17:30 06.07.2020 | Все новости раздела "КПРФ"
Ю.Ю. Ермалавичюс: Необходим духовный прорыв
2020-07-06 15:34
Юозас Ермалавичюс, доктор исторических наук, профессор
Основоположники научного мировоззрения К. Маркс и Ф. Энгельс обнаружили в середине ХIХ века особые возможности социалистической революции в историческом развитии человечества, в его переходе от предысторической дикости к подлинно человеческой жизни общества.
Подводя итоги научного исследования капиталистического способа общественного производства, К. Маркс пришел к выводу, что «буржуазной общественной формацией завершается предыстория человеческого общества» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 13, с. 8). Ф. Энгельс квалифицировал социалистическую революцию как «скачок человечества из царства необходимости в царство свободы» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 19, с. 228), когда «объективные, чуждые силы, господствовавшие до сих пор над историей, поступают под контроль самих людей» (Там же, с. 227). Точнее - в «такое состояние общества, где не будет никаких классовых различий, никаких забот о средствах личного существования и где впервые можно будет говорить о действительной человеческой свободе, о жизни в гармонии с познанными законами природы» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т.20, с. 117).
Научное предвидение К. Маркса и Ф. Энгельса о становлении человеческого общества получило практическое воплощение в исторической действительности в начале ХХ века, когда капитализм достиг высшей, империалистической стадии своего существования. Империализм стал воплощением общего кризиса капитализма, охватившего все социальные слои и все сферы жизни буржуазного общества, постоянно обостряющегося вплоть до общенациональной катастрофы, следующего к гибели капиталистической формации общества и революционному его преобразованию на социалистических началах. Неотъемлемой чертой общего кризиса капитализма стали империалистические войны, обостряющие его противоречия до крайних пределов. Выход из катастрофической ситуации капитализма В.И. Ленин обнаружил в 1917 году в том, что «только пролетарская, социалистическая революция может вывести человечество из тупика, созданного империализмом и империалистическими войнами» (Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 54, с. 483).
Первым во всемирной истории практическим подтверждением правильности марксистско-ленинской концепции социалистической революции стала Великая Октябрьская социалистическая революция в России. Она оказала глубинное преобразующее воздействие на общественное развитие всех стран и народов земного шара. Именно Великий Октябрь определил содержание, характер, направление развития наступившей исторической эпохи новейшего времени – революционный переход человечества от капитализма к социализму. Оценивая воздействие Великого Октября на мировой исторический процесс, В.И. Ленин заметил, что «весь мир уже переходит теперь к такому движению, которое должно породить всемирную социалистическую революцию» (Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 45, с. 408). Таким образом, Великая Октябрьская социалистическая революция выступила стартом всемирной социалистической революции.
На историческом пути к всемирной социалистической революции В.И. Ленин обнаружил в 1923 году, что «политический и социальный переворот оказался предшественником тому культурному перевороту, той культурной революции, перед лицом которой мы все-таки теперь стоим» (Там же, с. 377). Главной задачей культурной революции В.И. Ленин считал, «чтобы наука действительно входила в плоть и кровь, превращалась в составной элемент быта вполне и настоящим образом» (Там же, с. 391). В исторической действительности к середине ХХ века социалистическая революция вышла во всемирное пространство, обеспечивая становление мировой общественной системы социализма, а в дальнейшем и достижение ею равновесия в историческом развитии с мировой капиталистической системой. В итоге столь существенные сдвиги в общественном развитии человечества побудили мировую научно-техническую революцию, которая качественно преобразовала материально-производственный фундамент жизни мирового сообщества народов.
Под воздействием мировой научно-технической революции совокупные производительные силы человечества обрели совершенно новый уровень развития и закономерно потребовали соответствующего преобразования характера его производственных отношений во всемирном объеме. Научно-техническая революция превратила науку – всеобщую общественную производительную силу – в непосредственную производительную силу общества, что послужило образованию наукоемкого вида производства, гарантирующего его автоматизацию и беспредельное развитие вплоть до полного удовлетворения человеческих потребностей всего населения планеты. Таким образом, научно-техническая революция обеспечила материальную подготовку всемирного торжества социализма. К тому же становление науки непосредственной производительной силой общества послужило основой для обобществления материального производства во всемирной степени, что объективно обусловливает победу глобальной социалистической революции – установление общественной собственности на средства производства в планетарном масштабе, обеспечивая социальное равенство всех жителей земного шара в отношении всемирного богатства.
Мировая научно-техническая революция нанесла сокрушительный удар по империализму, который оказался бессильным перед овладением ее производительными достижениями, вступившими в непримиримый конфликт с основой экономической системы капитализма – частной собственностью на средства производства. На земном шаре крайнее обострение получило основное противоречие капитализма между общественным характером производства и частной формой присвоения его продуктов. Общий кризис капитализма перерос в 1970-е годы в глобальный кризис всей частнособственнической цивилизации, под ударами которого стали ускоренно распадаться все устои старого общественного устройства мира - мировую капиталистическую систему охватила всеобщая агония. В ответ на эти удары, агонизирующий империализм развязал в 1980-е годы полномасштабную антикоммунистическую агрессию против всех направлений исторического прогресса человечества, которая обернулась глобальным хаосом, угрожающим вселенской катастрофой и уничтожением жизни на земном шаре. Спасти народы мира от гибели во вселенской катастрофе может только глобальная победа социализма на планете.
Становление науки непосредственной производительной силой общества, вызванное мировой научно-технической революцией, стало объективно определять необходимые потребности жизни современного человечества ХХI века. Без научного обоснования организации жизни общества и научного управления ее развитием нет дальнейшего общественного движения мирового сообщества народов вперед путем исторического прогресса. Поскольку наука отличается своей безграничностью, беспредельными возможностями развития материального производства, осуществление столь могущественных возможностей в исторической действительности предполагает соответствующую подготовку личности человека – основной производительной силой общества, - в которой воплощаются достижения социальной зрелости и умственной развитости населения земного шара. В силу того, что наукоемкое производство определяет наиболее высокие социальные и духовные потребности людей, их удовлетворение выдвигает на первый план жизни общества повышение сознательности народных масс, усвоение ими научного мировоззрения диалектического материализма, усиление субъективного или человеческого фактора в историческом творчестве человечества. Тем более, что общественное сознание людей не только познает общественное бытие, но и оказывает активное воздействие на исторический прогресс в зависимости от их умственной развитости, духовного богатства, интеллектуального потенциала, культуры мышления.
Отменой частной собственности и установлением общественной собственности на средства производства в планетарном масштабе всемирная социалистическая революция преодолевает стихийное, слепое, хаотическое развитие населения земного шара и открывает возможности для сознательного, планомерного, гармонического развития общества. Поэтому становление науки непосредственной производительной силой общества усиливает взаимодействие общественного бытия и общественного сознания людей. При определяющей роли общественного бытия в отношении общественного сознания последнее постепенно наращивает свое воздействие на исторический прогресс. Высшим показателем умственной силы человека является его научное мировоззрение, диалектико-материалистический подход к общественной действительности. Только научная идеология выполняет созидательную роль в исторической практике. Дальнейшее повышение уровня наукоемкости материального производства влечет за собой возрастание степени его обобществления, определяя вместе с тем усиление коллективистского и гуманистического характера общественных отношений народов. В итоге умственное развитие общества стимулирует его социальное созревание и духовное обогащение, усиливая творческие способности народных масс к многогранной созидательной жизнедеятельности.
Умственное развитие народов стимулируется усилением творческого характера труда в их общественной деятельности. Творческий труд предполагает научное сознание людей, содержание которого состоит в диалектико-материалистическом понимании мироздания. Научное сознание представляет собой осознание всеобщих объективных законов диалектики развития природы и общества: единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные сдвиги, повторения пройденных ступеней на более высоком уровне. В этом заключается сила человеческого ума, выступающая наиболее существенным свойством личности человека, содействующая строительству человеческого общества, служащая созиданию человеческого мира. Осуществление столь гуманистических тенденций реально возможно благодаря победе всемирной социалистической революции, глобальному торжеству социализма. Основной мотив этой величайшей социальной революции состоит в удовлетворении необходимых потребностей жизни современного человечества, обусловленных всеобщим научным потенциалом, созданным мировой научно-технической революцией. Это соответствует научному прогнозу Ф. Энгельса, что только с утверждения социализма на земном шаре «люди начнут вполне сознательно сами творить свою историю» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 19, с.228).
Наукоемкое производство, созданное мировой научно-технической революцией, выступает материальным фундаментом научного обоснования организации жизни общества и научного управления общественным развитием, что необходимо для подъема мирового сообщества народов на высшую ступень человеческой цивилизации и культуры. Ради овладения столь высоким развитием общества, целенаправленного применения объективных общественных закономерностей в революционной практике необходимо адекватное восприятие и научное понимание исторической действительности. Согласно научному мировоззрению диалектического материализма, уровень наукоемкости производства определяет степень его обобществления, поэтому выступает исходной позицией при определении форм общественной собственности на средства производства, налаживании мирового производственного процесса, общественной организации труда на планете, переводе всей жизнедеятельности человечества на научную основу.
Уровень наукоемкости материального производства определяется силой научной мысли, воплощенной в производственных технологиях. Непосредственное соединение производственного труда с научным трудом существенно повышает интеллектуализацию производственного труда и усиливает его творческий характер. В этих условиях в исторической действительности человечеством достигается то, что им научно осознается и практически осваивается без вреда самому себе. Для этого человек должен обладать научным сознанием и владеть действием всеобщих объективных законов диалектики в конкретной практике исторического творчества, так как научное мировоззрение является основополагающей формой общественного сознания человека, определяющей сущность и характер его мышления. Это реально в обществе социальной свободы и равенства. Только социализм привлекает науку к обоснованию жизни общества и управлению ее развитием в соответствии с объективными экономическими и социальными законами, человеческими потребностями людей. Соединение же безграничной силы научной мысли со своекорыстными интересами или частнособственническими расчетами империалистической буржуазии ускоренно наращивают угрозу глобальной катастрофы и гибели человечества в ней. Преодоление социальных причин этой роковой опасности состоит в отмене частной собственности и установлении общественной собственности на средства производства во всемирном масштабе. Вместе со всемирной социалистической революцией требуется мировая научно-мировоззренческая революция в общественном сознании людей – усвоение народами научного мировоззрения диалектического материализма и овладение ими действием всеобщих объективных законов диалектики в революционной практике.
Мировая духовная революция поднимает народные массы на высоту решения назревших исторических задач современности, совокупность которых К. Маркс прогнозировал как «человеческое общество, или обобществившееся человечество» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 3, с. 4). На этой основе К. Марксом сформулирован главный принцип коммунистического гуманизма – «человек – высшее существо для человека» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 1, с. 422), - согласно которому человек является высшей социальной ценностью в обществе. В центр общественной жизнедеятельности человечества выходит человек, научное самоуправление которого обеспечивает функционирование человеческого общества. К тому же человечеством достигаются те инновации науки, которые им теоретически осознаются и практически осваиваются. Поэтому умственная развитость и зрелость человека, культура научного мышления определяют его ценностную ориентацию к подъему на высоту решения назревших исторических задач человечества.
Мировая духовная революция призвана объективной исторической необходимостью к удовлетворению усложняющихся познавательных потребностей человека, действующего в постоянно меняющемся мире. Она призвана к освобождению народных масс от иллюзорного, превратного, виртуального восприятия окружающего мира и вооружению их адекватным восприятием исторической действительности. Основополагающей ее задачей является освобождение народов от антинаучного подхода к жизни общества и формирование их научного мировоззрения диалектического материализма. Главной целью научно-мировоззренческой революции выступает формирование научного сознания людей, способного к целенаправленному использованию всеобщих объективных законов диалектики в качестве основополагающих экономических и социальных законов в конкретной практике исторического творчества. В совокупности этих факторов состоит социальная ответственность человека за судьбу человечества – обобществившегося людского коллектива.
Осознание человеком самого себя как высшей социальной ценности в обществе посильно только научному сознанию, что равнозначно человеческому мышлению. Поэтому в развитии личности человека становление науки непосредственной производительной силой общества, вызванное мировой научно-технической революцией, является качественным скачком от состояния предысторической дикости к подлинной человечности. Само становление науки непосредственной производительной силой общества состоит в овладении человеком ее достижениями. Это воплощается в социализации и гуманизации общества вплоть до полной социальной свободы и равенства всех людей на земном шаре. Это осуществляется народами в исторической действительности путем взаимодействия теоретического и практического направлений ее развития, при неразрывной взаимозависимости и взаимообусловленности социальной и духовной сфер жизни общества, под взаимодополнением и взаимообогащением всемирной социалистической революции и мировой научно-мировоззренческой революции в общественном сознании человека. Научное сознание человека составляет его духовное богатство вплоть до подлинной человечности, соответствия высокому званию человека. Наука становится основой созидания человеческого мира, научность пронизывает все сферы жизни общества. Порабощенное объективной исторической необходимостью существо превращается в разумного и свободного человека.
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме