». При этом размер наказания за это преступление по проекту будет выше, чем за не обещанное укрывательство особо тяжких преступлений. Предлагая ввести уголовную ответственность за зарубежные теракты в отношении граждан РФ, авторы предусматривают более суровые санкции, чем за теракты на территории РФ.
4. Категорически не согласны с предложением о внесении изменений в ч.5 ст.165 УПК РФ. Данная норма говорит о том, что в исключительных случаях производство обыска, выемки, наложение ареста могут быть осуществлены следователем без получения судебного решения. В этом случае следователь в течение 24 часов с начала производства следственного действия уведомляет об этом судью и прокурора. Законопроект предлагает увеличить этот срок до 3-х суток, ослабляя тем самым судебный контроль и прокурорский надзор за расследованием, давая больший простор произволу.
5. Ряд возражений вызывает и второй законопроект, посвященный этой проблеме. Так мы сомневаемся в допустимости предлагаемого введения института лишения гражданства РФ лица, осужденного за преступления террористической направленности, хотя речь идет о лицах с двойным гражданством.
6. Полагаем, что одно лишь увеличение санкций за преступления террористической направленности малоэффективно. Лица, совершающие эти преступления, не думают, какие сроки им грозят. Полагаю, что эффективными были бы две меры. Во-первых, отмена моратория на смертную казнь за эти преступления. Во-вторых, введение конфискации имущества в отношении обвиняемых по этим преступлениям. Соответствующий законопроект фракции КПРФ уже несколько месяцев находится в профильном комитете.
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме