18:15 10.04.2013 | Все новости раздела "КПРФ"

Иван Мельников о шансах на отставку министра Ливанова, возможных кандидатах на этот пост и научно-образовательном курсе в интервью «Свободной прессе»

2013-04-10 17:41
Павел Щербаков, пресс-служба ЦК КПРФ

Первый заместитель Председателя ЦК КПРФ, Первый заместитель Председателя Государственной Думы, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова Иван Мельников ответил на ряд откровенных и интересных вопросов медиа-ресурса «Свободная пресса» в связи с жестким заявлением Компартии и её лидера Геннадия Зюганова с требованием немедленной отставки министра образования и науки Дмитрия Ливанова. Предлагаем вниманию полный текст интервью.

 

- Почему жесткое требование отставки Фурсенко и Ливанова последовало сейчас?

- Мой ответ будет построен из трёх аргументов. Во-первых, отставки Андрея Фурсенко, когда он был министром, мы требовали много лет и своего в принципе добились. Однако приход Дмитрия Ливанова показал, что курс остался тот же: на коммерциализацию и уничтожение системных традиций. Более того, новый министр сделал этот курс еще более радикальным по сути и злобным по стилю.

Во-вторых, если говорить о Ливанове, то произошло накопление негатива. Нет более никакого смысла присматриваться к нему и сохранять иллюзии. С господином Ливановым нам все ясно, политическая точка поставлена.

В-третьих, мы всегда подчеркиваем: оппозиционная сила сама по себе или профессиональное сообщество само по себе – не так много могут добиться, для эффективной борьбы нужно сложение усилий и мотиваций. В данном случае это произошло: не только мы, но и ректорский корпус, и студенчество, и научная элита, - все едины во мнении, что политика, олицетворяемая нынешним руководством Министерства, это путь к деградации образования и науки, оставляющий Россию без достойного будущего.

- Известно, что ни Путин, ни Медведев своих, как правило, не сдают. Каковы в этой связи перспективы отставки? Реально ли, что Кремль на этот раз прислушается к заявлению коммунистов?

- Вы рассуждаете в целом верно, но, полагаю, с некоторых пор ситуация стала меняться. После протестных волн, которые прошли по стране, а также в условиях неустойчивой экономики первые лица стали опасаться за свои рейтинговые очки и показали большую готовность «жертвовать фигурами» со своей половины шахматной доски. Достаточно сказать о деле Сердюкова и вспомнить о целом ряде ранее публичных фигур, которые теперь «спрятаны» от ока народа либо в стенах Администрации Президента, либо в иных не публичных структурах. Господин Ливанов подошёл к ситуации, когда он наносит явный репутационный ущерб и Президенту, и Председателю Правительства. Не будем забывать, что в своем личном деле он уже имеет выговор от Владимира Путина. Так что все реально.

Интересный сигнал: даже единороссы заговорили на эту тему, пытаясь убежать от ответственности за политику своего министра. Не убегут: именно они принимают законы, разработанные этим Министерством. 

- Вчера премьер Медведев встречался с Геннадием Андреевичем. О чем они говорили? Обсуждалась ли «образовательная» тема?

- Они обсуждали весь комплекс вопросов социально-экономической политики. Но только эти два политика могут сказать, как и что они конкретно обсуждали. Знаю точно, что образовательные вопросы Зюганов ставил. Как человек из семьи педагогов он особо внимательно относится к этой проблеме, лично курировал работу над текстом заявления партии с требованием отставки руководства Министерства.

- Если Ливанова «уберут», или же он сам уйдет, кто может занять его место. И реально ли реанимировать то, что уже разрушено в российском образовании?

- Реанимировать реально всё, что угодно, была бы воля. Не будем забывать, какой скачок и за сколько лет наша страна сделала от безграмотности до космоса. Можно вспомнить и то, за какое время Советский Союз «отсроился» после Великой Отечественной войны.С разрушениями наш народ бороться умеет. Тут важно, кто руководит такой борьбой и в рамках какого курса. Хороший министр образования и науки при нынешнем общем либеральном курсе может, как максимум, уменьшить ущерб для научно-образовательной системы. Но и это уже очень важно. А в идеале, конечно, нужно разворачивать влево проводимую политику в целом. Ни наука, ни образование не могут развиваться в рамках «выгодно-не выгодно».

Что касается кандидатур, то наиболее интересный кандидат с нашей точки зрения – Олег Николаевич Смолин. Если же власть не захочет вести поиск среди представителей партий и фракций, то нужно искать среди ректоров-тяжеловесов. И не среди «менеджеров», а среди опытных традиционалистов, работающих по «системе Ломоносова» так, как в хорошем русском театре работают по «системе Станиславского». Крайне необходим человек с государственным стратегическим мышлением.

- Какие шаги необходимо сделать, чтобы вернуть российское образование к жизни?

- Даже если я отвечу на этот вопрос несколькими абзацами, я буду не серьёзным человеком. Ответ на этот вопрос содержится в толстой программе взаимосвязанных шагов. У КПРФ, к примеру, такая программа есть, мы проводили её презентацию. Там и о школьном, и о вузовском образовании. И о структурных шагах, и о финансовых приоритетах. И о фундаментальной, и о прикладной науке. Отвечая вам, скажу об основном: на те средства, которые сейчас выделяются на науку и на образование, нельзя сделать прорыв. Нужно понимать, что наука и образование не пишутся через запятую среди многих и многих приоритетов. Это локомотив, через который можно будет поднять и производство, и промышленность, и фармакологию, и сельское хозяйство, и многое другое. Образование и наука - это почва, рождающая новые мысли и технологии. Начало начал для любых планов по модернизации. Но это и конец концов, если и дальше продолжится нынешний курс.

Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме