12:00 26.06.2017 | Все новости раздела "КПРФ"
Ю.Ю. Ермалавичюс: Особенности духовного кризиса
2017-06-26 12:20
Юозас Ермалавичюс, доктор исторических наук, профессор
Глобальный кризис, комплексно охвативший все страны и народы мира, все сферы жизни общества, все общественные процессы на земном шаре, отличается определенными особенностями, связанными, прежде всего, с отражением столь необычного перелома в общественном сознании людей.
Раньше во всемирной истории подобные кризисы наблюдались в периоды социальных революций. Об этом К.Маркс писал: «На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или – что является только юридическим выражением последних – с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. И изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке. При рассмотрении этих переворотов необходимо всегда отличать материальный, с естественно-научной точностью констатируемый переворот в экономических условиях производства от юридических, политических, религиозных, художественных или философских, короче – от идеологических форм, в которых люди осознают это конфликт и борются за его разрешение. Как об отдельном человеке нельзя судить на основании того, что сам он о себе думает, точно так же нельзя судить о подобной эпохе переворота по ее сознанию. Наоборот, это сознание надо объяснять из противоречий материальной жизни, из существующего конфликта между общественными производительными силами и производственными отношениями». Следовательно, предреволюционный кризис классового общества аккумулирует в себе как экономический, социальный, политический кризисы, так и духовный перелом, охватывающий общественное сознание населения. Для реального восприятия тотального, всеобщего, совокупного кризиса общества необходимо, как минимум, научное мировоззрение диалектического материализма.
Нынешний глобальный кризис антагонистического общества вырос в 1970-е годы из общего кризиса капитализма, который разразился в 1900 году и постоянно нарастал на протяжении всего ХХ века. Первый этап обострения всеохватывающего кризиса капитализма отмечен его возникновением в начале прошлого столетия, кульминацией накала в Первой мировой войне, прорывом народов к выходу из него через победу Великой Октябрьской социалистической революции в России. Второй этап обострения общего кризиса капитализма наблюдался в 1930-е годы, достиг своего апогея во Второй мировой войне, был прерван социалистическими, народно-демократическими, национально-освободительными революциями во многих регионах земного шара в послевоенное время. Третий этап нарастающего накала тотального кризиса капитализма развернулся в 1970-е годы, перерос в глобальный кризис и достиг всемирного хаоса в общественном развитии человечества, поставив на повестку дня завершающую волну социалистических революций первоначально в большинстве, а в дальнейшем и в остальных странах планеты Земля. Словом, глобальный кризис оказывается не только самым масштабным, всеохватывающим, катастрофическим, сокрушительным, но и последним кризисом во всемирной истории.
Предшествовавший глобальному кризису общий кризис капитализма не только охватывал экономическую, социальную, политическую сферы жизни общества, но и коснулся буржуазного общественного сознания народов. На планете наблюдалась острая идеологическая борьба, непримиримая «война умов». В столь сложной ситуации В.И. Ленин искал выхода из тотального кризиса капитализма в научном мировоззрении, высшем достижением которого оказался марксизм. Об этом поиске В.И. Ленин писал: «Марксизм, как единственно правильную революционную теорию, Россия поистине выстрадала полувековой историей неслыханных мук и жертв, невиданного революционного героизма, невероятной энергией и беззаветности исканий, обучения, испытания на практике, разочарований, проверки, сопоставления опыта Европы». Ленинский поиск увенчался адекватным восприятием и научным пониманием высшей, империалистической стадии капитализма. В итоге В.И. Ленин сделал вывод, что «только пролетарская, социалистическая революция может вывести человечество из тупика, созданного империализмом и империалистическими войнами». Историческая практика полностью подтвердила правильность этого ленинского вывода. Поэтому соединение научной теории с революционной практикой стало наиболее характерной чертой ленинизма.
Отражение глобального кризиса в общественном сознании людей носит кризисный характер. Кризис буржуазного сознания получил всемирный масштаб, охватил всю духовную жизнь человечества, стал мировым духовным кризисом. Главным проявлением этого особого кризиса выступает отставание умственной развитости общества от удовлетворения необходимых потребностей его развития, обусловленных мировой научно-технической революцией второй половины ХХ столетия. Даже сама духовность общества – его умственная развитость – воспринимается кризисным сознанием как якобы религиозность. Отсутствие же адекватного восприятия общественной действительности лишает людей научного понимания своей жизни. Превратный подход к общественному развитию противодействует осознанию всеобщих объективных законов диалектики истории, рождает пренебрежение объективной логикой мировых общественных процессов. В повседневной жизни эти тенденции проявляются как затмение ума людей, утрата ими здравого смысла своей жизнедеятельности. Империалистические средства идеологического воздействия на людей поддерживают эти тенденции массовым распространением дезинформации, демагогии, безыдейности, банальности, маразма.
Основной причиной возникновения всемирного духовного кризиса явилась мировая научно-техническая революция, которая качественно преобразовала материальные производительные силы человечества на основе постепенного превращения науки в непосредственную производительную силу общества. Органическое соединение науки с производством породило наукоемкий вид производства, обеспечивающий возможности для беспредельного его развития вплоть до достаточного удовлетворения человеческих потребностей всего народонаселения земного шара. Но ни один народ мира не овладел должным образом производительными достижениями научно-технической революции. Так как этому противодействовала капиталистическая система производственных отношений. В процессе научно-технической революции капиталистический способ производства, частная собственность на средства производства полностью исчерпали все свои конструктивные возможности и естественно вступили в исторический этап необратимого прекращения своего существования. В итоге мировую капиталистическую систему, всю частнособственническую цивилизацию охватила всеобщая агония. Но буржуазное общественное сознание оказалось бессильным перед адекватным восприятием агонизирующего положения капитализма. Превратное видение мира обернулось особым духовным кризисом, воспринимающим общественную действительность иллюзорным образом.
Искаженное восприятие буржуазным сознанием социально-экономического развития человечества, пренебрежение объективными общественными законами, бессилие перед диалектикой исторического прогресса народов поддерживают иллюзии империалистической контрреволюции о реставрации безраздельного господства капитализма во всемирном масштабе. Эти иллюзии привели к демонополизации экономики, приватизации средств производства и другим практическим мерам, прямо противоположным основной объективной закономерности развития материального производства – его обобществлению, определяемому ростом его научно-технического уровня. Столкновение же самообманчивой приватизации с объективными законами общественного развития не может не обернуться разрушительными последствиями в хозяйственной деятельности народом и полным ее обвалом в конечном итоге. Иного исхода не могут обещать частнособственнические иллюзии, наполняющие империалистическую идеологию, национализм, клерикализм, либерализм, фашизм и другие потуги антикоммунистического психоза.
Мировая научно-техническая революция превратила науку – всеобщую общественную производительную силу человечества – в непосредственную производительную силу общества, что послужило основой обобществления материального производства во всемирной степени. А глобальное обобществление производства вступило в непримиримый конфликт с частной собственностью на средства производства и обрекло ее на неизбежную гибель. Поэтому объективная историческая необходимость призывает к действию грядущую волну социалистических революций в большинстве стран земного шара по замене частной собственности противоположной ей общественной собственностью на основные средства производства. В этих условиях антинаучный прожект о приватизации средств производства выступает в качестве яркого примера умственной шизофрении, а его практическая реализация представляет собой путь к самоуничтожению общества. Для идеологического прикрытия столь катастрофической реальности империалистическая реакция прибегает к изощренной лжи, обману, клевете, очернению общественного прогресса. Но кризис экономического сознания не может обещать иного исхода кроме как самоуничтожения общества. Ныне спасти народы от гибели могут только социалистические революции, обеспечивающие соответствие характера производственных отношений новому уровню развития производительных сил, достигнутому мировой научно-технической революцией.
Искаженный подход к общественному развитию современного человечества не может реально воспринимать процессы диалектического превращения основных свойств капитализма в свою противоположность. А тем временем финансовый капитал, господствующий в условиях империализма над всеми остальными формами капитала, превратился в фикцию, лишившую деньги золотого обоснования. Когда же деньги стали псевдокапиталом, буржуазные производственные отношения получили спекулятивный, жульнический, криминальный характер. Спекуляция капиталом подорвала международное право на земном шаре, побудила глобальную агрессию капитализма против мирового сообщества народов, спровоцировала транснациональный террор и бандитизм. Это обернулось не только стагнацией материального производства на планете, но и всемирным хаосом в общественном развитии человечества. Идеологической ширмой столь губительной ситуации империалистическая реакция выбрала раздувание культа денег, фетишизацию диктатуры финансовой фикции над народами.
Иллюзорное восприятие населением общественной действительности вызывает самообманчивые последствия и в мировом политическом процессе. На земном шаре преобладающей тенденцией стала играизация политики, которая выступает ширмой над подлинной политикой новейшего времени – всемирной «войной интересов» противоположных общественных сил социалистической революции и империалистической контрреволюции. Политический самообман противостоит адекватному восприятию того, что политика, как и вся жизнь общества, обладает объективной логикой, не зависящей от каких-либо намерений общественных сил. Политику объективно обусловливают способ материального производства, социальная структура общества, совокупная система общественных отношений, а также содержание и характер и текущей исторической эпохи, соотношение классовых сил на международной арене, новейшие особенности мирового исторического процесса и другие определяющие факторы. Поэтому политика предполагает научное обоснование, обеспечивающее успешное использование в ее осуществлении объективных законов общественного развития. А играизация политики лишь поддерживает ее иллюзорность, спекулятивность, обманчивость. Более того, кризис политического сознания неизбежно подталкивает к гибели общественные силы, следующие за контрреволюцией.
Превратное восприятие политики побудило империалистическую контрреволюцию к развязыванию в 1980-е годы глобальной агрессии, нацеленной на установление мирового господства фиктовного финансового капитала над человечеством. Но разрушением Советского Союза империалистическая реакция перешагнула критическую грань в мировом историческом процессе, загнав себя в безвыходное положение, которым она не может овладеть, поэтому обречена на неминуемую гибель. Расчленение СССР обернулось подрывом баланса социально-политических сил на международной арене, нарушением равновесия в общественном развитии человечества, полной дестабилизацией мирового исторического процесса. Внутренние и внешние разрушители СССР стали заложниками своих преступлений, все их контрреволюционные потуги оборачиваются губительными для них самих последствиями. В итоге глобальная агрессия империализма крайне усугубила всемирный хаос, который стал хоронить частнособственническую цивилизацию на кладбище истории. На этих исторических похоронах наблюдаются различные антиобщественные рецидивы, свидетельствующие о десоциализации и дегуманизации буржуазного общества, его нравственной и духовной деградации. А духовный спад народов при взлете научно-технического прогресса в развитии их производительных сил привел к пещерной антинаучности, крайней бездуховности, полному обесцениванию человека. В этих условиях империалистическая контрреволюция манипулирует общественным сознанием народонаселения земного шара, навязывая ему духовное убожество и невежество, разжигая человеконенавистничество. Агонизирующая общественная система капитализма не только не может адекватно воспринимать свою кончину, но и завершает гибелью свою тотальную деградацию.
Объектом духовного кризиса оказался человек буржуазного общества, характеризующегося социальным неравенством и антагонизмом, эксплуатацией и угнетением трудящихся. К духовному подавлению человека, его умственной шизофренизации империалистическая контрреволюция привлекла религию и клерикализм, национализм и нацизм, антикоммунизм и фашизм, а также подобные им рычаги идеологического манипулирования общественным сознанием народов. В итоге кризис человеческой личности стал вершиной глобального кризиса частнособственнической цивилизации. К счастью, необходимые потребности жизни человечества объективно определяются производительными достижениями мировой научно-технической революции, удовлетворение которых предполагает не только построение материального фундамента коммунизма, достижение социального равенства в обществе, научное управление его развитием, но и формирование научного мировоззрения людей. По мнению Ф.Энгельса, коммунистический способ производства «будет нуждаться в совершенно новых людях и создаст их». Формирование человека социальной свободы и равенства возможно в процессе коллективистского и гуманистического развития общества квысшей коммунистической ступени цивилизации, что станет основным содержанием грядущей исторической эпохи. Поэтому мировой духовный кризис лишь свидетельствует о завершающем этапе революционного перехода человечества от капитализма к социализму.
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме