13:00 16.01.2019 | Все новости раздела "КПРФ"
Ю.Ю. Ермалавичюс: Когда ум играет главную роль
2019-01-16 11:50
Юозас Ермалавичюс, доктор исторических наук, профессор
Всемирная социальная революция, объективные законы которой действуют на земном шаре, составляет основное содержание нынешнего передела мира, представляющего собой глубочайший перелом во всемирной истории.
Об этом ежедневно свидетельствуют глобальный кризис земной цивилизации социального неравенства и антагонизма, всемирная «война интересов», всеобщая агония мировой капиталистической системы, отсутствие у населения адекватного восприятия исторической действительности и подобные им тенденции мирового революционного процесса. В совокупности они аккумулируются в глобальном хаосе, который не поддается произвольному управлению господствующими «верхами» планеты, что равнозначно всемирной революционной ситуации, ускоренно перерастающей в глобальную социалистическую революцию.
Социалистическую революцию планетарного масштаба подготовила мировая научно-техническая революция второй половины ХХ века. Эта величайшая революция в развитии совокупных производительных сил человечества обеспечила непосредственное соединение науки – всеобщей общественной производительной силы – с материальным производством. Становление науки непосредственной производительной силой общества породило наукоемкий вид производства, обладающий возможностями его беспредельного развития вплоть до полного удовлетворения человеческих потребностей всего населения земной планеты. Соответственно всеобщий научный потенциал, созданный научно-технической революцией, стал определять необходимые потребности жизни мирового сообщества народов. К тому же наука – продукт всеобщего труда людей на благо человечества – оказалась несовместимой с частной собственностью на средства производства, превратив ее в разрушителя производства и всей общественной жизнедеятельности народов. Это обстоятельство определяет основной вопрос глобальной социалистической революции: отмену частной собственности и установление общественной собственности на средства производства во всемирном масштабе.
Поскольку особенности науки как непосредственной производительной силы общества заключаются в ее безграничности, в беспредельных возможностях развития материального производства, осуществление столь могущественных возможностей предполагает соответствующую подготовку личности человека, в которой воплощаются достижения социальной зрелости и умственной развитости общества. В силу того, что наукоемкое производство определяет наиболее высокие социальные и духовные потребности людей, их удовлетворение выдвигает на первый план жизни общества повышение сознательности народных масс. Тем более, что общественное сознание людей не только познает общественное бытие, но и оказывает активное воздействие на исторический прогресс в зависимости от их умственной развитости, духовного богатства, культуры мышления.
Первоочередным и высшим показателем умственной силы человека является его научное мировоззрение, диалектико-материалистический подход к общественной действительности. Только научная теория выполняет революционно-созидательную роль в исторической практике. Дальнейшее повышение уровня наукоемкости производства влечет за собой возрастание степени его обобществления, определяя вместе с тем усиление коллективистского и гуманистического характера общественных отношений народов. В итоге умственное развитие общества стимулирует его социальное созревание и духовное обогащение, усиливая творческие способности народных масс к многогранной созидательности жизнедеятельности.
Становление науки непосредственной производительной силой общества усиливает взаимодействие общественного бытия и общественного сознания людей. При определяющей роли общественного бытия в отношении общественного сознания последнее постепенно наращивает свое воздействие на исторический прогресс. Общественное сознание не только отражает общественное бытие, но и преобразовывает общественную жизнь, разрабатывая теоретические проекты ее развития, стимулируя умственное созревание людей, мотивируя ценностную ориентацию их жизнедеятельности, поднимая народные массы на практическое осуществление намеченных целей и планов. Особую роль при этом играет научное сознание, обеспечивающее адекватное восприятие исторической действительности и диалектико-материалистическое ее понимание. Именно диалектико-материалистическое мировоззрение служит научному обоснованию жизни общества и научному управлению общественным развитием, что обеспечивает сознательное использование всеобщих объективных законов диалектики, а также основополагающих экономических и социальных законов в конкретной практике исторического творчества человечества.
Умственное развитие народов обусловливается и стимулируется усилением творческого характера труда в их общественной жизнедеятельности. Творческий труд предполагает научное сознание людей, содержание которого состоит в диалектико-материалистическом понимании мироздания. Научное сознание охватывает глобальное и целостное видение мира. Оно представляет собой осознание всеобщих объективных законов диалектики развития природы и общества. Законы диалектики воплощают в себе объективные, всеобщие, необходимые, постоянные, существенные связи между явлениями, процессами, тенденциями, функционирующими в непрерывном движении мира в пространстве и времени. Научное понимание всеобщих объективных законов диалектики возможно на основе адекватного восприятия людьми естественно-исторической действительности на теоретическом уровне общественного сознания. В этом заключается сила человеческого ума, выступающая наиболее существенным свойством личности человека, содействующая строительству человеческого общества, служащая складыванию человеческого мира.
Поскольку сила человеческого ума безгранична, воздействие общественного сознания людей на общественную жизнь зависит от их умственной развитости, духовной зрелости, интеллектуального богатства, культуры мышления. Высшим достижением умственной развитости человека является его научное мировоззрение, обеспечивающее диалектико-материалистическое понимание объективных законов развития природы и общества, содействующее целенаправленному использованию всеобщих объективных законов диалектики в исторической практике. Диалектико-материалистическое мировоззрение выступает исходной позицией при научном обосновании жизни общества и научном управлением общественным развитием. Руководствуясь научным мировоззрением, человек преобразовывает свое общественное бытие в соответствии с действием объективных законов мирового исторического процесса. Благодаря научному сознанию, человек создает общественное жизнеустройство, отвечающее его человеческим потребностям. Под воздействием научного мышления людей складывается человеческий мир.
В сознательности, умственной развитости людей состоит их духовность, человечность. Общественное сознание человека выполняет субъективную роль в преобразовании общественной жизни. Научное мировоззрение содействует сознательному использованию объективных экономических и социальных законов в общественной жизнедеятельности народов. Поскольку необходимые потребности жизни современного человечества обусловливаются производительными достижениями мировой научно-технической революции, их удовлетворение предполагает осознание народными массами объективной исторической необходимости и соблюдение ее требований в революционной практике ради должного овладения достижениями научно-технического прогресса. Осознание же объективной необходимости превращается в социальную свободу, которая реально возможна благодаря победе глобальной социалистической революции, всемирному торжеству социализма.
Глобальная социалистическая революция немыслима без соответствующей контрреволюции, которая ныне свирепствует на земном шаре. Она действует против объективных законов общественного развития, поэтому следует путем самоуничтожения. Империалистическая контрреволюция развязала в 1980-е годы глобальную агрессию против всех проявлений исторического прогресса человечества, нацеленную на реставрацию безраздельного господства капиталистического общественного строя во всемирном масштабе. Главным направлением контрреволюции стал транснациональный передел собственности путем разграбления общественного богатства народов и природных ресурсов планеты. Агонизирующий империализм еще может погубить десятки народов, отбросить человечество далеко назад на историческом пути развития, вызвать вселенскую катастрофу и уничтожить в ней подавляющее большинство населения земного шара.
В то же время глобальный хаос хоронит капиталистическую формацию общества, а заодно и всю частнособственническую цивилизацию на кладбище всемирной истории. В столь революционной ситуации империалистическая контрреволюция ежедневно демонстрирует свое умственное бессилие, которое проявляется в отсутствии адекватного восприятия исторической действительности, пещерной антинаучности, чудовищном самообмане, шизофреническом манипулировании общественным сознанием населения. Таким образом, контрреволюция выполняет свою историческую миссию по разрушению старого общественного устройства мира. Когда разрушительная миссия империалистической контрреволюции будет выполнена полностью, глобальная социалистическая революция развернет полномасштабное созидание коммунистической цивилизации социальной свободы и равенства. Жизнеспособные силы мирового сообщества народов умственно созревают для строительства человеческого общества, утверждения коллективистского и гуманистического жизнеустройства человеческого мира. В периоды социальных революций народные массы всегда следуют за умом.
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме